«Дос-Мукасан», «Арай» и «А’Студио» — докторант Гарварда изучает казахстанскую эстрадную музыку

Докторант Гарварда, историк и выпускница Принстонского университета Лиора Айзенберг приехала в Алматы с целью глубже изучить историю казахстанской музыки в рамках своей диссертации, посвященной развитию национальных музыкальных традиций Центральной Азии, передает корреспондент агентства Kazinform.

Лиора Айзенберг
Фото: Александр Павский / Kazinform

26-летняя американка Лиора Айзенберг поступила в докторантуру Гарвардского университета в 2021 году, где работает над диссертацией, посвященной развитию национальной музыки в Узбекистане и Казахстане в период с 1917 по 1991 год. Лиора владеет десятью языками, включая русский, узбекский, казахский, таджикский, английский, немецкий, французский, иврит и другими. Она родилась и выросла в США, в городе Миннеаполисе. Ее мама и отчим — из России, а родной отец — канадец. В интервью корреспонденту нашего агентства она рассказала, почему выбрала этот регион для своего исследования и что ей особенно нравится в Казахстане.

— Все началось в 2017 году, когда я выиграла стипендию Госдепартамента США — Critical Language Scholarship, которая предоставляет уникальную возможность углубленно изучать критически важные языки. Я выбрала стать востоковедом и начала учить фарси, поскольку стипендия предоставляла шанс поехать в страну, где этот язык является основным. Таких стран всего три: Иран, Афганистан и Таджикистан. Однако из-за геополитической ситуации я не могла попасть в Иран и Афганистан, и так я оказалась в Таджикистане. Мне было 18 лет, и этот опыт открыл мне совершенно новый мир. Культура и люди Таджикистана поразили меня, и я поняла, что хочу вернуться. Но, к сожалению, сделать это было не так просто. После этого в 2018 году я решила уехать в Казахстан, где стажировалась в местной неправительственной организации, а в 2019 году — в американском консульстве в Алматы. Так и начался мой путь в Центральную Азию.

— Что побудило Вас выбрать тему развития национальной музыки Центральной Азии, включая эстраду, для вашего исследования?

— Изначально я писала исследовательскую работу на тему политики и миграции, но она не совсем мне подходила. Я сразу поняла, что хочу писать про Казахстан. Во время пандемии я занималась проектом по языковой политике в Казахстане. Кроме того, я бывала здесь несколько раз, хорошо знала регион, и выучила казахский язык, когда находилась в Алматы, посвятив этому много времени. Изначально я планировала написать про Таджикистан и сравнить его с Казахстаном, потому что я также учила таджикский язык и немного жила там. Но потом я сменила подход и решила рассматривать Узбекистан, сравнивая его с Казахстаном. Но тема долго не могла окончательно сформироваться. Все изменилось в 2023 году, когда Гарвард организовал ежегодную конференцию для молодых исследователей Центральной Азии. Тогда я поняла, что выберу тему музыки и танцев. В этом плане сыграло роль то, что меня всегда просили организовывать культурные программы, викторины, плейлисты для танцев. Главному организатору конференции Наргис Касеновой (политолог, старший научный сотрудник Гарвардского университета, руководитель программы по Центральной Азии в Дэвис-центре), очень понравился мой плейлист, и она тогда упомянула группу «Ялла». Я начала слушать их песни и решила изучить их глубже.

Лиора Айзенберг
Фото: из личного архива Лиоры Айзенберг

— Для того чтобы провести это исследование, Вы поехали в Узбекистан?

— Да. В 2024 году я провела четыре месяца в Узбекистане, где проводила интервью, встречалась с эстрадными артистами. Также хочу отметить, что я еще там пол-лета провела и в 2023 и 2024 годах. В ходе исследования я поняла, что моя работа будет охватывать не только эстраду, но и вокально-инструментальные ансамбли. Я начала изучать эти направления глубже и пришла к решению, что буду проводить сравнительный анализ музыки в Узбекистане и Казахстане. Я сама родом из музыкальной семьи: моя мама и тетя — пианистки, младший брат — скрипач, а я сама долгое время занималась пением. Музыка всегда была частью моей жизни, я всегда любила эстрадную музыку. По сути, вторая половина моей диссертации посвящена именно эстраде. Для меня в музыке самое важное — чтобы под нее можно было и петь, и танцевать. А в эстрадной музыке есть эта особенная «изюминка», которая привлекает, хотя не все ее любят.

