Казахстанская Конституция отвечает всем современным требованиям, обеспечивая динамичное развитие общества и государства - академик Султан Сартаев

АТЫ. 27 августа. КАЗИНФОРМ /Серик Койбагаров/ - 30 августа республика отмечает 14-летие со дня принятия Конституции. О разработке Основного закона страны и его роли для граждан Казахстана корреспонденту Казинформа
None
None

 рассказал академик НАН РК, заслуженный деятель науки РК, доктор юридических наук, профессор Султан Сартаев.

- Султан Сартаевич, расскажите, пожалуйста, об истории конституционного строя в Казахстане.

- В советское время у нас было три конституции, которые отвечали  требованиям тоталитарной системы. Первой была Конституция Казахской Автономной Советской Социалистической Республики 1924 года. Следующей стала Конституция Казахской ССР 1937 года, которая была принята на основе так называемой сталинской конституции 1936 года. Новая  конституция была почти копией  конституции СССР 1936 года, но с уменьшенными правами. Этот документ за время существования претерпел более 500 изменений и дополнений, поскольку в конституции 1937 года были предусмотрены перечень министерств, областей и структур областных органов. Поэтому каждый раз приходилось вносить изменения и дополнения.

Конституция Казахской ССР 1978 года была разработана на основе Конституции СССР 1977 года, ее еще называли «конституцией социализма с человеческим лицом». Опять-таки, очередная конституция не могла глубоко отражать суверенные права нашей республики, хотя в этом законе было написано, что наша республика является суверенным социалистическим государством. Но на самом деле суверенных прав у нашей республики практически не было - все за нас решал союзный центр. Кстати говоря, 93% всех доходов республики направлялось в центр, лишь 7% оставалось здесь, поэтому нашу республику называли дотационной. Но как ей не быть дотационной, если все забиралось в центр? Вот в таких условиях мы и жили. И только после обретения независимости и благодаря Конституции РК 1993 года республика смогла начать полноценную самостоятельную жизнь.

- Вы внесли  значительный вклад в разработку Основного закона страны. Что было взято за ее основу?

- Я участвовал в разработке Конституции КазССР 1978 года и Конституции РК 1993 года. В разработке же Конституции 1995 года непосредственного участия в составе комиссии я не принимал. Однако принимал самое активное участие в обсуждении проекта этой Конституции. Кроме того, я участвовал в разработке основополагающих законодательных актов, которые вошли в той или иной форме в Конституцию 1995 года.

Должен также сказать, что я разработал проекты многих фундаментальных законодательных актов, например, Закона об учреждении поста Президента РК от 24 апреля 1990 года. В этом Законе мы постарались уточнить права и обязанности Президента. Но, видимо, мы не совсем полностью определили его права, недостаточно четко обрисовали обязанности для переходного периода развития республики. В такой сложный период Глава государства должен быть сильным лидером, обладающим достаточными полномочиями, чтобы оперативно решать те проблемы, которые стояли перед нашим государством. В этом отношении Конституция 1993 года не совсем отвечала требованиям дня. Поэтому в 1995 году на основе всенародного обсуждения была принята вторая Конституция суверенной независимой Республики Казахстан. В этой Конституции мы четко разделили государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В ней были конкретно определены широкие полномочия нашего Президента. В переходный период он должен решать самые злободневные вопросы быстро и вовремя. В соответствии   уже  с этим документом, Президент стал человеком, не только решающим все важнейшие проблемы государства, но и гарантом Конституции нашей республики.

Другими основополагающими законами, которые вошли в той или иной форме в Конституцию 1995 года, стали Декларация о государственном суверенитете РК и Закон о государственной независимости. В этих документах мы показали всему миру, прежде всего, наше желание построить демократическое, правовое, светское и социальное государство.

- С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в этой работе?

- Когда мы разрабатывали вышеуказанные законодательные акты, нам надо было изучать опыт других стран. У нас имелись тексты конституций важнейших зарубежных государств в виде сборников, которые мы досконально изучили. Кроме того, мы изучали отдельные законодательные акты тех стран, которые не имеют так называемую «писанную» конституцию в виде одного документа. Скажем, англосаксонские страны имеют «неписанную» конституцию. Основы их конституций изложены в законодательных актах со времен Ричарда Львиное сердце. Поэтому мы были должны изучить также и их. И только после этого мы приступали к созданию важнейших законодательных актов нашей республики. Естественно, это была скрупулезная и трудоемкая работа.

Конституция 1993 года оказалась самой демократической из всех предыдущих конституций. В течение месяца я пропагандировал этот документ в США, куда взял с собой книги с текстом конституции на английском языке с целью распространения. Посетил восемь штатов, проводил встречи с сенаторами, конгрессменами, представителями научных кругов и широкой общественности. Американские сенаторы признали эту конституцию очень демократичной относительно того времени. Некоторые из них выражали мысль о том, что наша конституция в некоторых вопросах была   демократичнее, чем конституция США.

- Как развивается конституционный процесс в наше время?

- Мне часто задают вопрос, будет ли принята новая Конституция или будут ли в обозримом будущем внесены поправки и дополнения в ныне действующую Конституцию? Я должен сказать, что изменения и дополнения в Конституцию диктуются самой жизнью. Ведь жизнь не стоит на месте. Если время потребует, что изменения необходимы, то мы будем их вносить. Например,  на сегодняшний день, видимо, назревает вопрос о необходимости внесения изменений в избирательную систему. В этом плане, возможно, будут отдельные дополнения и изменения, но - в пределах этой Конституции.

Нельзя говорить, что Конституция не может быть изменена  и дополнена. В нее могут быть внесены коррективы, если этого потребует жизнь.

- Насколько Основной закон страны отвечает нынешним реалиям и современным требованиям?

- Конституция РК обеспечивает стабильность развития общества и государства. Именно благодаря не только этой, но и предыдущим конституциям, мы сумели обеспечить стабильное и мирное развитие нашей республики. Ведь практически во всех постсоветских республиках прошли кровопролитные конфликты, а в нашей стране такого не было. Это заслуга, прежде всего, нашего Президента, который действует в рамках Конституции. Мы все живем и работаем в конституционном пространстве, которое сформировано и  существует в нашей республике. Пока наша Конституция отвечает всем современным требованиям.

Сегодня Конституция живет и торжествует. В ее конституционном поле  мы живем уже 14 лет. Я думаю, что Основной закон нашей страны будет жить и дальше, поскольку все свои потенциальные возможности он пока не исчерпал. Эта Конституция обеспечивает широкие права граждан, потому что она исходит из того, что приоритет, прежде всего, отдает гражданам нашей республики.

- Благодарю за интервью.

Справка «Казинформа»: Доктор юридических наук, профессор, академик НАН РК, заслуженный деятель науки Республики Казахстан, Султан Сартаевич Сартаев родился 15 октября 1927 года в Жанакорганском районе Кызылординской области. Окончил Алматинский государственный юридический институт. С 1949 по 1952 годы - аспирант Московского государственного юридического института. С 1955 года заведовал кафедрами в КазГУ им.С.Кирова, где в 1962 году содействовал открытию казахского отделения юридического факультета. В 1992 году по его инициативе был открыт Казахский институт правоведения и международных отношений, ректором которого он являлся до 2007 года. Автор более 500 научных трудов и публикаций.  Сегодня он также президент Казахского международного фонда коренных народов и этнических меньшинств (КАЗИНТЕРЭТНОС) и вице-президент Ассоциации юристов Казахстана.

Сейчас читают