Каковы перспективы китайского рынка электромобилей после повышения пошлин ЕС
Китай за последние несколько лет стал мировым лидером по производству и продажам новых энергетических транспортных средств (NEV). В 2023 году было произведено 9,58 млн авто, а продано 9,49 млн единиц. Беспрецедентный выход китайских производителей электрокаров на мировые рынки вызвал серьезную озабоченность в США и ЕС, в итоге эти страны начали вводить повышенные тарифы на китайские электромобили. Каковы перспективы производств и продаж китайских NEV на фоне разворачивающейся торговой конкуренции между крупнейшими игроками мирового авторынка, разбирался собственный корреспондент агентства Kazinform.
Обострение конкуренции на мировых рынках
В начале октября 2024 года большинство стран Европейского союза (ЕС) поддержали решение Еврокомиссии об обложении электромобилей китайского производства более высокими тарифами. Это означает, что ряд китайских автопроизводителей столкнутся с тарифами до 45% при ввозе NEV на рынок ЕС. Китай сразу оценил это решение как акт протекционизма. Несмотря на это, переговоры между Евросоюзом и Китаем продолжаются, стороны работают над поиском альтернативного решения.
— Между двумя сторонами ведутся интенсивные переговоры по поводу ценовых обязательств, и в некоторых аспектах удалось достичь положительного прогресса, однако по вопросам, представляющим наибольший интерес для деловых кругов Китая и Европы, по-прежнему существуют значительные разногласия, — констатировал министр коммерции КНР Ван Вэньтао в ходе прошедшей 25 октября видеоконференции с участием замглавы Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса.
Обеспокоенность крупных автоконцернов США, ЕС и развитых стран Северо-Восточной Азии обоснована ростом производства Китаем электромобилей и растущим экспортным потенциалом китайского автопрома.
По данным Ассоциации автомобильной промышленности Китая (CAAM), по итогам 2023 года КНР экспортировал 4,91 млн единиц автомобилей. Масштабный рост обусловлен резким увеличением экспорта новых энергетических транспортных средств, который в прошлом году вырос на 77,6% до более чем 1,2 млн единиц. Экспорт электрических автомобилей вырос на 80,9%, а гибридных — на 47,8% по сравнению с 2022 годом.
Директор Института Евразии Института международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве коммерции КНР Лю Хуацинь отмечает, что введение Европейским союзом дополнительных пошлин на китайские электромобили не соответствует правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
— Преимущество Китая в производстве электромобилей основано не на субсидиях, а на масштабах отрасли, общих преимуществах цепочки поставок и жесткой конкуренции на рынке. Европейская комиссия несправедливо использует торговые инструменты для препятствования свободной торговли электромобилями. Такой протекционистский подход не только наносит ущерб законным правам и интересам китайской электромобильной промышленности, но и нарушает и искажает цепочку поставок в глобальной сети автомобильной промышленности, включая ЕС, увеличивая стоимость торговли и нанося ущерб интересам потребителей. По этой причине в сентябре Испания, Германия и Швеция призвали ЕС отказаться от дополнительных тарифов, введенных на китайские электромобили, — сказала Лю Хуацинь в интервью собственному корреспонденту агентства Kazinform.
Ранее в сентябре в Минкоммерции КНР заявили, что «Еврокомиссия инициировала антисубсидиарное расследование без официальной жалобы со стороны промышленных предприятий ЕС, а вынесенные решения были „несоответствующими, необоснованными и несправедливыми“. При этом Китай, призывая ЕС урегулировать экономические и торговые разногласия путем диалога и консультаций, оставляет за собой право принять необходимые меры для защиты законных прав и интересов своих предприятий.
Однако, несмотря на проведенные несколько раундов китайско-европейских консультаций, прошедших в сентябре и октябре этого года, в Минкоммерции КНР констатировали, что «между двумя сторонами по-прежнему существуют серьезные разногласия, и до сих пор в ходе переговоров не было найдено приемлемого для обеих сторон решения».
Сегодня, 30 октября официальный представитель Министерства коммерции КНР еще раз заявил о том, что китайская сторона не одобряет и не принимает решение Европейской комиссии о введении дополнительных пошлин на электромобили китайского производства.
— Китай неоднократно указывал на то, что антисубсидиционное расследование ЕС в отношении китайских электромобилей является нерациональным, имеет множество необоснованных и несоответствующих аспектов и представляет собой протекционистский шаг под видом «справедливой конкуренции», — заявил официальный представитель.
Так, что ответные меры Китая могут не ограничиться европейским автопромом, вероятны антидемпинговые расследования в отношении других наименований продукции. Так, к примеру, с 11 октября Китай ввел антидемпинговые меры в отношении бренди из ЕС.
Министр коммерции КНР Ван Вэньтао и замглавы Еврокомиссии Валдис Домбровскис в ходе прошедшей 25 октября видеоконференции также обменялись мнениями по поводу расследований на предмет применения мер торговой защиты, инициированных Китаем в отношении определенных видов продукции из стран Евросоюза, таких как бренди, свинина и молочные продукции.
— Эти расследования были начаты по запросу национальных отраслей промышленности в полном соответствии с правилами ВТО, а также китайскими законами, — говорится в сообщении Министерства коммерции КНР.
