ДОСТИЖЕНИЯ КАЗАХСТАНА В 2010 ГОДУ: Мы переходим к новому уровню безопасности и сотрудничества - Н.Назарбаев

повышения эффективности работы ОБСЕ, большинство экспертов говорят о необходимости продолжении работы, начатой Казахстаном. То есть, безоговорочно признается придание казахстанским председательством нового импульса деятельности этой авторитетной международной Организации. Безусловно, потребуется определенное время для того, чтобы в полной мере проявилось действие этого импульса на деятельность самой Организации, и не меньшее время - для того, чтобы ее деятельность начала оказывать влияние на сложные многосторонние процессы, которые протекают в регионе ОБСЕ, а также на прилегающих территориях. Тем не менее, уже сегодня можно быть уверенным в том, что деятельность ОБСЕ будет наполняться новым содержанием, в полном соответствии с новыми вызовами и угрозами, возникающими в связи с глубокими изменениями, происходящими в современном мире.
Если же говорить о Казахстане, то, как отмечал Президент Нурсултан Назарбаев в своем видеообращении к членам Постоянного совета ОБСЕ 14 января прошлого года, председательство в ОБСЕ воспринимается у нас в стране не только как внешнеполитический успех, но и как ценность общенационального масштаба.
«Безусловно, ситуация в мире осложняет экзамен, который Казахстану предстоит выдержать в качестве страны-председателя ОБСЕ. Однако самые актуальные проблемы, с необходимостью решения которых сегодня сталкивается ОБСЕ, всегда были поставлены во главу угла внешней политики нашей страны», - сказал тогда Н.Назарбаев.
Он остановился на тех вызовах, с которыми сегодня сталкивается человечество и с которыми должна бороться Организация. Это - эрозия режима нераспространения оружия массового уничтожения, терроризм, гуманитарные и экологические катастрофы, голод, бедность, эпидемии, сокращение энергетических ресурсов, конфликты на межэтнической и межрелигиозной почве.
Критики казахстанского председательства в ОБСЕ, которых немало и среди отечественной оппозиции, и в зарубежном экспертном сообществе, пытаются занизить значимость результатов, достигнутых за прошедший год Казахстаном и всей Организацией. При этом, зачастую они некорректно используют при оценке этих результатов критерии, заведомо неподходящие для такой организации, как ОБСЕ. Организация была изначально создана в соответствии с главой 8 Устава ООН в качестве главного инструмента для раннего предупреждения и предотвращения кризисных ситуаций, урегулирования существующих конфликтов и постконфликтного восстановления в Европе. Официальной датой возникновения Организации является 1 августа 1975 года, когда было созвано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Руководители 33 европейских государств, Соединенных Штатов Америки и Канады подписали Заключительный (Хельсинкский) акт СБСЕ, который зафиксировал основные принципы поведения государств-участников по отношению к своим гражданам, а также между собой. Хельсинкский Заключительный акт утвердил десять принципов, так называемый «хельсинкский декалог», имеющих первостепенную важность. Государства-участники обязались уважать и применять эти принципы в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития. Вот эти принципы: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждения; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Достаточно просто перечислить эти принципы, чтобы стала понятной необъективность большинства критиков ОБСЕ и казахстанского председательства. Например, говорится об отсутствии сдвигов в нагорно-карабахском конфликте. Очевидно, что в этом конфликте проявляется одно из основных противоречий современного мира - между правом народов распоряжаться своей судьбой и принципом территориальной целостности государств. Аналогичное противоречие на территории бывшей Югославии было разрешено с помощью военной силы НАТО - со множеством жертв и связанным с этим осложнением, на многие поколения вперед, отношений между народами. Если сегодня геополитическая ситуация - а нагорно-карабахский конфликт, очевидно, не является только азербайджано-армянским, - сложилась таким образом, что окончательное разрешение спора, даже при посредничестве крупнейших игроков на мировой арене, в ближайшем будущем не представляется возможным, должна ли ОБСЕ содействовать активизации происходящих здесь процессов? Точно так же, и ситуация в Приднестровье не относится к разряду легкоразрешимых, и в обоих этих случаях благом является уже то, что участники конфликта переходят от воинственной риторики к заявлениям о стремлении к мирному урегулированию.
