ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: Астана стала столицей благодаря созидательному потенциалу ее жителей

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.

Общепризнанная роль Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.

Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.

***

Книга Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «В сердце Евразии» отличается от других его книг. Это объемное, тщательное осмысление происходящих в Казахстане процессов - в экономической, социальной, политической сферах. В то же время, книгу можно считать исследованием истории становления и развития новой столицы Казахстана - Астаны.

***

Открывая книгу изречением аль-Фараби о добродетельном обществе, Глава государства начинает свои рассуждения о роли столиц в истории народов и цивилизаций.

«Аромат и стиль эпохи создается двумя-тремя штрихами - Эйфелева башня, Вестминстер, Кремль... Эти столичные приметы стали лучшим путеводителем по карте мира. Сегодня они воспринимаются как данность. Однако они были созданы талантом и трудом вполне определенных людей. Творение столицы - это творение нового текста национальной истории.

Не каждому поколению дано создание такого текста. На рубеже двух тысячелетий мы приняли решение и практически создали в самом сердце Евразии новую столицу. Прошло почти восемь лет, пролетевших как одно мгновение. Остановившись среди водоворота повседневности, я решил объединить разрозненные страницы дневниковых записей в этой книге. Сложные решения, помощь соратников, архитектурные поиски, мысли о будущем города, легенды и топонимика края, детали быта, исторические аналогии, ландшафт и эстетика Астаны, одним словом, мои мысли и дела, посвященные новой столице, - все они здесь», - отмечает Президент.

Несколько страниц в начале книги посвящены мыслям автора о глубинной разнице ощущений человека, находящегося в горах и человека, находящегося в степи. По словам Президента, выросшего на горных жайляу Алатау, только впервые оказавшись на просторах Великой Сарыарки, он с потрясением ощутил то великолепное чувство пространства, которое дает степь.

«Перенос столицы - событие, несомненно, неординарное. В рамках представлений одного человека. В масштабах государства это - событие, хотя и не вполне рядовое, но и не слишком экстраординарное.

Так же, как неординарным событием в жизни человека является его переезд на новое место жительства. Одни люди никогда не испытывают потребность переезжать, другие вынуждены делать это довольно часто.

Государства тоже переносят свои главные города и, как правило, все факты переноса достаточно мотивированы и оправданы.

И случается, что таковая необходимость переноса на пользу государства возникает гораздо чаще, чем хотелось бы жителям страны.

Но здесь самое главное - суметь осознать и прочувствовать порой неуловимые и неясные очертания причин, которые заставляют перемещать столицы.

В истории государства, как и в биографии человека, наступают неспокойные периоды, которые заставляют общество менять свои представления о геополитической роли государства и, соответственно, местоположение столицы. В такие исторические отрезки времени происходят внешне сумбурные события, которые проявляются в многочисленных переносах столицы, но которые, как выясняется, необходимы для дальнейшего стабильного развития страны на долгие времена.

Особенно в этом отношении характерен пример России. Как известно, история Российского государства изобиловала многочисленными актами переносов столиц. Так, столицу в разные хронологические отрезки времени последовательно переносили из Новгорода в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву, из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга обратно в Москву.

И вот как анализирует факты переноса российских столиц, особенно применительно к периоду Древней Руси, известный российский историк Сергей Соловьев в «Петровских чтениях»: «...правительство чрезвычайно обширной страны принуждено переносить свое местопребывание из одной части страны в другую по мере надобности, по мере прилива и отлива сил народных в ту или другую страну, по мере сосредоточения народных интересов, народного внимания здесь или там; следовательно, это перенесение правительственных местопребываний не может являться в истории чем-то произвольным».

Насколько я понимаю, в предопределенности и детерминизме в нашем, казахстанском, случае именно «народные интересы и народное внимание» при чрезвычайной обширности казахстанской территории исторически, можно сказать, предопределили необходимость «перенесения правительственного местопребывания».

Речь в данном случае идет о как будто совершенно неожиданном и, казалось, невесть откуда взявшемся решении - переносе столицы из Алматы в Акмолу, заставшем всех буквально врасплох.

Вообще, процесс переноса столицы - это целая эпопея, заслуживающая особого внимания и развернутого изложения.