«Новое зеленое трио» Китая
Официальный представитель МИД КНР Ли Цзянь 23 октября в ходе брифинга заявил, что «новое зеленое трио» Китая — электромобили, литий-ионные аккумуляторы и солнечные батареи — «быстро развивается в условиях открытой конкуренции, формируя передовые зеленые производственные мощности и внося важный вклад в глобальный энергетический переход».
— Протекционизм, унилатерализм и политизация лишь нанесут ущерб общим интересам международного сообщества, — подчеркнул китайский дипломат, комментируя суждения об энергетической отрасли Китая.
На днях Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало последние выпуски ежегодных докладов «Перспективы развития мировой энергетики» (World Energy Outlook 2024) и «Возобновляемые источники энергии» (Renewables 2024), где указывается, что мировой энергетический рынок вступает в ведомую Китаем «эру электроэнергетики», и что именно Китай способствует глобальному развитию электрических транспортных средств.
Проблемы и перспективы китайского автопрома
По данным Ассоциации автомобильной промышленности Китая, с января по июль 2024 года производство и продажи новых энергетических автомобилей составили 5,914 млн и 5,934 млн единиц соответственно, что соответствует росту на 28,8% и 31,1% в годовом исчислении.
С января по июль 2024 года объем продаж новых энергетических автомобилей на внутреннем рынке составил 5,226 млн единиц (+34,3%). По прогнозам, в 2024 году объем продаж NEV в Китае достигнет 11,5 млн единиц. При этом с января по июль текущего года экспорт китайских NEV составил более 700 тысяч единиц (+11,4%).
В ходе брифинга 23 октября в Пекине официальный представитель Министерства промышленности и информатизации КНР (MIIT) Чжао Чжиго сообщил, что за первые три квартала 2024 года автомобильная промышленность Китая по-прежнему поддерживает устойчивый рост, а тенденция развития NEV также демонстрирует положительную динамику.
— За первые три квартала производство и продажи новых энергетических автомобилей составили 8,316 млн и 8,320 млн единиц соответственно, что соответствует росту на 31,7% и 32,5% в годовом исчислении. Экспорт NEV составил 928 тысяч единиц, что на 12,5% больше, чем в прошлом году, — отметил чиновник.
Между тем представитель MIIT констатировал, что китайский автопром по-прежнему сталкивается с такими проблемами, как недостаточный внутренний платежный спрос и растущая неопределенность и нестабильность зарубежного экспорта. В этой связи власти Китая продолжат принимать меры по расширению внутреннего потребления автомобилей, реализовать программы trade-in и льготной налоговой политики на покупку транспортных средств, включая электромобили.
— Мы будем активно реагировать на торговые барьеры, такие как антидемпинговые расследования и повышенные тарифы, обеспечивать большую поддержку для автомобильных предприятий для выхода за рубеж, — заявил Чжао Чжиго.
По словам эксперта Института международной торговли и экономического сотрудничества при Минкоммерции КНР Лю Хуацинь, по прогнозам McKinsey, к 2025 году продажи электромобилей и электромотоциклов в пяти странах Африки — Кении, Эфиопии, Нигерии, Уганде и Руанде — составят от 340 до 820 тысяч, а к 2040 году они вырастут до 3,8-4,9 млн.
Она также отметила, что быстрое развитие автомобильной промышленности Китая повысило уровень мирового автомобилестроения и способствовало модернизации и развитию мировой автомобильной промышленности, особенно новых энергетических автомобилей, которые стали образцом экологически чистого развития.
— Многие развивающиеся страны надеются воспользоваться ценовым лидерством Китая в производстве электромобилей для укрепления своей промышленной базы. Согласно исследованию Международного энергетического агентства (МЭА), развитие электромобилей стало важной частью «зеленого» перехода на Ближнем Востоке, — подчеркнула китайский эксперт.
Спикер добавила, что китайский автопром будет строить новую модель экспорта всей промышленной цепочки продуктов, то есть объединять транспортное средство, технологию, бренд, аккумулятор и т. д., чтобы расширить экспорт, и в то же время способствовать инвестициям и строительству заводов за рубежом для создания локализованных автомобильных производственных баз.
— Это увеличит занятость в целевых странах, будет способствовать модернизации автомобильной промышленности, позволит жителям большего числа стран иметь более экономичные автомобили, а также внесет положительный вклад в развитие глобального «зеленого» транспорта. Китайский автопром имеет широкие перспективы развития для дальнейшего выхода на мировые рынки, — резюмировала Лю Хуацинь.
К примеру, ведущий китайский производитель транспортных средств на новых источниках энергии — компания BYD — в декабре 2023 года объявила о планах построить в Венгрии новый завод по выпуску NEV. Ожидается, что завод введут в строй через три года и он будет выпускать автомобили для европейского рынка. Как заявили в компании, строительство завода создаст новые рабочие места и поддержит преобразование зеленой экономики Венгрии.
Помимо автопроизводителей, китайская компания по производству литий-ионных аккумуляторов CATL также начинает осваивать европейский рынок.
Ранее мы писали о том, что Китай стал мировым лидером по производству электромобилей, а также о том, как в этой стране решаются вопросы с устаревшими машинами.