Казахстанское содержание при создании транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай» достигнет 94 процентов - министр А.Кусаинов

None
None
АСТАНА. 29 июля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ -- Одним из крупнейших проектов, реализуемых в нашей стране в настоящее время, является создание транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Как неоднократно отмечал Президент Н.А.Назарбаев, Казахстан занимает выгодное географическое положение и использование транзитного потенциала нашей территории будет мощным стимулом для социально-экономического развития страны. В беседе с нашим корреспондентом

министр транспорта и коммуникаций РК Абельгазы Кусаинов рассказывает о том, какой эффект ожидается от реализации проекта.

- Абельгазы Калиакпарович, в одном из своих выступлений Вы отметили, что трансконтинентальный коридор «Западная Европа - Западный Китай» является главным инфраструктурным проектом отрасли начала столетия. В чем его значение для экономики Казахстана?

- Мега-проект «Западная Европа - Западный Китай» проходит по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кордай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу - Чжэнчжоу - Ляньюньган. Он охватывает территорию 5-ти областей - Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской, - где проживает 7,9 миллиона человек, то есть половина населения нашей страны. Реконструкции подлежит 2452 километра дороги: в Актюбинской области - 358, Кызылординской - 817, ЮКО - 458, Жамбылской - 480, Алматинской - 339.

Основными преимуществами данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами - автодорожный Транссиб, морской путь через Суэцкий канал, - является его протяженность и время нахождения в пути.

Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по «Транссибу» - 14 суток, то по коридору «Западная Европа - Западный Китай», от порта Ляньюньгань до границ с европейскими государствами, время в пути составит около 10 суток - при нахождении в пути 10 часов в сутки, двух водителях, со средней скоростью 80 километров в час.

Проект будет обеспечивать грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай - Казахстан; Китай - Центральная Азия; Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа.

Исследования, проведенные при разработке технико-экономического обоснования проекта, показывают, что к 2020 году объем грузоперевозок увеличится в 2,5 раза - с 13 миллионов тонн до 33 миллионов тонн в год.

Среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта оценочно составит, без учета влияния уровня инфляции: от сокращения времени пути - 33,9 миллиарда тенге; от сокращения количества ДТП - 49,9 миллиона тенге; от числа погибших в результате ДТП - 19,3 миллиарда тенге; от сокращения затрат на эксплуатацию автотранспортных средств - 9,5 миллиарда тенге; в связи с ростом валового регионального продукта - 82,9 миллиарда тенге.

- Когда будет завершена реализация проекта?

- Полное завершение строительства коридора по территории Казахстана предусмотрено на декабрь 2012 года. Обустройство и рекультивация земель продолжится до середины 2013 года.

- Какие затраты потребуются от государства для полной реализации проекта?

- В целом, стоимость проекта составляет 825,1 миллиарда тенге. При этом из государственного бюджета потребуются минимальные затраты.

Это возможно потому, что экономическая и политическая стабильность в стране позволила, в условиях мирового финансового кризиса, осуществить поистине историческое заимствование у международных финансовых институтов в столь короткие сроки. Так, Международный банк реконструкции и развития, впервые в своей истории, осуществил заимствование на реализацию одного проекта 2 миллиардов 125 миллионов долларов США. За счет данных средств будут реконструированы 1062 километра дорог, проходящих по Кызылординской и Южно-Казахстанской областям. Европейский банк реконструкции и развития предоставил займ в сумме 180 миллионов долларов на участок «граница Российской Федерации (Мартук) - Актобе» протяженностью 102 километра. Азиатский банк развития выделил 702 миллиона долларов США тремя траншами на участки протяженностью 303 километра в Жамбылской области. Исламский банк развития предоставил 394 миллиона долларов двумя траншами на участки протяженностью 172 километра в Жамбылской области.

Из республиканского бюджета планируется выделить 136,1 миллиарда тенге,на софинансирование, а также строительство отдельных участков коридора общей протяженностью 304 км. Участки «Алматы-Хоргос», протяженностью 301 километр, и «Ташкент -Шымкент - гр. Жамбылской области» - 209 километров, планируется реализовать за счет частных инвестиций на концессионной основе общим объемов в 267 миллиардов тенге.

- Каким будет казахстанское содержание в общем объеме работ, товаров и услуг в ходе реализации проекта?

- Проект разделен на 40 участков, и потребность в основных дорожно-строительных материалах составляет: щебень - 19,4 миллиона тонн, песок - 5,4 миллиона тонн, цемент - 3 миллиона тонн, битум - 570 тысяч тонн. На проекте одновременно будут задействованы 54 асфальтобетонных и 29 цементобетонных заводов, около 11 тысяч единиц дорожно-строительной техники. С учетом производителей инертных материалов и железобетонных изделий, авто- и железнодорожных перевозчиков, в пик реализации проекта, а он приходится на сентябрь 2010 года и до конца 2012 года, будут привлечены около 50 тысяч человек, из которых более 85 процентов - казахстанский персонал.

В рамках проведения антикризисных мер мы рассчитываем, что казахстанское содержание в проекте в текущем году составит 86 процентов. Запущен ряд отечественных предприятий, производящих материалы, применяемые в дорожном строительстве - такие, как оцинкованные барьерные ограждения, опоры освещения, лакокрасочные, разметочные материалы и геосинтетические материалы, дорожный битум. В дальнейшем, с учетом запуска Актауского битумного завода, казахстанское содержание достигнет 94 процентов.

- Просчитывается ли мультипликативный эффект для экономики Казахстана от создания этого коридора?

- Строительство данной дороги уже сейчас оказывает огромный мультипликативный эффект на смежные сферы экономики. В их числе - создание пунктов придорожного сервиса. Эти пункты, обеспечивая комфортный отдых и необходимые услуги вдоль трассы, дают возможность создать новые рабочие места.

В ходе недавно прошедшего пресс-тура «Западная Европа - Западный Китай» свое мнение высказали представители местного населения, для которых наиболее важным последствием реализации проекта является появление новых рабочих мест. По их словам, проект создает условия для развития малого бизнеса, представители которого стали основными поставщиками продуктов питания. Например, в Жамбылской области один фермер подсчитал, что строителям рядом находящейся подрядной организации в день требуется одна туша крупнорогатого скота, одна тонна молока, 300 булок хлеба, 900 бутылей воды. Так вот, этот фермер разработал бизнес-план на три года. В частности, он готовится довести поголовье коров до 1000.

Благодаря началу строительства супермагистрали в Шиелинском районе появились новые рабочие места в сфере малого и среднего бизнеса. А у тех, кто до этого имел налаженный бизнес, стало больше доходов. Там начали строить гостиницы, увеличился объем транспортных услуг, торговли ГСМ. И таких примеров немало - по всей трассе строительных работ.

- Будет ли оказываться государственная поддержка отечественным перевозчикам по коридору «Западная Европа - Западный Китай»?

- Согласно Закону РК «Об автомобильном транспорте», одним из основных задач государственного регулирования в сфере автомобильного транспорта является создание условий для конкурентоспособности отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок. В этой связи, Министерством будет оказана всемерная поддержка отечественным перевозчикам для повышения их конкурентоспособности на рынке международных автомобильных перевозок, независимо от транспортных коридоров.

- Спасибо за беседу.

Сейчас читают
telegram