Капланбек: что происходит на границе Казахстана и Узбекистана
С закрытием главного КПП «Жибек Жолы – Гишт-Куприк», более известного как Черняевка, тысячи казахстанцев остались без привычного пути в Ташкент. Корреспондент Kazinform прошел пешком через самый загруженный пункт «Капланбек – Навои» и рассказывает, чего ждать тем, кто решится на такое путешествие.

Ежедневно сухопутную границу с Узбекистаном переходят десятки тысяч человек. Виза жителям нашей страны не нужна - по соглашению можно находиться в Узбекистане до 30 дней без регистрации. Многие выбирают Ташкент как стартовую точку — отсюда рукой подать до Хивы, Бухары, Ферганы. Некоторые даже летят из Алматы до Шымкента, чтобы затем пешком пересечь границу, что выходит в разы дешевле, чем прямой рейс. Несмотря на доступность, страх перед границей остается. Люди боятся очередей, жары, бюрократии. Да и знакомая всем "Черняевка" закрыта на ремонт. Мы решили проверить все лично.
Дорога из Шымкента до Капланбека занимает около полутора часов. Часть трассы платная, с разрешенной скоростью до 110 км/ч, но на отдельных участках идет ремонт, движение замедляется. Для ориентира: Капланбек расположен примерно в 20 километрах дальше привычного КПП «Жибек Жолы», поэтому дорога до него в среднем на 15–20 минут дольше.

Атмосфера у границы
Граница живет своей жизнью, кипящей даже в жару. Здесь мини-маркеты соседствуют с уличными кафе, бочки с квасом и морсом, таксисты-зазывалы с привычной настойчивостью поджидают клиентов. На территории ТОО «Евразия-S» площадью 8,6 га расположены автовокзал и автостоянка, рассчитанные на 600 легковых машин, 50 автобусов, 70 спринтеров и 400 фур. Здесь же есть общежитие на 27 комнат, столовая на 70–80 человек, душевые, порядка сотни торговых точек, частные продуктовые магазины и пять туалетов с платным входом (по 100 тенге). В двухстах метрах от таможенного поста расположена Центральная районная больница Сарыагаш и частная поликлиника.

По обе стороны - разветвленная сеть из 60 обменных пунктов. Казахстанские банковские карты в Узбекистане принимают, но многие предпочитают брать с собой наличные.

Если вы не планируете пересекать границу сразу, можно остановиться в гостинице. В 200 метрах, расположен отель с достойным уровнем комфорта. Стоимость составляет от 25 до 37 тысяч тенге за сутки. При необходимости выдают документы для командировочных и тех, кто путешествует «по службе». Примерно в километре от погранперехода можно найти бюджетную гостиницу за 20 тысяч тенге в сутки. Самый экономичный вариант — съем однокомнатной квартиры. В районе КПП «Капланбек» можно найти жилье от 10 до 15 тысяч тенге за сутки.

Направляемся к пункту пропуска. К границе ведет одна дорога, по которой одновременно движутся пешеходы, автомобили и автобусы. Насколько это безопасно, учитывая большие потоки людей, вопрос хороший. Но в этот день у КПП было на удивление спокойно. Те, кто часто пересекает границу, объясняют, что все зависит от даты. Ближе к праздникам или в дни массового прибытия трудовых мигрантов действительно бывает наплыв.

Прохождение границы
Пограничники встречают сдержанно, но вежливо. Пешеходы проходят через решетчатый тоннель с навесом, двигаясь к зоне паспортного контроля. Справа открываются ворота для автомобилей и автобусов. Выход для пешеходов и выезд транспорта организованы зеркально.

Через пару минут оказываешься в помещении паспортного контроля. Терминалы разделены. Одни — для казахстанцев, другие — для иностранцев. Кондиционеры работают. Над пограничниками за стойками установлены небольшие вентиляторы, стеклянные перегородки слабо пропускают прохладу. Пункт оборудован туалетом, есть комната для медперсонала.

По данным Комитета госдоходов, на КПП «Капланбек» работает 59 окон паспортного контроля: 30 — на въезд в Казахстан, 29 — на выезд. В момент нашего прохождения через границу дежурили восемь пограничников для казахстанцев и семь — для иностранных граждан. Очереди небольшие, по четыре–пять человек.
Оформление шло быстро, около минуты на человека.
На узбекистанской стороне паспорт прикладывается к сканеру, камера одновременно фиксирует лицо. Если данные совпадают, стеклянная дверь пункта «Навои» открывается дальше. У меня случилась небольшая заминка - электронная система не распознала. Пришлось подойти к отдельной стойке, где офицер сверил лицо с фото в паспорте и поставил печать. Все заняло не больше пары минут. В итоге прохождение обеих границ уложилось примерно в 25 минут.
За КПП, как и на казахстанской стороне, кипит своя уличная экономика: продают лепешки, самсу, игрушки, сим-карты. Дежурят таксисты.

Возвращение обратно
Обратный путь в Казахстан занял немного больше времени. После обеда поток вырос. Особенно много было семей с детьми, возвращающихся с прогулок и развлечений. Тем не менее оформление прошло спокойно и организованно. Все по тому же алгоритму: паспорт, камера, печать. На все ушло около тридцати минут.
Опыт пешего перехода через КПП «Капланбек – Навои» оказался вполне комфортным. Главное — выбрать правильное время, и, на всякий случай, запастись терпением.

Напомним, пограничный переход «Жибек Жолы – Гишт-Куприк» долгие годы оставался самым популярным маршрутом в Ташкент. Однако сейчас он закрыт на реконструкцию и, по официальной информации, откроется не раньше 2026 года.
— На сегодняшний день на казахстанско-узбекской границе работают следующие пункты пропуска: «Б. Конысбаева», «Атамекен», «Казыгурт», «ст. Сарыагаш», «Сырдарья», «Целинный», «Тажен» и «Бейнеу». Пункты пропуска «Б.Конысбаева», «Капланбек», «Сырдарья», «Целинный», «ст. Сарыагаш» и «Бейнеу» используется для пересечения границы физическими лицами и туристами, — отметили в Комитете госдоходов Министерства финансов РК.
В летний период, среднесуточный поток через пункты пропуска в обе стороны составляет:
– «Капланбек» — около 38 000 человек;
– «Б. Конысбаева» — примерно 3 300 человек;
– «Сырдарья» — 1 300 человек;
– «Целинный» — 1 100 человек;
– «ст. Сарыагаш» — 145 человек;
– «Бейнеу» — 1 100 человек.
— Комитет государственных доходов Министерства финансов РК рекомендует заранее планировать маршруты через пункты пропуска «Б. Конысбаева», «Сырдарья», «Целинный», «ст. Сарыагаш» и «Бейнеу», поскольку они загружены не в полной мере и позволяют пересечь границу с меньшими задержками, — отметили в ведомстве.