Казахстан, в качестве председателя ОБСЕ, показал на практике пример того, как должна действовать Организация в случае возникновения конфликтов в зоне ее ответственности - когда произошел государственный переворот в Кыргызстане. В этой стране явно назревала опасность гражданской войны, и Казахстан, совместно с другими членами ОБСЕ, выработал решение, не нарушающее принципов Хельсинки и, в то же время, очень эффективное. Казахстанские дипломаты убедили бывшего президента К.Бакиева покинуть страну и организовали его выезд. Сразу после этого напряженность в отношениях между конфликтующими сторонами снизилась, временное правительство получило возможность принимать меры по урегулированию ситуации. Затем Казахстан внес предложения по оказанию помощи Кыргызстану, и в этой области показав пример того, какой должна быть помощь в таких ситуациях.
Если же говорить об общих ориентирах в работе ОБСЕ, то еще на Будапештском саммите в декабре 1994 года начал обсуждаться вопрос о том, какой должна быть модель безопасности в XXI веке, обсуждение продолжилось на саммите в Лиссабоне, в декабре 1996 года. В результате всей этой работы на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году была принята Хартия европейской безопасности, и это стало рубежным событием в истории организации.
Но время не стоит на месте, и Казахстан, еще в период подготовки к председательству в Организации, заявлял о необходимости внесения корректив в работу ОБСЕ. В своем видеообращении к членам Постоянного совета ОБСЕ в прошлом году Президент Н.Назарбаев заявил, что позитивный исторический ресурс ОБСЕ имеет свои лимиты, и сегодня «непозволительно продолжать нескончаемую и снижающую доверие практику как называемых «красных линий», «игр с нулевой суммой».
«На первый план выходит повышение эффективности деятельности международных организаций в соответствии с новыми глобальными вызовами. Именно такая задача стоит и перед ОБСЕ, которая представляет собой уникальную диалоговую площадку, объединяющую 56 государств, расположенных на трех континентов земного шара», - сказал тогда Н.Назарбаев.
Он подчеркнул, что определяющий вопрос будущего ОБСЕ состоит в том, сможет ли она оформиться в качестве структуры, признающей многообразие мира XXI века, или останется в качестве сегментированной на блоки организации, в которой традиционный Запад стоит особняком от пространства «к востоку от Вены»?
Президент твердо обозначил позицию Казахстана: «Одной из ключевых задач ОБСЕ Казахстан рассматривает расширение и укрепление консенсусного поля по основополагающим вопросам развития Организации». Указав на то, что 10-летняя пауза в проведении Саммита ОБСЕ является признаком стагнации, Н.Назарбаев призвал страны-участницы ОБСЕ поддержать инициативу Казахстана о проведении Саммита ОБСЕ на высшем уровне в 2010 году.
Своей работой на посту председателя Организации Казахстан смог добиться поддержки этой инициативы, и Саммит состоялся 1-2 декабря в Астане.
Открывая Саммит, Президент Н.Назарбаев отметил, что сам факт проведения встречи на высшем уровне является признаком возрождения Организации.
«С созданием ОБСЕ принципы европейской безопасности утвердились на пространстве «от Ванкувера до Владивостока». Сейчас начинается третий этап. Мы переходим к новому уровню безопасности и сотрудничества в более широких координатах - «От Океана до Океана», - сказал Н.Назарбаев.
Переход к формированию единого пространства безопасности «в границах четырех океанов - от Атлантического до Тихого и от Северного Ледовитого до Индийского», является самым значимым результатом казахстанского председательства в ОБСЕ, зафиксированным в Астанинской декларации.
Президент подчеркнул, что новая стратегия ОБСЕ отражает, прежде всего, изменившуюся парадигму европейской безопасности.
«В начале ХХI века источники самых опасных угроз и вызовов стабильности европейского континента оказались за его пределами. В проблемный узел в Афганистане вовлечены 43 государства-участника ОБСЕ. Мы выступаем за выработку комплексной стратегии урегулирования в Афганистане, восстановления экономики и мирной жизни», - отметил Н.Назарбаев.
Астанинская декларация провозглашает, что безопасность в регионе ОБСЕ неразрывно связана с безопасностью прилегающих территорий, в частности, Средиземноморья и Азии. Поэтому необходимо повысить уровень взаимодействия ОБСЕ со странами-партнерами. Внесение в итоговый документ Астанинского Саммита ОБСЕ этих положений создает долговременную основу для сотрудничества ОБСЕ со странами Центральной Азии - как членами Организации, так и странами-партнерами, в первую очередь, в сфере безопасности. Заслуга Казахстана в том, что, взяв на себя роль и ответственность регионального лидера, он сумел сконцентрировать внимание ведущих стран-членов ОБСЕ на проблемах региона. Тем самым, Казахстан содействует тому, чтобы в будущем значительные силы и ресурсы, которыми располагает Организация, были направлены на укрепление безопасности в центрально-азиатском регионе.