ИИ в ритейле: текущее состояние и прогнозы
В сфере ритейла наблюдается заметный рост внедрения ИИ. По данным совместного исследования IDC и Lenovo среди компаний Европы и Ближнего Востока, в 2025 году ритейлеры инвестируют в ИИ на 97% больше, чем в прошлом году, передает агентство Kazinform со ссылкой на Lenovo.

В этой сфере нейросети используют для повышения производительности сотрудников, оптимизации управления запасами и улучшения процессов принятия решений.
Многие ритейлеры пробуют применять ИИ для работы с клиентами, что поднимает вопросы масштабирования и управления расходами на инфраструктуру. Более половины (61%) предприятий выбирают для ИИ-моделей локальную или гибридную инфраструктуру и частное облако, тогда как 21% использует публичное облако.
Что касается оборудования, 7% ритейлеров уже активно работают с компьютерами нового поколения с поддержкой ИИ и 15% пилотируют такие решения. При этом 77% компаний планируют переход на новый класс компьютеров или рассматривают такую возможность, что говорит о значительном потенциале корпоративного рынка устройств с поддержкой ИИ в ближайшие годы.
Доминирующее положение занимает интерпретирующий ИИ — на него приходится 67% всех сценариев использования. Для сравнения, на предиктивный — 24%, а на генеративный — 9%. Правда, эксперты прогнозируют, что ситуация изменится в следующие 12 месяцев: генеративный ИИ набирает популярность и покроет 46% сценариев, тогда как распространение интерпретирующих моделей снизится до 36%, а предиктивных — до 18%.
В рамках своих ИИ-стратегий организации розничной торговли фокусируются на измеримых бизнес-результатах и эффективном управлении данными — их качество является важнейшим фактором для успешного внедрения ИИ. Однако исторически ритейл не приоритизировал инвестиции в программные технологии, поэтому в сфере пока не хватает экспертизы в работе с ИИ-моделями, а также много нереалистичных ожиданий от ИИ.
Таким образом, для получения максимальной выгоды и эффективности при работе с ИИ компаниям в сфере ритейла необходимо пересматривать подход к инвестициям в эту область, нанимать экспертов по ИИ и повышать компетенции текущих сотрудников, чтобы каждый в организации мог участвовать в новых процессах.