+7 (701) 759 90 19
USD 389.98 EUR 434.01
RUB 6.10 CNY 55.04
Новости

КУРСОМ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: «Информационный Казахстан» - это по-настоящему народная программа» - Бикеш Курмангалиева

3 Мая 2013 12:59
Поделиться:
КУРСОМ СОЦИАЛЬНОЙ  МОДЕРНИЗАЦИИ: «Информационный Казахстан» - это по-настоящему народная программа»  - Бикеш Курмангалиева

АСТАНА. 3 мая. КАЗИНФОРМ - Современное развитие человечества уже невозможно без внедрения во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий, которые безвозвратно меняют уклад нашей жизни, составляя фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу - обществу с высоким социально-экономическим, политическим и культурным развитием. Казахстан не является исключением, поэтому для развития ИКТ-отрасли у нас в республике был создан Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», который формирует благоприятные условия

для повышения конкурентоспособности и экономической эффективности инфокоммуникационной отрасли, стимулирует инвестиционную и инновационную активность в сфере инфокоммуникаций.

О том, какие проекты ИКТ-отрасли реализуются в рамках государственной программы «Информационный Казахстан-2020», а также о шагах, предпринимаемых Национальным холдингом «Зерде» для развития ИКТ-отрасли Казахстана, корреспонденту нашего агентства рассказала заместитель председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Бикеш Курмангалиева.

- Бикеш Кайдаровна, в январе этого года для развития ИКТ-отрасли Правительством была принята Государственная программа «Информационный Казахстан-2020». Расскажите, каковы основные задачи этой программы?

- Информационный Казахстан - это по-настоящему народная программа, потому что она создана для каждого из нас. Ее реализация затронет все казахстанское общество, поскольку она призвана сделать ИКТ инфраструктуру доступной для всех желающих, научить граждан использовать ее для своего развития. Таким образом мы создадим переход к новому информационному и инновационно ориентированному обществу, способному вывести нашу страну на качественно новый уровень.

Сегодня каждый пользуется услугами электронного правительства, каждый хочет всегда иметь под рукой качественный высокоскоростной Интернет, каждый хочет использовать на благо себе возможности, которые открывает перед нами мир инфокоммуникационных технологий. Именно поэтому в реализации этой программы должны быть задействованы все казахстанцы - своим участием, своими предложениями или конструктивной критикой, направленной на улучшение методов и форм воплощения «Информационного Казахстана-2020» в жизнь.

Реализация этой программы не просто создаст условия для перехода к информационному обществу, но станет катализатором в ускоренном развитии экономики Казахстана.

- Несомненно, за развитием инфокоммуникационных технологий - будущее. Но уже сегодня эта отрасль вносит свой вклад в развитие нашей страны. Если говорить о финансовой стороне, то какова доля ИКТ в ВВП Казахстана?

- Доля IT-рынка в ИКТ-отрасли также выросла в сравнении с 2011 годом и составила 44,5%. Если говорить об объеме IT- рынка в ИКТ-отрасли, то за тот же период он составил 393 млрд. тенге, притом, что уже к 2011 году прирост составлял 40% (157 млрд. тенге).

Вообще в структуре IT-рынка следует выделить три крупных сектора: сектор IT-оборудования, сектор программного обеспечения (ПО) и сектор IT-услуг. Если анализировать данные в разрезе этих секторов, то динамика объема структуры IТ-рынка будет выглядеть следующим образом: сектор IТ-услуг составляет 63 млрд. тенге, с учетом прироста в 26,4% (23 млрд. тенге) к предыдущему 2011 году; сектор программного обеспечения за проанализированный период 9 месяцев 2012 года равен 7,9 млрд. тенге, притом, что в 2011 году было зафиксировано снижение объема данного сектора на 2,19% (234 млн. тенге) по сравнению с 2010 годом; а сектор IТ-оборудования за этот период заработал 322,2 млрд. тенге, несмотря на то, что и в этом направлении в 2011 году также был спад на 2,6% (3,7 млрд. тенге) по сравнению с 2010 годом.

В целом динамику роста IT-рынка можно охарактеризовать как положительную, поскольку объем IT-рынка в 2009 году составлял 165 млрд. тенге, в 2010 году - 216 млрд. и в 2011 году - 236 млрд. тенге. Но достигнутые результаты вовсе не означают, что теперь можно почивать на лаврах, потому что этот успех нужно сначала закрепить и постоянно приумножать.

- Бикеш Кайдаровна, одним из основных направлений работы холдинга «Зерде» является повышение компьютерной грамотности. Почему сегодня это так важно?

