ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА: Как в Таразе начинался Наурыз (ФОТО)

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Возрождение Наурыз мейрамы в нашей стране началось в конце 80-х годов прошлого века, на волне «перестройки и гласности».

Об истории возвращения в Казахстан древнего праздника весеннего равноденствия и пробуждения природы корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал жамбылский историк-этнограф, вице-президент ОО «Узбекское этнокультурное объединение» Абдурахман Зайнутдинов, один из тех, кто участвовал в возрождении Наурыза в Жамбылской области.

«В 1987 году мы вместе с семьей Миршариповых из Тараза, Замирой и Мирзой-ака, а также с Акрам-турой Азизовым, инициировали возрождение Наурыза, - рассказывает вице-президент областного узбекского этнокультурного объединения. - Тогда началась перестройка, гласность, стало возможно то, что ранее годами, десятилетиями скрывалось, не афишировалось. Мы решили, что пришло время открыто праздновать Наурыз (или Навруз по-узбекски), который был близок нашим предкам и который раньше, несмотря ни на что, старались отмечать в кругу своей семьи, готовили плов, приглашали родню, соседей, угощали всех. Мы отправились в Алма-Ату, где получили письменное согласие от управления по делам религий при Совете министров Казахской ССР, а, вернувшись, стали готовиться к празднику».

По воспоминаниям А. Зайнутдинова, первый в Таразе (тогда еще Джамбул) праздничный дастархан на Наурыз решено было накрыть в одной из многочисленных узбекских махалля Тараза - по улице Фурманова (ныне - Кошеней). Глава семейства Миршариповых принес в жертву барана, закупили 50 кг риса, приготовили традиционный плов, сумаляк - национальное узбекское блюдо из семи ингредиентов, в числе которых пророщенные ростки пшеницы.

«Накрыли дастархан на 20 столов, пригласили простых людей, музыкантов, национально-культурные центры, первых руководителей области и города, - продолжает А. Зайнутдинов. - Праздник получился ярким и запоминающимся, для советских времен это было необычно. Интересно, что тогда люди разных национальностей поддержали нас, говорили, что скоро Наурыз будут отмечать по всему Казахстану, что это истинно народный праздник, идущий из глубин веков. И связан он с почитанием предков и Природы, с хорошими и добрыми обычаями. Ведь это замечательно, что, по обычаю, до наступления Наурыза люди должны навести порядок и чистоту в своих домах и вокруг, рассчитаться с долгами, приготовить вкусные блюда, угостить друзей, раздать угощение. Более зажиточные люди организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Благотворительность - неотъемлемая часть древнего праздника Наурыз».

В последующие годы празднование Наурыза в Таразе ширилось и росло. Многолюднее становилось на народных гуляньях. Появились юрточные городки с богатым дастарханом и непременным «наурыз коже» из семи ингредиентов. Организовывались концертные программы с участием артистов Жамбылской областной филармонии и казахстанских эстрадных звезд. Расширялась география массовых культурно-развлекательных и спортивных мероприятий, проходивших на всех сценических и спортивных площадках городов и районов области.

А. Зайнутдинов напомнил, что отмечаемый 21 марта праздник Наурыз включён ЮНЕСКО в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества и является Международным днем, символизирующим празднование Нового года по астрономическому солнечному календарю у многих народов Земли, как день весеннего равноденствия, пробуждения природы, начало сезона роста и процветания, поминания душ предков.
null null null null null null null null null null null null null

Сейчас читают
telegram