Как в Казахстане работает общественный контроль

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Как в Казахстане работает общественный контроль, созданный в конце июля этого года министерствами здравоохранения и информации и общественного развития, рассказала республиканский координатор проекта Саида Таукелева, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Общественный контроль был сформирован из общественников, волонтеров, сотрудников Антикоррупционной службы и СМИ.

«Координаторы общественного контроля есть во всех городах Казахстана. Первичный вид, который мы осуществляли с нашей командой, касался мониторинга аптек. У нас были все данные, которые касались дефицита того или иного препарата. Был ли он в наличии в том или ином регионе, в поселке, большом городе, или отсутствовал. У нас была вся инфографика и это позволяла нам увидеть достоверную картину, что же происходило с лекарствами в период пандемии. Далее наш мониторинг начал набирать обороты, появились дополнительные векторы. Один из них распределение гумпомощи. Мы обеспечили полную прозрачность своим участием. Благодаря сотрудникам Антикоррупционной службы у общественности была возможность встретить самолет с гуманитарным грузом в аэропорту, увидеть как идет отгрузка на специальный склад. Далее мы получали разнарядку, куда с этого склада и в какие медучреждения и по каким складам медучреждении расходуются грузы. Конечные получатели, это больницы и поликлиники, также по разнарядке получают этот груз. Во всей этой цепочке участвовали наши волонтеры. Группа общественный контроль», - сказала Саида Таукелева в прямом эфире программы AntikorLive в Facebook.

Спикер отметила, что общественный контроль в первую очередь придает приоритет в сферу медицины.

«Основная тематика общественного контроля и участие общественности именно в сфере здравоохранение. У нас состоялся диалог взаимодействия с Министерством здравоохранения. Мы выработали правильный алгоритм взаимодействия, благодаря этому, у нас была возможность мониторить медучреждения. Никогда и никто до этого из общественности не мог заходить в ту или иную больницу, осматривать склады на лекарственные обеспечения, задавать вопросы на месте, приходить с жалобами пациентов и обращениями, соответственно, получать ответы на них. Мне кажется этот формат абсолютно новый, к нему не все ведомства готовы. Цель общественного контроля - это не ругать, не критиковать, а именно объективно подойти, зайти, посмотреть, обговорить, обсудить и максимально помочь решить эту проблему. В принципе, на основании этих крепких постулатов нам удалось расшириться, укрепиться. Сейчас пишется законопроект об общественном контроле. Также входим в рабочую группу. Туда включены юристы. Ведется большая работа», - заметила она.

Саида Таукелева является правозащитником и считает, что этот закон поможет общественнику приобрести некий правовой статус.

«У него будет основания и возможно четкий прописанный функционал того, что он может делать, на что имеет право, какой вид ответственности он может нести за то или иное действие. У нас сейчас в общественном контроле есть действующие руководители банков, сотрудники финансовых компаний, здравоохранения, образования. То есть, в нашей команде очень много обученных и достаточно квалифицированных специалистов, которые в своей отрасли имеют определенные статусы. Поэтому, когда мы говорим о том или ином виде мониторинга, мы подключаемся и понимаем, у кого какие есть опыт для того, чтобы наш узкопрофильный специалист мог применить эти задания. Он нам помогает выстраивать какие-нибудь алгоритмы для проведения грамотного мониторинга… У нас такая группа единомышленников, которая делает все на бесплатной основе. Это немаловажно. Это действующие волонтерские организации, которые тратят свое время, знания, опыт. Они проводят титаническую работу изо дня во всех городах Казахстана. Это герои нашего времени», - добавила она.

По ее словам, общественники также проводят мониторинг по объектам малого и среднего бизнеса и выявляют нарушение карантинного режима.

«В одном из южных регионов, когда наши ребята подключились к мониторингу ресторанов, которые проводили в карантинное время тои, нашим координаторам и мониторинговым группам предлагали взятки в размере 50-60 тысяч тенге. Они якобы должны были пройти мимо этого ресторана или кафе. Волонтеры - это те люди, которые не берут взятки. Почему меня импонирует взаимодействие с Антикоррупционной службой, потому что, у нас очень схожие принципы. В связи с этим, наши общественники проинструктированы и четко знают, что никаких взяток брать не будут. Закрывать глаза на какие-то моменты мы также не будем. Мы - общественность и мы есть представители населения, которые показывают и говорят об этом и доносят до уполномоченных органов для того, чтобы получить какие-то ответы и максимально помочь народу. Мы, возможно, и есть тот пласт между госструктурами и народом, который помогает выстраивать диалог и решает какие-то проблемы, поступающие от населения», - подчеркнула С. Таукелева.

При этом, спикер призвала казахстанцев не заниматься коррупцией.

«Я за прозрачность. Нас так воспитали… Я против коррупции. Никогда не буду инициировать дачу взятки. Конечно же, мое окружение такое. Если этот принцип вы преследуете и выстраиваете свой бизнес по таким же принципам, если вы так же воспитываете своих детей, то вы же понимаете, что ваше окружение правильно зараженных людей дальше будут сеять аналогичные принципы. Поэтому, то, с чем сейчас борется Антикоррупционное ведомство и как это делается, это очень нужно. (…). Хочется, чтобы борьба с коррупцией было везде, чтобы масштабировалась. Ликбез по коррупции должен быть со школьной скамьи и садика. У человека должно быть такое мнение, что нельзя давать и брать взятку. Это основные постулаты, по которым мы должны выстраивать наше население», - отметила Саида Таукелева.


Сейчас читают