Как Китай создает единый национальный рынок электроэнергии

Китай до конца 2025 года планирует запустить единый национальный рынок электроэнергии. Как будет работать новый механизм, разбирался собственный корреспондент агентства Kazinform.

Как Китай создает единый национальный рынок электроэнергии
Коллаж: canva

Рынок в цифрах

Многие годы производство и потребление электроэнергии в стране развивались неравномерно. Основные запасы ветровых, солнечных и гидроэнергетических ресурсов сосредоточены на западе и севере, тогда как крупнейшие промышленные и городские центры находятся в центральных и восточных районах. Согласно данным Государственного энергетического управления Китая, за период с января по август 2025 года объем рыночной торговли электроэнергией достиг 4,34 трлн кВт·ч, что на 7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля рыночных сделок в общем объеме потребляемой электроэнергии в стране составила 63,2%.

Большая часть торгов пришлась на внутрипровинциальные операции. Их объем составил 3,31 трлн кВт·ч, что на 6,3% больше, чем годом ранее. Межпровинциальные и межрегиональные сделки достигли 1,03 трлн кВт·ч, увеличившись на 9,4%.

Как Китай создает единый национальный рынок электроэнергии
Коллаж: canva

Особенно заметен рост сегмента торговли «зеленой» электроэнергией, объем которого превысил 205 млрд кВт·ч и увеличился на 43%. Среднесрочные и долгосрочные контракты составили 4,2 трлн кВт·ч, а объем спотовых сделок достиг 165,7 млрд кВт·ч, что подтверждает постепенное развитие и укрепление рыночных механизмов в энергетическом секторе страны.

От региональных торгов к единому рынку

Создание единого национального рынка электроэнергии стало одним из ключевых направлений реформ, начатых в 2015 году. Новый этап развития начался в 2022 году с публикации документа «Руководящие положения об ускорении формирования единого национального рынка электроэнергии», в котором была поставлена цель объединить региональные энергосистемы и повысить эффективность торговли электроэнергией.

За последние годы Китай перешел от разрозненных пилотных проектов к системному управлению межрегиональной торговлей. Первые результаты наблюдаются в таких кластерах, как Пекин–Тяньцзинь–Хэбэй, дельта реки Янцзы и регион Гуандун–Гонконг–Макао, где были устранены административные барьеры и внедрены механизмы непрерывных расчетов. Эти меры способствовали повышению гибкости энергосистемы и ускорили обмен электроэнергией между регионами.

Активное развитие спотового рынка, начавшееся в 2022 году, стало важным шагом на пути к формированию полноценной рыночной модели в энергетике. На таких торговых площадках цена формируется в режиме реального времени на основе спроса и предложения. Сегодня спотовый рынок является ключевым элементом энергетической реформы, оставаясь при этом одной из ее самых сложных составляющих. В настоящее время спотовые торги проводятся в 25-ти провинциях Китая, из которых 7 функционируют в полном режиме. Еще более 10 регионов планируют перейти на систему непрерывных расчетов до конца года.

Как Китай создает единый национальный рынок электроэнергии
Коллаж: canva

Главные операторы, Государственная и Южная электросети, также запустили механизм регулярной рыночной торговли, что усилило координацию между регионами. Согласно данным Китайской ассоциации электроэнергетики, архитектура единого рынка уже сформирована и продолжает совершенствоваться.

План на 10 лет

В ноябре 2024 года в Китае была представлена «Синяя книга по планированию развития единого национального рынка электроэнергии». Этот документ впервые определил подробную дорожную карту и поэтапный график реализации проекта, став главным ориентиром для отрасли на ближайшее десятилетие.

Согласно документу, в 2025 году планируется завершить подготовительный этап, который включает формирование общей архитектуры рынка, согласование основных правил торговли и установление единых технических стандартов для всех регионов страны.

На 2029 год поставлена цель полного формирования единого национального рынка электроэнергии. Предусматривается внедрение унифицированных институциональных правил, единых норм регулирования и создание взаимосвязанной рыночной инфраструктуры. К 2035 году планируется дальнейшее развитие системы, повышение ее прозрачности и эффективности, а также формирование зрелого и устойчивого национального энергорынка.

Что говорят эксперты

Директор Департамента комплексных реформ системы Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Ван Жэньфэй отметил, что уже в основном сформирована единая нормативная база для национального рынка электроэнергии. Она охватывает правила торговли по среднесрочным, долгосрочным и спотовым контрактам, регистрацию участников, порядок расчетов и раскрытие информации.

Он добавил, что в настоящее время обеспечена «мягкая связность» двух крупнейших энергосистем страны, Государственной и Южной. Южный региональный рынок перешел к режиму непрерывных расчетов, где производители и потребители начали вести единые торги и совместное ценообразование.

