Как Китай создает единый национальный рынок электроэнергии
Китай до конца 2025 года планирует запустить единый национальный рынок электроэнергии. Как будет работать новый механизм, разбирался собственный корреспондент агентства Kazinform.

Рынок в цифрах
Многие годы производство и потребление электроэнергии в стране развивались неравномерно. Основные запасы ветровых, солнечных и гидроэнергетических ресурсов сосредоточены на западе и севере, тогда как крупнейшие промышленные и городские центры находятся в центральных и восточных районах. Согласно данным Государственного энергетического управления Китая, за период с января по август 2025 года объем рыночной торговли электроэнергией достиг 4,34 трлн кВт·ч, что на 7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля рыночных сделок в общем объеме потребляемой электроэнергии в стране составила 63,2%.
Большая часть торгов пришлась на внутрипровинциальные операции. Их объем составил 3,31 трлн кВт·ч, что на 6,3% больше, чем годом ранее. Межпровинциальные и межрегиональные сделки достигли 1,03 трлн кВт·ч, увеличившись на 9,4%.

Особенно заметен рост сегмента торговли «зеленой» электроэнергией, объем которого превысил 205 млрд кВт·ч и увеличился на 43%. Среднесрочные и долгосрочные контракты составили 4,2 трлн кВт·ч, а объем спотовых сделок достиг 165,7 млрд кВт·ч, что подтверждает постепенное развитие и укрепление рыночных механизмов в энергетическом секторе страны.
От региональных торгов к единому рынку
Создание единого национального рынка электроэнергии стало одним из ключевых направлений реформ, начатых в 2015 году. Новый этап развития начался в 2022 году с публикации документа «Руководящие положения об ускорении формирования единого национального рынка электроэнергии», в котором была поставлена цель объединить региональные энергосистемы и повысить эффективность торговли электроэнергией.
За последние годы Китай перешел от разрозненных пилотных проектов к системному управлению межрегиональной торговлей. Первые результаты наблюдаются в таких кластерах, как Пекин–Тяньцзинь–Хэбэй, дельта реки Янцзы и регион Гуандун–Гонконг–Макао, где были устранены административные барьеры и внедрены механизмы непрерывных расчетов. Эти меры способствовали повышению гибкости энергосистемы и ускорили обмен электроэнергией между регионами.
Активное развитие спотового рынка, начавшееся в 2022 году, стало важным шагом на пути к формированию полноценной рыночной модели в энергетике. На таких торговых площадках цена формируется в режиме реального времени на основе спроса и предложения. Сегодня спотовый рынок является ключевым элементом энергетической реформы, оставаясь при этом одной из ее самых сложных составляющих. В настоящее время спотовые торги проводятся в 25-ти провинциях Китая, из которых 7 функционируют в полном режиме. Еще более 10 регионов планируют перейти на систему непрерывных расчетов до конца года.

Главные операторы, Государственная и Южная электросети, также запустили механизм регулярной рыночной торговли, что усилило координацию между регионами. Согласно данным Китайской ассоциации электроэнергетики, архитектура единого рынка уже сформирована и продолжает совершенствоваться.
План на 10 лет
В ноябре 2024 года в Китае была представлена «Синяя книга по планированию развития единого национального рынка электроэнергии». Этот документ впервые определил подробную дорожную карту и поэтапный график реализации проекта, став главным ориентиром для отрасли на ближайшее десятилетие.
Согласно документу, в 2025 году планируется завершить подготовительный этап, который включает формирование общей архитектуры рынка, согласование основных правил торговли и установление единых технических стандартов для всех регионов страны.
На 2029 год поставлена цель полного формирования единого национального рынка электроэнергии. Предусматривается внедрение унифицированных институциональных правил, единых норм регулирования и создание взаимосвязанной рыночной инфраструктуры. К 2035 году планируется дальнейшее развитие системы, повышение ее прозрачности и эффективности, а также формирование зрелого и устойчивого национального энергорынка.
Что говорят эксперты
Директор Департамента комплексных реформ системы Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Ван Жэньфэй отметил, что уже в основном сформирована единая нормативная база для национального рынка электроэнергии. Она охватывает правила торговли по среднесрочным, долгосрочным и спотовым контрактам, регистрацию участников, порядок расчетов и раскрытие информации.
Он добавил, что в настоящее время обеспечена «мягкая связность» двух крупнейших энергосистем страны, Государственной и Южной. Южный региональный рынок перешел к режиму непрерывных расчетов, где производители и потребители начали вести единые торги и совместное ценообразование.
— В зоне управления Государственной энергосети 26 провинций и районов перешли на регулярную систему взаимного балансирования избытка и дефицита электроэнергии. До конца года планируется дальнейшее унифицирование рыночных правил, видов торгов и временных графиков, что позволит запустить межсетевые торги на постоянной основе, — сказал спикер.
Однако эксперты подчеркивают, что переход от административного управления к рыночному пока не завершен. По мнению специалистов, рынок электроэнергии является одной из самых сложных форм современной рыночной системы. И если на чертежах эта модель выглядит идеально, то на практике она сталкивается с множеством трудностей.

