Казахстанское содержание: Отечественным товаропроизводителям необходима реальная поддержка СМИ - гендиректор корпорации «Саржайлау» А.Нурсила

None
None
АЛМАТЫ. 23 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Сегодня отечественным товаропроизводителям необходима реальная поддержка СМИ. Им практически недоступно рекламное время на ТВ из-за его дороговизны. Об этом корреспонденту агентства Казинформ сказал генеральный директор корпорации «Саржайлау» Ахметбек Нурсила.

Бизнесмен убежден, что сегодня надо насытить казахстанский рынок здоровыми и экологически чистыми продуктами питания, в частности, национальными напитками. В этом направлении - огромное поле деятельности. Первый этап - производство национальных напитков и еды. Второй - создание сети недорогих кафе и ресторанов с казахской кухней, «Кумысханы». Третий - развитие этнотуризма под общим названием «Цивилизация кочевников», где каждый сможет перенестись в мир номадов и ощутить себя в минувшем времени. В этих аулах будут представлены быт, ремесло, музыкальные инструменты, охота, обряды и традиционная пища с национальными напитками.

Предприниматель считает, что сегодня в Казахстане очень сложно «раскрутить» торговую марку отечественного товара. Для этого нужно около двух млн. долларов США.

«Необходимы льготные ставки на рекламу, создание торговой марки и продвижение товара на рынок. Ведь казахстанское содержание - это и присутствие отечественной продукции в эфире ТВ, радио и на страницах газет. К примеру, нашей фирме приходится конкурировать на рынке с транснациональными компаниями, выпускающими различные газированные напитки. Их рекламные бюджеты и наши просто не сопоставимы», - отметил А.Нурсила.

По его словам, не менее сложная проблема - вход казахстанского товаропроизводителя в торговые центры. «Нужны более льготные условия в торговле. В стране должна быть разработана четкая политика по поддержке отечественного производителя, возможно, на законодательной основе. Только такими реальными мерами можно поддержать и развить казахстанское производство. Иначе трудно представить будущее страны, которая только импортирует всю продукцию», - сказал бизнесмен.

По его словам, сегодня весь мир получает истинную информацию о составе газированных напитков, изготавливаемых на химической основе. «Их себестоимость очень низка, поэтому компании могут вкладывать огромные средства в рекламу. А себестоимость кумыса в сотни раз выше. Так, за один надой кобылица дает всего 200 граммов целебного напитка. Чтобы кумыс дошел до потребителя, необходимо доить кобылу шесть раз в день, сохранить молоко, перевести на завод, соблюсти весь технологический цикл приготовления, разлить по таре», - отметил предприниматель. Он считает, что сегодня потребители являются пленниками рекламы. В этой ситуации единственный выход - государственная поддержка отечественных производителей натуральных напитков и продуктов. «Считаю, что государственные СМИ должны нести свою социальную ответственность перед обществом. Через них необходимо доносить правдивую информацию, просвещать людей о пользе натуральных напитков. Здоровье нации - это еще и безопасность государства», - считает А.Нурсила.

Бизнесмен одержим своим делом и готов часами говорить о целебных свойствах кумыса и шубата. Он напоминает, что об этих напитках написаны сотни научных трудов. И эту информацию надо доступным языком донести до населения. «Россия достигла определенных результатов в вопросе просвещения населения. На ТВ вышли документальные фильмы, в которых на научной основе информируют, что в реальности представляют собой газированные напитки. В этой ситуации рекламу кумыса и шубата в полной мере можно отнести к категории социальной рекламы. А значит - государство должно быть заинтересованно в рекламе этой продукции», - убежден он.

По словам А.Нурсилы, горячее желание вернуться к своим исконным корням побудило его открыть это дело. Он утверждает, что в последние десятилетия технология приготовления кумыса и шубата была на грани потери. Свой бизнес он начал с того, что открыл лабораторию, где кобылье молоко проверялось на кислотность, чистоту, плотность и жирность. Затем привлек ученых, которые разработали технологию его переработки. Сегодня компания арендует цех на гормолзаводе «Жигер», где производятся кумыс и шубат в промышленных масштабах. Самое главное, что в них сохраняются аромат, вкус и полезные свойства.