В поисках научной истины у естествоиспытателей выработался своего рода алгоритм первооткрывателя. Суть этого алгоритма в следующем: неожиданное решение проходит три стадии внешней обработки и отношения. Сначала - «Этого не может быть!». Затем - «В этом что-то есть...». И, наконец, - «Кто же этого не знает!».

Мы, конечно, не претендуем на лавры первооткрывателей в области «столичного передислоцирования». Примеров переноса столиц в истории человечества множество, и всех их не перечесть.

Но ситуация с отношением к переносу столицы и с отношением к научным открытиям очень даже схожа. И свидетельство этому - хроника дней, когда решение о переносе столицы только зрело, и заканчивая нашими днями, когда не вполне провинциальный, но достаточно периферийный Целиноград превратился в прекрасную и современную столицу Республики Казахстан - в город Астану, усыпавшую своими прекрасными зданиями и архитектурными комплексами берега Ишима

Как-то один знаменитый ученый-физик обмолвился: «Такой молодой и уже такой неизвестный!».

В этой парадоксальной фразе - парадоксы и веление нашего времени. Историю должна творить молодость. Так и история нашего государства сегодня творится в самой молодой столице государства. Столице, которой отроду всего семь лет, но которая ныне известна всем

И сегодня юная Астана воспринимается не просто как адинистративный центр страны, как место, где располагаются центральные органы власти, где принимаются судьбоносные для страны решения

Всего за неполные семь лет этот город стал для миллионов наших сограждан настоящим сердцем нашей Родины», - так писал Н.Назарбаев в 2005 году.

Сделав небольшое отступление по поводу невозможности написания полной истории, Президент переходит к разъяснению причин переноса столицы в Акмолу.

«Но, конечно, всегда можно выделить самые важные аспекты, которые неподвластны или почти неподвластны времени и неизбежным толкованиям и интерпретациям.

Оставляя почву для идеальных решений, могу сказать следующее.

Я не математик, но насколько могу судить, в этой точной науке существуют задачи, которые необходимо решить, но которые в то же время решить точно просто невозможно. Поэтому решения для таких «многопараметрических» задач получают в первом приближении.

Решениями данных задач считаются такие, которые наиболее приближены к вероятному точному ответу.

Так происходит и с переносом столицы. Существовал ряд обстоятельств, который наталкивал на необходимость смены столицы. Ибо очень часто наиболее правильным решением становится решение парадоксальное, а не привычное и ожидаемое. Требовалось решить задачу переноса столицы Казахстана из Алматы в другой регион страны. То, что перенос столицы состоялся именно в Акмолу, является наиболее корректным и максимально приближенным к точному ответу на вопрос - куда ее перенести.

В самом деле, казалось, что город Алматы, раскинувшийся на десятки километров вдоль белоснежного хребта Алатау, самой природой предназначен к тому, чтобы быть столицей страны. Мягкий горный климат, отлаженная инфраструктура, развитая сеть услуг.

Тем более, что сам Алматы вырос не на пустом месте и имеет свою предысторию и историю, которая во многом расходится с устоявшимися и общепринятыми взглядами на «колониальное» происхождение южной столицы.

Так, территория Алматы еще до прихода в середине XIX века отряда полумифического майора Перемышльского представляла собой населенный казахами благодатный оазис Семиречья в чаше горных вершин Алатау.

В мемуарах могущественного основателя Великого Moголистана 3.Бабура имеются сведения о красивом городе Алмату (Алмалык), разрушенном монголами. Его современник, выдающийся ученый Мухаммед Хайдар Дулати в своем известном труде «Тарих-и-Рашиди» также сообщает о городе Алмалык в предгорьях Алатау. На основе многолетних исследований казахский археолог K.M.Байжанов доказал, что город Алматы сформировался в X-Xl веках, и это был город со всеми присущими ему признаками крупного политического, экономического и культурного центра средневекового Казахстана.

Став в 1929 году, после Оренбурга и Кызылорды, столицей республики, Алматы стремительно разрастался. Многие поколения алматинцев приложили немало усилий к тому, чтобы сделать свой город одной из самых замечательных и неповторимых столиц.