- Грамотность населения - один из ключевых показателей развития любого государства. На сегодняшний день грамотность населения должна характеризоваться не только умением грамотно писать или знанием нескольких языков, но и умением использовать новые IT-технологии.

Повышение компьютерной грамотности выгодно всем - и гражданам, и государству, и работодателям. Потому что если мы постоянно повышаем свои знания и умения, то наша стоимость на рынке труда будет неуклонно расти, плюс к этому, имея свободный доступ к профессиональным ресурсам, мы сможем улучшать свои специализированные навыки, свой профессионализм, что, несомненно, снизит вероятность потери работы и сделает нас востребованными.

В то же время работодатель, стремящийся к развитию своей компании, оснащает ее передовой техникой, применяя новейшие разработки, но ему также нужны высококвалифицированные специалисты, способные управлять ею. Обучая своих сотрудников, работодатель обеспечивает себя сподвижниками, которые, применяя полученные знания, смогут вывести компанию на новый уровень.

Положительный эффект от повышения компьютерной грамотности также ощутит и государство, поскольку получит высококвалифицированных конкурентоспособных граждан, активно использующих интернет-возможности для непрерывного самообразования. К тому же казахстанцы, используя передовые интернет-технологии для получения госуслуг в электронном формате, уже сегодня способствуют снижению коррупции и противодействуют бюрократическим барьерам, тем самым обеспечивая прозрачность взаимодействия государства и граждан.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как именно ведется повышение компьютерной грамотности?

- Поскольку само понятие компьютерной грамотности содержит в себе два направления: базовую компьютерную грамотность и профессиональную, то и обучение будет проводиться адресно, с учетом этих категорий.

Обучение по первому направлению будет вестись для таких целевых аудиторий как безработные, жители отдаленных районов, воспитанники детских домов, инвалиды, пенсионеры, а также для всех граждан, не получивших эти навыки.

Профессиональное повышение компьютерной грамотности будет проводиться предприятиями исключительно с учетом специфики их работы и потребности работодателя.

Помимо этого, для повышения эффективности данных курсов будет учитываться место проживания адресантов. Ведь ни для кого не секрет, что в сельской местности компьютеризация, равно как и сама компьютерная грамотность, на порядок ниже, чем в городах. Потому что сельское население порой просто не имеет доступных средств связи, компьютеров или качественного доступа к сети Интернет.

В прошлом году холдингом проводились первые курсы повышения компьютерной грамотности, видео-пособия которых по базовым навыкам работы с персональным компьютером, сетью Интернет и получением электронных услуг доступны сейчас на порталах e-gov и KazTube.

- Бикеш Кайдаровна, скажите, а учитывался ли зарубежный опыт при разработке Плана мероприятий по повышению компьютерной грамотности населения и увеличению количества пользователей электронных услуг на 2013-2014 годы?

- Безусловно. Нашими специалистами был изучен опыт как наших ближайших соседей, так и стран дальнего зарубежья. Что-то новое, интересное и продуктивное мы позаимствовали для нашей концепции, но большей частью опыт других стран ничем не отличался от казахстанского. К примеру, у нас так же, как и в Канаде, компьютерная грамотность включена в перечень навыков, которые ученик должен получить после выпуска из образовательного учреждения, а сама программа по информатике является обязательным предметом наряду с математикой. Вместе с тем там существуют общественные организации, помогающие гражданам, плохо владеющим ИКТ-навыками, овладеть компьютерной грамотностью.

Также Национальная программа компьютерной грамотности, обучающая базовым навыкам работы с ПК, Интернетом и электронной почтой, была реализована в Чехии. Причем реализация ее в то время, когда только в 40% чешских семей имели компьютер, не только не помешала использованию полученных навыков в дальнейшем, но и способствовала росту продаж компьютерной техники и увеличению количества пользователей.

В Эстонии более 90 тыс. жителей прошли обучение по базовой компьютерной грамотности благодаря реализации проекта «Ole Kaasas! (Будем вместе!)», который был направлен на повышение количества пользователей Интернетом с целью уменьшения информационного расслоения общества. Данный проект был инициирован для жителей, не обладающих навыками и возможностями пользоваться Интернетом, в первую очередь, для многодетных семей, сельских жителей, людей преклонного возраста и людей с низким и средним уровнем доходов.

А в Финляндии, например, действует более 300 образовательных центров, предоставляющих официальное тестирование для получения международного сертификата компьютерной грамотности International Computer Driving License.