Кобылье молоко собирается у фермеров Алматинской и Жамбылской областей. В общей сложности доится около 500 кобылиц. Созданы рабочие места 100 семьям, у которых закупается сырье по 150 тенге за 1 литр. По расчетам, две хорошие кобылицы дают в сезон до 20 литров молока в день. Таким образом, за 30 дней семья имеет ежемесячный доход 90 тыс. тенге. «Следуя заповедям рынка, мы создаем спрос на кумыс, значит - люди заинтересованы в том, чтобы доить кобылиц, соответственно, будет увеличиваться их поголовье», - отметил предприниматель.

По его словам, сегодня в стране достаточно поголовья крупного рогатого скота. Необходимо грамотно заниматься переработкой сырья. «Поддержка отечественного товаропроизводителя - это, по сути, поддержка своего государства и его будущего, которое стоит за реальным сектором экономики», - сказал бизнесмен.

А.Нурсила считает, что государство должно стимулировать сельхозпроизводителей, создавать спрос на продукцию, условия для переработки, доставки и продажи. К примеру, в советское время существовали заготовительные пункты приема продукции. Сегодня в Министерстве сельского хозяйства РК создана Агрокредитная корпорация, в которой есть подразделение «Мал онімдері». «Отрадно, что к его руководству пришли люди с государственным мышлением. Подписан меморандум о создании совместного предприятия «Мал онімдері» и нашей корпорацией. Планируется строительство завода вблизи Алматы, а на следующий год - еще трех заводов в разных регионах страны», - сообщил предприниматель.

Возвращаясь к истории создания компании, он напомнил, что «Саржайлау» - это знаменитый кюй Татимбета. «Эта музыка навевает самые лучшие представления о нашей земле, ее благополучии и процветании. Думаю, что при поддержке государства надо создать цикл документальных фильмов об истории производства кумыса в нашей стране. Нам надо пропагандировать культуру потребления национальных напитков», - считает бизнесмен.

По его словам, сегодня в Казахстане производится до 33 литров пива на одного человека, или 4 800 000 литров ежегодно. По расчетам специалистов, нация, употребляющая более 15 литров пива на человека, считается деградирующей. А производство кумыса в стране не составляет даже одного процента. Кумыс - прямая альтернатива пиву. У кумыса нет противопоказаний. Таким образом, употребление кумыса - это не только здоровье нации, но и занятость населения. В этой сфере можно создать десятки тысяч рабочих мест. Еще одно преимущество - это производство можно причислить к возобновляемым ресурсам и неисчерпаемым источникам дохода. К тому же в этот сектор очень выгодно вкладывать инвестиции, у него - большой экспортный потенциал. В четвертых, это воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. «Когда наши дети будут употреблять кумыс, шубат, иримшик, курт, у них будет формироваться самосознание, понимание своей самобытности и принадлежности к своим предкам. Патриотизм воспитывается не только призывами и лозунгами», - подчеркнул бизнесмен.

Парадоксально, но факт. В Германии действует союз производителей кумыса. В этой стране, находящейся в самом центре Европы, сегодня доится 500 кобылиц, из их молока производят даже детское питание. Бизнесмены подошли к делу с немецкой дотошностью и скрупулезностью, доказав на научной основе все полезные свойства этого напитка. Кумыс пользуется спросом и стоит около 30 евро за литр. Сейчас в России существует около 50 кумысолечебниц, где лечат только этим напитком. К примеру, санаторий «Юматов» в Башкирии имеет более чем 150-летнюю историю. «Мое пожелание, чтобы казахстанцы заботились о своем здоровье и стали приверженцами здорового питании. А кумыс и шубат являются источником ценных витаминов», - напомнил А.Нурсила.

Сейчас читают