Его живописные парки и скверы, улицы и площади всегда вдохновляли и продолжают вдохновлять поэтов и писателей, архитекторов и художников, деятелей науки и культуры на создание самых выдающихся своих произведений. Любой человек, кому довелось хотя бы раз побывать в этом городе, увозит с собой массу самых теплых впечатлений и воспоминаний.

Для Алматы, как главного культурного, научного и политического центра Казахстана, всегда была характерна атмосфера творчества и свободомыслия.

Не случайно, что одно из первых открытых выступлений против тоталитаризма - события декабря 1986 года, - произошло именно в этом городе.

Алматы для демократической общественности не только нашей республики, но и всего бывшего Союза стал символом противостояния народных масс тоталитарному режиму, символом воскресшего национального самосознания казахского народа.

В этом городе были провозглашены суверенитет и независимость Казахстана. В память об этом событии на площади Республики в Алматы гордо вознесся к небу величественный Монумент Независимости.

С Алматы связаны и многие мои годы. Здесь родились мои первые внуки. Этот город стал родным и дорогим для меня и моей семьи.

Но реалии настоящего и целый ряд геостратегических факторов заставили нас по-новому подойти к процессу формирования нашего собственного геополитического пространства», - вспоминает Глава государства.

Как известно, выбор новой столицы был произведен на основании множества критериев. В июле 1994 года было принято решение перенести столицу более чем на 1000 километров на север, в степную Акмолу...

Город находится почти в географическом центре Казахстана и вблизи от важных хозяйственных регионов, являющихся ведущими и интенсивными точками роста экономики Казахстана. Здесь пересекаются крупные транспортные магистрали, соединяющие город со всеми регионами страны. Кроме того, рядом проходят транс - евроазиатские магистрали, являющиеся для Казахстана наиболее простым выходом на многие зарубежные страны.

Население областного центра на момент принятия решения о переносе сюда столицы из Алматы составляло около 290 тысяч человек. Тем не менее, город имел большие резервы для увеличения численности своего населения.

Оценки ведущих архитекторов сходились на том, что в центральной части городской территории имеется порядка 30 гектаров свободных территорий, на которых можно осуществлять строительство новых зданий и микрорайонов. Причем каких-либо серьезных ограничений для градостроительства не было. Системы жизнеобеспечения города также не вызывали больших вопросов. Транспортная инфраструктура позволяла при небольших затратах на модернизацию обеспечить нужды столицы. Кроме того, в Акмоле существовала и могла сохраняться на будущее нормальная экологическая обстановка.

«Я был уверен в том, что перевод столицы сыграет большую роль в утверждении Казахстана как нового независимого государства. Во-первых, перенос столицы изначально рассматривался нами как шаг, направленный на укрепление Казахстана в геополитическом плане. Тем самым мы подтверждали многовекторную направленность нашей миролюбивой внешней политики.

Этим актом Казахстан мог бы подчеркнуть свою открытость к равноправному сотрудничеству с Севером и Югом, Востоком и Западом. Он предоставляет уникальную возможность полнее развить преимущества срединного положения страны между Европой и Азией.

Во-вторых, в нашем выборе немаловажную роль играла безопасность. В этом плане столица независимого государства должна быть удалена от внешних границ, находиться по возможности в центре страны.

К тому же, мы должны были принимать во внимание и предсказываемое рядом экспертов уже в то время усиление напряженности в регионе Центральной Азии.

Поэтому, было важным обеспечить и безопасность деятельности высших органов государственного управления, эффективность их деятельности в условиях возможного осложнения региональной ситуации.

Как уже потом показали события в регионе, эти опасения отчасти не были безосновательными.

В-третьих, перемещение столицы было бы выгодным с точки зрения дальнейшего развития экономики Казахстана.

Благодаря этому станет реальным постепенное преодоление однобокого размещения населения и производительных сил по территории республики, интенсивное развитие в северных и центральных регионах инновационных и наукоемких производств, прогрессивного сельскохозяйственного машиностроения и широкой сети перерабатывающей сельской индустрии. В свою очередь, это повысит уровень индустриального развития Казахстана, обеспечит эффективное использование и высокую занятость трудовых ресурсов.

