Как в современной системе образования реализуются педагогические идеи Абая
На международном, республиканском и региональном уровнях проходят различные масштабные мероприятия, посвященные 180-летнему юбилею Абая Кунанбайулы. Особый акцент делается на его учении, призыв к учебе максимально внедрен в сферу просвещения Казахстана, передает агентство Kazinform.

По данным Министерства просвещения РК, в стране 119 школ названы именем Абая. В Акмолинской области 5, в Актюбинской 3, в Алматинской 8, в Атырауской — 5, в Восточно-Казахстанской — 5, в Жамбылской — 12, в Западно-Казахстанской — 6, в Карагандинской — 9, в Костанайской — 9, в Кызылординской — 5, в Мангистауской — 2, в Павлодарской — 10, в Северо-Казахстанской — 2, в Туркестанской — 18, в Абайской — 6, в области Жетысу — 7, в области Улытау — 2, в Алматы — 1, в Астане — 1, в Шымкенте — 3.
— В соответствии с приказом министра просвещения Республики Казахстан № 399 от 16 сентября 2022 года, в типовых учебных программах по общеобразовательным предметам и факультативным курсам на начальном, основном среднем и общем среднем уровне произведения Абая Кунанбайулы включены со 2 по 11 класс. Во-первых, в типовой учебной программе по предмету «Литературное чтение», предназначенной для 2-4 классов, Абай Кунанбайулы преподается, как образец письменной литературы. Во-вторых, в типовой учебной программе по предмету «Казахская литература», предназначенной для 5-9 классов уровня основного среднего образования проводится воспитание в рамках стихотворений «Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін», «Ғылым таппай мақтанба», из «Слов назидания» «Первое слово», «Седьмое слово», «Тридцать первое слово», — говорится в сообщении Министерства просвещения.
По типовой учебной программе по предмету «Казахская литература», предназначенной для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления среднего общеобразовательного уровня изучаются стихотворения «Сегіз аяқ», «Өлең — сөздің патшасы, сөз сарасы», «Көңілім қайтты достан да, дұшпаннан да», «Сабырсыз, арсыз, еріншек», «Қалың елім, қазағым, қайран жұртым», «Болыс болдым, мінеки», «Лай суға май бітпес қой өткенге» өлеңдері»; из «Слов назидания» «Семнадцатое слово», «Тридцать второе слово», «Тридцать третье слово», поэма «Искандер».
Наряду с этим, в типовую учебную программу по предмету «Абаеведение», предназначенную для 5-9 классов специализированных сетевых «Школ Абая» основного среднего образовательного уровня с углубленным изучением казахского языка и литературы включены биография Абая Кунанбайулы, посвященные поэту исследования, его проза и стихи, переводы, биографии учеников поэта и их произведения.

Популяризация литературного и духовного наследия Абая
В стране ежегодно организуется творческий конкурс среди школьников «Абаевские чтения». Их основная цель — пропаганда литературного наследия казахского народа, повышение интереса к классической литературе у школьников, пропаганда эстетических запросов и личных качеств в произведениях Абая и Шакарима, воспитание любви к высокой поэзии и национальному духовному наследию.
С 2000 года число участников республиканского этапа конкурса достигло 3 300 человек, из них 1 321 из сельской местности. До сегодняшнего дня победителями и призерами конкурса стали 1 475 школьников. По результатам конкурса победители награждаются дипломами Министерства первой, второй и третьей степени, а также золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, ценными подарками.
Кроме того, для победителей конкурса назначаются ректорские гранты на кафедры «Язык и литература» в вузах. В настоящее время победители «Абаевских чтений» окончили вузы и плодотворно работают в различных сферах.
В этом году конкурс к 180-летию Абая Кунанбайулы был проведен 8–21 июня в городе Семее среди учеников 8-11 классов организаций общего среднего образования.
Особенность нынешнего конкурса — его проведение на международном уровне. Эта инициатива была реализована не только в связи с юбилеем, но и с целью популяризации духовного наследия великого мыслителя Абая Кунанбайулы среди казахской молодежи за рубежом, как общего наследия. Благодаря участию в конкурсе зарубежной казахской молодежи творчество Абая стало еще известнее на международном уровне, стала четче видна его роль, как силы, объединяющей национальное духовное наследие.
В частности, школьники с Алтая, из Монголии, Китая, Туркменистана и Узбекистана показали свое искусство на сцене и заслужили горячее одобрение зрителей. Участники конкурса и их руководители посетили музеи Абая и Мухтара Ауэзова в Борли, съездили на родину Абая в Сырт Каскабулаке, а также посмотрели театрализованные постановки «Енлик-Кебек» и Шиликты.

Насколько индоктринировано учение Абая в процесс воспитания подрастающего поколения?
Концепция Абая «Полноценный человек» — учение, раскрывающее глубинную суть казахской духовности и воспитания. Это учение ставит целью достижение человеком духовной зрелости, постоянное самосовершенствование, формирование гармоничной личности, основанной на единстве ума, сердца и силы. Эта модель, выраженная в полных мудрости «Словах назидания» и поэзии Абая, не теряет своей важности и в современной системе образования и воспитания, напротив, она наполняет ее новым содержанием.
Единая программа воспитания «Адал азамат» — это целостный концептуальный проект, направленный на организацию воспитания личности на национальной основе. Система ценностей и воспитательное содержание программы взаимосвязаны с учением Абая о «Полноценном человеке», построены на смысловом созвучии.
В частности, главные ценности программы:
- Независимость и патриотизм
- Справедливость и ответственность
- Трудолюбие и профессионализм
- Созидание и новаторсктов
- Единство и сотрудничество
- Закон и порядок
— Эти ценности — основа внутреннего самосознания «полноценного человека», описанного Абаем. Каждая из них в рамках программы системно реализуется с помощью конкретных мероприятий. В структуре программы наследие Абая стало стержнем воспитательного процесса, — отмечается в сообщении Министерства просвещения.

Слова Абая и народные мудрости предлагаются вниманию учеников с помощью методической разработки «Цитата недели». Также и проект «Өнегелі 15 минут» посвящен повседневной беседе между родителями и детьми. Это соответствует принципу Абая, который отдавал приоритет воспитанию сердцем. На классных часах и в воспитательных проектах придается значение духовно-личностному развитию учащихся, внедрению национального самосознания и формированию внутренней культуры.
Наряду с Абаем, методологическую базу программы образуют и педагогические идеи таких просветителей, как И. Алтынсарин, А. Байтурсынулы, М. Жумабаев. В целом единая программа воспитания «Адал азамат» превращает учение Абая о «Полноценном человеке» в идеологический и методологический стержень системы воспитания.
Благодаря программе национальные идеи и духовное наследие находят свое применение в качестве реального инструмента формирования сознания современного учащегося.