— В зоне управления Государственной энергосети 26 провинций и районов перешли на регулярную систему взаимного балансирования избытка и дефицита электроэнергии. До конца года планируется дальнейшее унифицирование рыночных правил, видов торгов и временных графиков, что позволит запустить межсетевые торги на постоянной основе, — сказал спикер.

Однако эксперты подчеркивают, что переход от административного управления к рыночному пока не завершен. По мнению специалистов, рынок электроэнергии является одной из самых сложных форм современной рыночной системы. И если на чертежах эта модель выглядит идеально, то на практике она сталкивается с множеством трудностей.

Как Китай создает единый национальный рынок электроэнергии
Коллаж: canva

Как считает заместитель начальника отдела планирования и развития Китайской электротехнической ассоциации Хань Фан, нынешний этап можно сравнить «со строительством дома, где каркас уже возведен, но внутренняя отделка и системная интеграция еще требуют доработки».

Заместитель директора Центра энергетической экономики академии общественных наук Фэн Юншэн указал, что неравномерные темпы развития провинциальных рынков затрудняют межрегиональную координацию.

— Энергетические компании вынуждены участвовать одновременно в двух системах торговли — внутри провинции и между провинциями, что увеличивает операционные издержки и создает неопределенность. Еще остаются несогласованными взаимодействия между среднесрочными, долгосрочными и спотовыми торгами, а также между рынком электроэнергии и рынком вспомогательных услуг, — отмечает он.

Доцент кафедры электроэнергетики университета Цинхуа Го Хуне считает, что институциональные барьеры ограничивают движение электроэнергии между провинциями. Различия в административном устройстве, рыночных моделях и правилах торговли снижают эффективность оптимального распределения ресурсов.

— В процессе перехода от плановой системы к рыночной, границы между ними остаются размытыми, что делает ценовой механизм инертным и мешает полной реализации гибкости энергетической системы, — отмечает он.

Эксперты сходятся во мнении, что ускоренная стандартизация правил, создание единой торговой платформы и унификация технических стандартов станут важным шагом к свободному и эффективному обращению энергетических ресурсов по всей стране.

Новые игроки 

К концу 2024 года число участников китайского рынка электроэнергии достигло 816 тысяч — почти в 20 раз больше, чем десять лет назад. Помимо традиционных генерирующих и сбытовых компаний, на рынок активно выходят новые участники, включая операторов систем хранения энергии, виртуальные электростанции и агрегаторов нагрузки.

Эти новые игроки обеспечивают гибкость энергосистемы и принимают активное участие в балансировке нагрузки, что особенно важно на фоне роста доли возобновляемых источников энергии. Вместе с тем эксперты отмечают, что для полноценного вовлечения малых потребителей и распределенных источников требуется модернизация торговых платформ, инвестиции в цифровую инфраструктуру и разработка четких стандартов допуска.

Как Китай создает единый национальный рынок электроэнергии
Коллаж: canva

Единые правила и баланс интересов

Формирование единого рынка электроэнергии — это не только технологический, но и институциональный вызов. Китай постепенно переходит от административной централизации к модели управляемой конкуренции, сочетая «невидимую руку рынка» и «видимую руку государства».

Эксперты подчеркивают, что успех реформ во многом зависит от скоординированных действий всех уровней власти, унификации стандартов и эффективного контроля. Развитие спотового и «зеленого» сегментов, цифровизация и интеграция возобновляемых источников энергии станут ключевыми направлениями в ближайшие годы.

— Ключевыми задачами на будущее станут унификация рыночных правил и механизмов ценообразования, развитие взаимосвязи между спотовыми и вспомогательными рынками, вовлечение большего участников в рыночные торги, а также создание сбалансированной системы, сочетающей безопасность, экологичность и экономическую эффективность, где рыночные инструменты будут обеспечивать оптимальное распределение ресурсов и устойчивость энергосистемы, — подчеркнул профессор Северо-Китайского университета электроэнергетики Лю Дуньнан.

По признанию специалистов, участники рынка имеют разные интересы и потребности, особенно в рамках спотовых торгов. В этой связи роль государственных органов должна заключаться не в прямом вмешательстве в ценообразование и объемы сделок, а в обеспечении прозрачности и ответственного поведения участников рынка.

В ближайшие годы Китай намерен превратить энергетический рынок в один из ключевых драйверов экономического роста. Сочетание рыночных механизмов, цифровизации и экологических приоритетов позволит не только повысить эффективность распределения ресурсов, но и ускорить переход к низкоуглеродной энергетике.

Ранее мы писали о том, как Китай перешел от заимствования технологий к глобальному лидерству по атомной энергетике.

Сейчас читают