В-четвертых, этот шаг нес неоспоримые преимущества с точки зрения укрепления стабильности и межнационального согласия в стране. Перенос столицы в регион, многонациональный по составу своего населения, подчеркнул бы неизменность курса на создание полиэтнического государства, сохранение и приумножение дружбы и согласия между всеми этническими группами, проживающими в Казахстане.

С парламентской трибуны я убеждал депутатов и в том, что со временем в лице новой столицы Казахстан получит не только новый общественно-политический, но и крупнейший научный, культурный и деловой центр Казахстана», - писал Президент.

Сегодня мы видим, что расчеты и ожидания Главы государства полностью оправдались - Астана стала не только национальным, но и международным центром научного, культурного, делового и политического сотрудничества, крупнейшей и уникальной площадкой для межцивилизационного диалога, локомотивом индустриального развития всей страны.

Далее, Президент совершает глубокий и познавательный экскурс в древнюю и средневековую историю - во времена фараонов, царей, императоров. Оказывается, во многих государствах в разные времена перенос столицы был вызван не только теми, достаточно утилитарными причинами, о которых говорилось выше. Встряхнуть элиту, сплотить государственный аппарат, то есть оздоровить мозг и нервную систему государства - вот какую задачу решали правители разных времен, принимая решение о переносе столицы. Точно такая же проблема стояла перед Первым Президентом - Лидером нации - мобилизовать чиновничество, заставить его мыслить и чувствовать по-новому, освежить его сознание.

«Многие помнят порой забавные, порой откровенно лубочные сюжеты о том, как Петр Первый внедрял европейский стиль среди боярской знати - вырывал или отрубал бороды, заставлял напяливать камзолы вместо традиционных кафтанов, посылал отпрысков благородных семейств учиться в Голландию и в другие страны Европы. Но, если серьезно, консервативные настроения такого мощного элитного слоя, как боярство, в России были настолько сильны, что с ними не мог не считаться и самодержец всея Руси. Скрытое и тайное сопротивление бояр новому менталитету, связанному с внедрением «европейского образа жизни», было достаточно сильно, чтобы в борьбе с ним ограничиться «вырыванием бород».

В то же время стремление Петра Великого к перестройке российской жизни на западноевропейский манер было так же достаточно сильно, чтобы смириться с сопротивлением боярской знати. И перенос столицы из престольной Москвы в далекую и постоянно затапливаемую местность был своего рода компромиссом Петра между новым и старым. Потомственная знать, в основном, сохраняла свои привилегии и образ жизни, воспитанный веками, оставаясь в боярской Москве. Административные же органы управления Российской империи были перемещены в Санкт-Петербург и заполнены, в основном, представителями служилого сословия, сформированного из отпрысков «деловой» части российского населения - купечества, ремесленников и даже, в отдельных случаях, «низших» слоев населения.

Разумеется, бояре и знать занимали лидирующие позиции в системе государственного управления.

Но новые условия, в которых осуществлялось управление государством, и приближенность столицы к европейским требованиям все-таки заставляли правящий класс, в самом деле, начинать мыслить по-европейски. Тем более, что в своих решениях петербургская знать уже не могла опираться на патриархальную Москву и вековое могущество российского боярства. Ослабленная произволом феодальных отношений, российская экономика требовала свежей струи, которую, по мнению Петра Первого, империи могли дать существующие в Европе основы рыночного хозяйства. И только с переносом столицы в Санкт-Петербург Россия, несмотря на упорное сопротивление дворянства, смогла зародить у себя основы капиталистических отношений, которые буквально ворвались на территорию империи через «окно», распахнутое Петром», - отмечает Н.Назарбаев.

Президент также напоминает читателю, что множество столиц в разные времена было и на территории нашей страны.

«Удивительно, но, изучая исторические материалы, я не мог не заметить, что в разное время, в разные периоды истории Великой Степи главными ставками - столицами всех тюркских племен были города, расположенные именно на территории современного Казахстана. В частности, это касается таких древних городов, как Суяб, Кулан, Тараз, Баласагун, Сыгнак и Туркестан.

