Каким образом в Казахстане будут улучшать экологию

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Эксперты отмечают ухудшение мировой экологической ситуации. В этом вопросе наша страна не является исключением, о чем свидетельствуют исследования специалистов. О том, какие экологические проблемы сегодня актуальны для Казахстана, и что необходимо делать для выправления ситуации, говорили в столице участники дискуссионной площадки по вопросам реформирования экологического законодательства, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Отметим, что в дискуссии на экологическую тему приняли участие депутаты Мажилиса Парламента РК, представители министерств национальной экономики, сельского хозяйства, здравоохранения, индустрии и инфраструктурного развития, международных организаций, национальные эксперты, члены ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана» и заинтересованные лица.
В своем выступлении директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев отметил, что действующие на сегодня механизмы регулирования экологической ситуации не идеальны и требуют совершенствования. В частности, по его словам, на сегодняшний день присутствует такая практика, при которой местные исполнительные органы используют средства поступившие от экологических платежей не по назначению. В качестве примера он привел данные по регионам.

«Допустим, в качестве радикального примера можно привести Северо-Казахстанскую область, когда свыше двух миллиардов тенге платежей поступает и только полтора миллиона тратится на природоохранные мероприятия. Есть регионы, где разрыв не допустим - это Восточно-Казахстанская область, Западно-Казахстанская область, - здесь очень большие загрязнители. В Павлодарской области 11 млрд тенге поступлений и 936 млн только потрачены на природоохранные мероприятия», - пояснил Рахим Ошакбаев.

Заместитель председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики РК Зульфухар Жолдасов признал, что в нашей стране имеются еще немало проблем в вопросах защиты экологии, и отметил одну из них. По его словам, на сегодня необходимо усиление контроля деятельности компаний, занимающихся вывозом отходов предприятий и коммунального мусора.

«Деятельность предприятий, занимающихся операциями по управлению отходами в конкурентной среде, в настоящее время не лицензируется, поэтому мы предлагаем определенный механизм регулирования предприятий, задействованных в утилизации, вывозе, переработке», - отметил он.

Замглавы комитета привел факты того, когда отходы и мусор вывозятся в неизвестном направлении. «В настоящее время у нас множество фактов, когда большие компании передают неизвестным компаниям свои отходы, при этом не неся никакой ответственности. Потом мы выясняем, что у этих компаний нет ни разрешения, ни потенциала для переработки. И эту цепочку очень сложно отследить. Это связано и с коммунальными отходами в настоящее время и сотнями предприятий, отходы которых вывозят в неизвестном направлении помимо центрального полигона. Мы считаем, есть необходимость усиления определенного контроля, ответственности и регулирования в этой части и автоматизации», - подчеркнул он.

В настоящее время министерством энергетики РК проводится работа по разработке нового Экологического кодекса. Зульфухар Жолдасов рассказал о предполагаемых нововведениях, которые планируется внести в этот документ.

«Одним из абсолютно новых институтов будет являться внедрение стратегической экологической оценки (СЭО). Будет предусмотрено обязательное СЭО для плановых программ в таких отраслях как: сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство, энергетика, промышленность, транспорт, региональное развитие, управление отходами, водное хозяйство, телекоммуникации, туризм, планирование, землепользование», - сказал он.

По словам заместителя председателя Комитета экологического регулирования и контроля, на сегодня при разработке государственных и других программ такая оценка не производится.

«Когда принимаем разные государственные программы, промышленные, дорожные, что угодно, оценку воздействия (на окружающую среду) видим только при их реализации. Данный документ даст возможность притока планирование идеи, при государственной программе мы уже будем иметь стратегический документ экологической оценки. Это мировая практика,
Кроме того, как отметил спикер, в Казахстане местные исполнительные органы законодательно обяжут 70% экологических платежей направлять на природоохранные мероприятия.

«Очень важная тема - это плата за эмиссию в окружающую среду и целевое расходование средств бюджета. Предполагается существенное и прогрессивное повышение ставок и плата за эмиссию загрязняющих веществ для предприятий первой категории и нулевая ставка для предприятий, внедряющих новейшие доступные технологии», - добавил Зульфухар Жолдасов.

При этом затраты экологических платежей на природоохранные мероприятия должны составлять не менее 70%.

«Очень много нареканий есть на то, что на сегодняшний день местные исполнительные органы получаемые экологические платежи не используют на природоохранные мероприятия или же используют на эти цели их маленький процент. Мы хотим в законе застолбить этот момент - затраты на эти мероприятия должны составлять не менее 70% от экологических платежей», - подчеркнул он.

Кроме того, министерство энергетики РК планирует внедрить автоматизированный производственный экологический мониторинг на предприятиях.

«Мы предполагаем обязательную автоматизацию производственного экологического мониторинга с передачей данных в уполномоченный орган для первой категории объектов, то есть для всех крупных источников, крупных предприятий», - уточнил замглавы комитета.

При этом представитель Минэнерго РК подчеркнул: чтобы это не было в тягость, предприятиям будет дан переходный период.
«Мы будем требовать автоматизации, естественно, будет переходный период, и, соответственно, будем требовать консолидации этой информации у себя и делать выводы по дальнейшим действиям. На сегодня уже ряд предприятий, в том числе крупнейшая металлургическая компания «АрселорМиталл», как пилотный проект на определенных природных источниках, устанавливает автоматизацию», - рассказал Зульфухар Жолдасов.

Вместе существуют бюрократические механизмы, которые не позволяют внезапно реагировать на проблему экологам. Например, в качестве примера он привел случай, произошедший на месторождении «Каламкас» в Мангистауской области.

«Произошло возгорание, но нонсенс был в том, что мы, экологи, должны были зарегистрироваться в прокуратуре и только через сутки пойти», - пояснил зампредседателя Комитета экологического регулирования и контроля.

Однако именно экологи должны быть на месте первыми в подобных ситуациях и все зафиксировать.

«Есть бюрократические механизмы, не позволяющие нам внезапно реагировать. Но при этом, естественно, мы должны детализировать, в каких случаях мы можем внезапно заходить. Есть такое понятие «не пресекающие меры». Мы тоже хотим ввести такие меры, когда можно будет зайти и указать на незначительные нарушения и без каких-либо санкций и последствий, а за системной проблемой более ужесточить ответственность», - отметил Зульфухар Жолдасов.

Заведующий офисом программ ОБСЕ в Нур-Султане Рати Джапаридзе в своей речи сказал о необходимости соблюдения принятых на себя обязательств в рамках международных договоренностей и подписанных документов и выразил уверенность в том, что Казахстан пойдет в этом вопросе по верному пути.

Сейчас читают