Духовная общность казахстанцев укрепляет национальное согласие - ученый

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В интервью Главы государства агентству «Хабар» по итогам поездки в Жезказганский регион поднимаются и насущные политико-экономические проблемы, и имеющие глубокий духовный смысл идеологические вопросы, считает Актолкын Кулсариева - проректор по учебной работе КазНПУ им. Абая, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАН РК.
None
None

Об этом пишет газета «Казахстанская правда».

Всем известно, что вторая половина XX столетия была ознаменована повсеместным движением государств к экономической интеграции. Одной из основных ее причин исследователи считают стремление стран экономически достойно противостоять гегемонии наиболее мощных держав. Так сложились интеграционные «точки роста» в Западной Европе, Северной и Южной Америке, в Азии.

Интеграционные тенденции характерны и для нашего евразийского пространства. Здесь с участием бывших советских республик появились организации, призванные содействовать эффективной интеграции - СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз. Необходимо отметить тот факт, что Казахстан с первых лет своего независимого становления последовательно выступает в качестве инициатора и активного претворителя в жизнь различных евразийских интеграционных проектов на постсоветском пространстве.

Взявший курс на модернизацию (согласно классическим теориям, ведущей человека от «традиционной вселенной фатализма, невежества и апатии к современному миру, уверенности в себе, знания и участия» (Лернер)), Казахстан одновременно определил для себя и интеграционный евразийский вектор развития.

Открытость миру, укрепление диалога, рост гражданского сознания, практическое применение бесценного опыта развитых стран являются залогом будущего процветания нашей страны. С самого начала евразийская интеграция на постсоветском пространстве проходила с оглядкой на Европейский Союз. Но при этом все участники понимали, что экономические и политические реалии постсоветского Евразийского пространства не соответствуют условиям, необходимым для интегрирования по образцу Европейского Союза. А именно: для создания общей региональной интеграционной структуры необходимо, чтобы объем территорий его государств, количество населения примерно соответствовали друг другу.

Государства должны достичь политико-экономического порога интеграционной зрелости - экономические механизмы должны быть сопоставляемы. В них должны сложиться институты плюралистической демократии. В обществе должна быть широко разделяемая не только элитой, но и массами интеграционная идея. И, наконец, что немаловажно, должна присутствовать духовная общность народов, так называемая мировоззренческая комплементарность.

Целостность Европы берет свое начало из общехристианского принципа: «Нет ни эллина, нет ни иудея - все равны перед Богом». Когда-то данный принцип попытались реализовать насильно, затем путем внедрения правовой системы Римской империи. Но формирование настоящего жизнеспособного союза, который был создан из-за культурно-исторической, политической и экономической необходимости, стало возможным только во второй половине ХХ века. Переход от национальной государственности к уровню европейской целостности является очень сложным политико-экономическим, культурно-академическим проектом.

Формирование Европы как современной социально-политической, цивилизационной реальности не проходило, да и сейчас не проходит так мирно и спокойно, как кажется со стороны. Там были и свои кризисы, и свои конфликты, и свои застои. Думаю, что надежда и прощение явились фундаментом европейского общего дома, так как очень сложно представить жизнь в согласии после тех кровопролитий, которыми изобилует история европейцев. Они, пережившие две мировые войны и множество локальных драматических событий, все же, не теряя надежды на мирное сосуществование, достигли благополучного союза, который доказал свою жизнеспособность. И этот опыт важен для нас.

Что касается следующей плоскости вопросов - духовно-идеологической, то основную идеологическую нагрузку несет тема национальной идеи, которая является краеугольным камнем для витальности (жизнеспособности) любой нации и государства. Раз речь идет о жизнеспособности страны, то и конструируемая национальная идея тоже должна давать мотивацию на сохранение государства. Ведь смысл любого существования - смысл жизни - по определению заключается в сохранении ее сущности. Доподлинно известно, что национальная идея имеет духовную сущность, потому что национальная идея - это, прежде всего, идея, и в ней должен присутствовать элемент трансцендентности, идеальности. Но без этой самой национальной идеи невозможно полноценное, целесообразное существование никаких доктрин: ни внешнеполитической, ни религиозной, ни образовательной и т. д., так как все эти доктрины призваны только укреплять общенациональную идею, развивать и уточнять ее.

Адекватно оценить прошлое и выбрать из него вечные ценности - дело сложное и ответственное. Архитекторы прекрасно знают, что чем выше здание, которое хочешь построить, тем глубже необходимо зарыть его фундамент. Это правило также прекрасно работает и в духовной архитектонике. Практика показывает неприживаемость и неплодотворность механического копирования чужой национальной идеи, а также то, что национальная идея не развивается по рыночным правилам, что ни идея создания конкурентоспособной экономики, ни евразийская интеграция или еще какая-то желательная интеграция не могут быть национальной идеей, так как они всего лишь векторы развития, а не национальная идея.

Для любого казахстанца предметом гордости является тот неоспоримый факт, что их Родина - Казахстан - единственная страна в мире, где проживают уже много лет совместно не разделенные федеративными границами люди не только разных национальностей, но, более того, разных религий, культур и цивилизаций. К тому же, каждый казахстанец, как и любой человек, мечтает о преемственности поколений, о вечности своей страны, где индивид обретает свою бесконечность в потомках.

Одним из таких концептов, имеющих важное значение в деле укрепления в гражданах духа национального согласия, мирного сосуществования и патриотической солидарности, является мифологема «Жерұйық» - «Земля обетованная». В этой мифологеме/идеологеме есть преклонение перед родной землей в целом, а не сакрализация отдельно взятой ее части - природной, как Фудзияма, Ганг или Нил. Превращая концепт «Жерұйық» в составную часть идеологического дискурса, мы не только воспроизводим мечту далекого предка, но также актуализируем патриотический, интеграционный потенциал идеи. Всему миру известно, что Казахстан является Родиной не только для казахов, но и для представителей более ста этносов, которые в мире и согласии живут, объединенные идеей родной земли, социальной стабильности и солидарности. Казахстан - Жерұйық для всех, кто здесь родился, вырос, трудился, создал семью, дал продолжение своему роду.

Сейчас читают