Самое интересное, что это были не просто малоизвестные городские поселения, а именно древние города Казахстана, период наивысшего расцвета которых пришелся на средневековье и более ранние исторические времена, и которые были известны не только в азиатской части Евразии, но получили не меньшую известность и в Европе.

До сих пор эти города известны Европе, как важнейшие транспортные узлы, через которые происходил обмен товарами между Европой и Азией.

Весьма кстати здесь привести выдержку из речи Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II, которую он произнес, будучи с официальным и дружественным визитом в Казахстане в 2001 году, и подтвердившего историческую память о давних торговых отношениях Запада и Востока: «Я с восхищением взираю на такие города, как Баласагун, Мерке, Кулан, Тараз, Отрар, Туркестан и другие, некогда важные, центры культуры и торговли. В них проживали выдающиеся деятели науки, искусства и истории, начиная c A6y Hacp аль-Фараби, который вновь открыл для Европы Аристотеля».

Из исторических хроник совершенно точно известно, что город Суяб, находившийся в Семиречье в долине реки Чу, был одним из главных городов Тюркского каганата и столицей Западно-тюркского каганата, образовавшегося несколько позднее. Надо сказать, что Тюркский каганат был самым большим государственным объединением Великой Степи. Сфера влияния и власти каганата распространилась на огромные просторы Евразии - от берегов Дуная до Кореи, от просторов Гоби до вод Байкала. Основателем государства тюрков считается Бумын, который в 551 году нашей эры получил титул «каган тюрков».

Известно, что после распада Тюркского каганата в 603 году в результате междоусобиц потомков Бумына образовался Западно-тюркский каганат, столицей которого и стал город Суяб.

В 704-756 годах нашей эры город Суяб наравне с Кюнгутом, стоящим на реке Или, также был столицей Тюргешского каганата, который возник на месте Западно-тюркского каганата в результате межплеменных и междоусобных конфликтов и нашествия в Семиречье китайских отрядов Танской империи.

Также достоверно известно, что города Кулан (ныне железнодорожная станция Луговая) и Тараз (называвшийся в советское время Джамбулом) некогда служили столичными ставками Карлукского ханства.

Один из крупнейших торгово-ремесленных центров Семиречья, город Баласагун, наравне с Бухарой в период с 940 по 1210 год нашей эры был одной из столиц могущественного государства Караханидов - государственного объединения ряда тюркских племен.

Сыгнак был столицей Кипчакского ханства, существовавшего в период с X века нашей эры по 1 219 год», - перечисляет автор древние столицы тюрков.

При Советской власти столицей Казахстана были Оренбург, Акмечеть, а во время Гражданской войны Семипалатинск некоторое время был столицей Казахской автономии. В 1927 году столицей Казахстана стал город Алма-Ата, ранее называвшийся Верным.

Как формировался архитектурный облик новой столицы, какие соображения были положены в основу концепции развития Астаны?

И на этот вопрос Глава государства дает четкий ответ, объясняющий философию Астаны.

«Создавая и строя Астану, новую столицу Казахстана на благословенных берегах Ишима, мы, прежде всего, помнили о том, что столица - это не просто совокупность построек, пусть даже весьма продуманная. И, несомненно, столица - это оптимальная среда обитания для городского жителя. Необходимо было не только построить некоторое количество домов согласно Генеральному плану и вдохнуть в них жизнь. Необходимо было создать такие условия, в которых столичный житель мог цивилизованно работать и отдыхать.

Мы, конечно же, нисколько не можем сомневаться в том, что именно ощущение комфортности жизни и является главной отличительной особенностью городской среды обитания. Именно поэтому в основе философии современных городов, столиц и градостроительства лежит не что иное, как философия качества жизни. И именно эта философия, как мне представляется, и является наиболее приемлемой для новой столицы, раскинувшейся на берегах Ишима.

Я не слишком претендую на дискуссионность, но могу сказать следующее - в основе рассматриваемой нами философии качества жизни лежат два достаточно простых, но принципиальных тезиса. Первый состоит в необходимости формирования уникальных и неповторимых контуров города или столицы. Второй - в том, что уникальность города должна способствовать ощущению максимальной комфортности жителей городских кварталов и всех граждан города.