Как считает заместитель начальника отдела планирования и развития Китайской электротехнической ассоциации Хань Фан, нынешний этап можно сравнить «со строительством дома, где каркас уже возведен, но внутренняя отделка и системная интеграция еще требуют доработки».
Заместитель директора Центра энергетической экономики академии общественных наук Фэн Юншэн указал, что неравномерные темпы развития провинциальных рынков затрудняют межрегиональную координацию.
— Энергетические компании вынуждены участвовать одновременно в двух системах торговли — внутри провинции и между провинциями, что увеличивает операционные издержки и создает неопределенность. Еще остаются несогласованными взаимодействия между среднесрочными, долгосрочными и спотовыми торгами, а также между рынком электроэнергии и рынком вспомогательных услуг, — отмечает он.
Доцент кафедры электроэнергетики университета Цинхуа Го Хуне считает, что институциональные барьеры ограничивают движение электроэнергии между провинциями. Различия в административном устройстве, рыночных моделях и правилах торговли снижают эффективность оптимального распределения ресурсов.
— В процессе перехода от плановой системы к рыночной, границы между ними остаются размытыми, что делает ценовой механизм инертным и мешает полной реализации гибкости энергетической системы, — отмечает он.
Эксперты сходятся во мнении, что ускоренная стандартизация правил, создание единой торговой платформы и унификация технических стандартов станут важным шагом к свободному и эффективному обращению энергетических ресурсов по всей стране.
Новые игроки
К концу 2024 года число участников китайского рынка электроэнергии достигло 816 тысяч — почти в 20 раз больше, чем десять лет назад. Помимо традиционных генерирующих и сбытовых компаний, на рынок активно выходят новые участники, включая операторов систем хранения энергии, виртуальные электростанции и агрегаторов нагрузки.
Эти новые игроки обеспечивают гибкость энергосистемы и принимают активное участие в балансировке нагрузки, что особенно важно на фоне роста доли возобновляемых источников энергии. Вместе с тем эксперты отмечают, что для полноценного вовлечения малых потребителей и распределенных источников требуется модернизация торговых платформ, инвестиции в цифровую инфраструктуру и разработка четких стандартов допуска.

Единые правила и баланс интересов
Формирование единого рынка электроэнергии — это не только технологический, но и институциональный вызов. Китай постепенно переходит от административной централизации к модели управляемой конкуренции, сочетая «невидимую руку рынка» и «видимую руку государства».
Эксперты подчеркивают, что успех реформ во многом зависит от скоординированных действий всех уровней власти, унификации стандартов и эффективного контроля. Развитие спотового и «зеленого» сегментов, цифровизация и интеграция возобновляемых источников энергии станут ключевыми направлениями в ближайшие годы.
— Ключевыми задачами на будущее станут унификация рыночных правил и механизмов ценообразования, развитие взаимосвязи между спотовыми и вспомогательными рынками, вовлечение большего участников в рыночные торги, а также создание сбалансированной системы, сочетающей безопасность, экологичность и экономическую эффективность, где рыночные инструменты будут обеспечивать оптимальное распределение ресурсов и устойчивость энергосистемы, — подчеркнул профессор Северо-Китайского университета электроэнергетики Лю Дуньнан.
По признанию специалистов, участники рынка имеют разные интересы и потребности, особенно в рамках спотовых торгов. В этой связи роль государственных органов должна заключаться не в прямом вмешательстве в ценообразование и объемы сделок, а в обеспечении прозрачности и ответственного поведения участников рынка.
В ближайшие годы Китай намерен превратить энергетический рынок в один из ключевых драйверов экономического роста. Сочетание рыночных механизмов, цифровизации и экологических приоритетов позволит не только повысить эффективность распределения ресурсов, но и ускорить переход к низкоуглеродной энергетике.
Ранее мы писали о том, как Китай перешел от заимствования технологий к глобальному лидерству по атомной энергетике.