- Повышение компьютерной грамотности даст возможность нашим гражданам более активно пользоваться государственными услугами и сервисами, предоставляемыми в электронном виде. А какие услуги пользуются наибольшей популярностью среди казахстанцев и есть ли новые услуги на портале e-gov?

- На сегодняшний день наиболее популярными являются услуги по предоставлению адресной справки, справки об отсутствии (наличии) недвижимости, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его технических характеристиках. Также спросом у казахстанцев пользуются справка об отсутствии (наличии) судимости и информация о пенсионных отчислениях.

Несмотря на то, что сегодня портал e-gov предоставляет 190 услуг, практически каждый месяц мы вводим в эксплуатацию новые услуги. К примеру, с марта этого года вы можете зарегистрировать иностранных граждан, приехавших к вам в гости, всего лишь заполнив форму на портале, также можно в течение 1 дня зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя или адвоката или получить патент на применение специального налогового режима. А буквально на днях начала работать услуга по оплате мобильной связи через портал электронного правительства, причем без комиссии.

Увеличение популярности услуг, предоставляемых порталом e-gov, можно оценить по количеству полученных гражданами электронных цифровых подписей. На сегодня выдано 2 миллиона ЭЦП.

Наглядным показателем востребованности портала являются цифры онлайн-платежей. Только за декабрь 2012 года в государственную казну через платежный шлюз электронного правительства (ПШЭП) поступило более 9,5 млн. тенге, а количество транзакций через ПШЭП в 2012 году превысило отметку 47,6 тысяч. И уже за первый месяц 2013 года посредством платежного шлюза «электронного правительства» РК было оплачено более 33, 9 млн. тенге.

- Бикеш Кайдаровна, завершая нашу сегодняшнюю беседу, давайте поговорим о самом приятном - положительной оценке мирового сообщества достигнутых Казахстаном результатов в сфере развития ИКТ.

- Да, действительно, очень приятно, когда приложенные усилия оправдываются и дают положительные результаты. По итогам 2012 года в рейтинге ООН Казахстан занял 38-е место по индексу развития е-правительства и 2-е место по индексу е-участия. Весьма показательным является то, что согласно этому рейтингу Казахстан является лидером среди стран Центральной Азии.

Составляя этот рейтинг, ООН сравнила 190 стран-участниц по развитию «электронного правительства», включающее в себя индекс развития е-правительства и индекс е-участия. Согласно данному рейтингу, индекс онлайн-услуг Казахстана вырос на 10 позиций, а индекс телекоммуникационной инфраструктуры - на 14 позиций.

По второму ключевому показателю - индексу е-участия в рейтинге ООН лидировали Южная Корея и Нидерланды, Казахстан же разделил II место вместе с Сингапуром, а на III месте оказались США и Великобритания. Данным индексом определяется возможностями онлайн-общения граждан с правительством, отражается участие граждан в процессе принятия решений.

Также в 2012 году Международный союз электросвязи поставил Казахстан на 49-е место в мире по уровню развития ИКТ. Рост за год составил 7 пунктов, что можно считать весьма значительным результатом, особенно на фоне темпов роста ИКТ-сферы других стран.

И совсем недавно был опубликован доклад Всемирного экономического форума по информационным технологиям за 2013 год, который охватил данные 142 стран мира. Согласно ему Казахстан занял 43-е место по индексу сетевой готовности, притом, что в 2012 году Казахстан занимал 55-е место в мире. Это действительно является большим достижением, потому что Индекс сетевой готовности отражает развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и их вклад в экономику каждой страны, а также готовность национальных экономик к использованию этих технологий.

Хотелось бы особо отметить, что когда мы делаем свою работу, то в первую очередь думаем о наших гражданах, о том, чтобы сделать получение государственных услуг более простым и удобным для них, чтобы казахстанцы могли свободно ориентироваться в Интернет-пространстве и пользоваться IT-новинками. Но нам также приятно получить положительную оценку мировых экспертов. Для нас это стимул наращивать темп работы, увеличивать ее объем и стремиться к новым достижениям в развитии нашей казахстанской ИКТ-сферы.

Подписывайтесь на наш канал:

Поделиться:
Загрузка...
Оставить комментарий
+7
Отправить
Читайте также
Загрузка...
Сотрудники онлайн
Редактор
Мухамедиярова Жанара
Мухамедиярова Жанара
954-047
Редактор
Алмас Жумабаев
Алмас Жумабаев
954-047
Редактор
Тасмаганбетова Гульжан
Тасмаганбетова Гульжан
954-047

Архив