Что касается уникальности городских построек, то здесь мы, пожалуй, наталкиваемся на самое слабое наше звено. В период советского «новояза», когда из словаря архитектора было фактически исключено понятие «эстетика», наши бывшие советские города, в том числе и Целиноград, превратились в скопище «хрущевок», которые, разумеется, отнюдь не способствовали не только уникальному образу городов, но и вообще комфортному существованию их жителей.

Сегодня мы вольны выбирать архитектурные концепции и архитектурные формы по нашему усмотрению. И не суть важно, что именно мы выбрали. Главное, что тот выбор, который остается за нами, в максимальной степени отвечает нашим собственным, казахстанским, потребностям и взглядам на то, как должны выглядеть наши города, и какие условия более приемлемы для наших граждан. Сегодня наша новая столица Астана вобрала в себя самые разные подходы в области строительства и архитектуры. Но столицей она стала не только и не столько благодаря архитектурным формам, сколько тому человеческому потенциалу, который ее населяет - граждан Казахстана, единых в своем стремлении благоустроить свою родную землю и сотворить из нее оазис мира, согласия и благополучия.

Сегодня Астана имеет свой неповторимый облик, присущий только ей, некую духовную ауру, которая сформирована из симбиоза нашей богатой культуры и исконной толерантности всех наших народов и наций», - так разъясняет Н.Назарбаев свои подходы к градостроительству.

В книге Президент также излагает свое мнение по ряду частных вопросов, касающихся развития Астаны, выбора архитектурных форм и стилей.

В завершение Глава государства подчеркивает, что не следует увлекаться архитектурой в ущерб комфорту и качеству жизни людей.

«Я отнюдь не сторонник дальнейшего ультрамодернистского совершенствования города. Те контуры будущей столицы, которые мы обрисовали в Генеральном плане развития Астаны, это не только краткосрочная или среднесрочная перспектива. Хотелось бы думать, что это конечная станция архитектурного облика столицы Казахстана

В таких вопросах всегда есть смысл вовремя остановиться, а не мчаться на всех парах по проложенной колее архитектурного заимствования и нововведений, которые наверняка посетят градостроителей следующих поколений. Архитектура ради архитектуры - это кодекс все-таки экстенсивного, а не интенсивного развития города и столицы.

Город нашего будущего - это не развитие принципов архитектуры, это, в первую очередь, решение реальных проблем локального и глобального характера. Не строить новые формы, а совершенствовать настоящие - вот основополагающий принцип будущего градостроительства.

Это не означает, что архитектура, как таковая должна умереть. Это означает, что по значимости для облика города она должна уступить свои позиции экологии, прогрессу коммуникаций, модернизации бытовых условий и совершенствованию городского сознания и менталитета. При нашем достаточно ограниченном потенциале усвоить и принять эти пакеты социального и гражданского комфорта от человечества возможно только в условиях архитектуры застывших форм.

По крайней мере, настанет время, когда архитектуре Астаны потребуется временная передышка, чтобы все остальные сферы человеческого бытия и качественный уровень городской инфраструктуры могли подтянуться до соответствия первоначальным архитектурным замыслам. Иначе мы будем вновь и вновь перекапывать и взламывать асфальт, совершенствуя несовершенные наземные и подземные коммуникации. И налетать на рытвины и ямы вблизи сверкающих тонированным стеклом устремленных в небеса высоток. Не архитектурные скоростные рывки, а улучшение среды обитания и условий существования городского сообщества - вот то направление, в котором должно развиваться градостроительство Астаны уже в ближайшее время», - заключает автор книги «В сердце Евразии».

Прошло уже более 10 лет, с тех пор, как была написана последняя страница этого труда. Еще более расстроилась, разрослась Астана и вширь, и ввысь, органично соединяются прекрасными архитектурными комплексами столичные магистрали и площади. Красота ее улиц и проспектов, восхищающая жителей и гостей столицы, радость всенародного празднования Дня столицы, в котором участвуют все казахстанцы, подтверждают высказывание нашего Президента, приведенного в начале этой статьи - этот город стал настоящим сердцем нашей Родины.

Сейчас читают
telegram