— С кем из известных артистов вам уже удалось встретиться в рамках вашего исследования?

— В Казахстане и Узбекистане люди очень доброжелательно относятся ко мне, всегда готовы помочь организовать встречи. Уже удалось записать интервью со многими. Я встречалась с членами первого состава группы «Ялла», такими как Фаррух Закиров, Алиаскар Фатхуллин, Равшан Закиров. Также общалась с народными исполнителями Узбекистана, такими как Мансур Ташматов и Наталья Нурмухамедова. В Казахстане я успела поговорить с радиоведущим Евгением Бычковым, который также связан с историей музыки, а также с солисткой первого в Казахстане женского вокально-инструментального ансамбля «Айгуль», который был очень популярен в свое время. Мне хотелось бы немного восстановить память о нем.

Кроме того, я записывала интервью с известными исполнителями из Кыргызстана, например, с Жылдыз Осмоналиевой и членами киргизского вокально-инструментального ансамбля «Достор». В Казахстане меня также интересует творческий путь ансамбля «А’Студио», который создал Байгали Серкебаев. Последняя часть моей работы посвящена вокально-инструментальным ансамблям, таким как «Дос-Мукасан», «Арай» и «А’Студио». Думаю, что конечной точкой моей диссертации станет песня «Джулия» Батырхана Шукенова.

Лиора Айзенберг, докторант Гарварда изучает казахстанскую эстрадную музыку
Фото: из личного архива Лиоры Айзенберг

— Как Вам удавалось устанавливать контакты с такими известными артистами?

— Поскольку я не из Центральной Азии, в начале было трудно наладить контакты с местными людьми. Я искала их самостоятельно, в первую очередь через социальные сети, особенно через Facebook. Использовала хэштеги, писала посты, в которых рассказывала, что я — докторант Гарвардского университета и занимаюсь исследованием развития национальной музыки Казахстана и советского периода. К счастью, люди откликались, и так я познакомилась с множеством музыкантов. Каждый новый контакт приводил к другим, и все шло как по цепочке. В Казахстане и Узбекистане многое решается через личное общение. Часто бывало так, что прямо на месте, в ходе разговора, мне находили нужных людей, звонили своим коллегам, говорили: «Вот такая-то девушка интересуется вами». Так, например, я смогла получить контакт Розы Рымбаевой. Я очень хочу с ней встретиться. В 2023 году мне повезло увидеть ее на фестивале «Азия Дауысы» в Алматы, на Медеу. Тогда меня с Розой познакомил Фаррух Каримович, который приехал в Алматы специально для этого мероприятия. Мы с ним тогда записывали интервью в машине, а когда выходили, встретили Розу Рымбаеву. Фаррух Закиров узнал ее, поздоровался и познакомил меня с ней. Мы сделали памятное фото втроем. Это был интересный момент.

Лиора Айзенберг, докторант Гарварда изучает казахстанскую эстрадную музыку
Фото: из личного архива Лиоры Айзенберг

— Вы также проводили исследования в архивах. Были ли среди найденных вами материалов какие-то интересные факты?

— В архивах было много документов, но особенно меня поразил отзыв о поездке ансамбля «Дос-Мукасан» в Новый Орлеан в середине 70-х годов. Это было важнейшее событие — один из первых советских ансамблей, который посетил США. Отзывы об этом путешествии были очень интересны, и я с большим удовольствием их изучала. Также мне было любопытно прочитать воспоминания фронтовых ансамблей военного периода, особенно о том, как они взаимодействовали с солдатами во время Второй мировой войны. Например, Шара Жиенкулова, казахская советская танцовщица и педагог, в одном из своих рассказов упомянула, как ее племянник говорил, что когда они включали запись «Кыз Жибек», это придавало им силы и мотивацию воевать за своих родных девушек. Такие моменты особенно тронули меня, потому что война обычно ассоциируется с насилием и страданиями, но музыка в эти тяжелые времена могла стать источником вдохновения.

К сожалению, я пока не смогла найти много документов, касающихся эстрадной музыки, возможно, такие материалы просто не сохранились. Но я продолжу искать и надеюсь, что удастся найти еще интересные и редкие материалы.

— Вам приходится часто путешествовать по Центральной Азии. Кто покрывает эти расходы? Получаете ли вы поддержку от государства или гранты для таких поездок?

— Мне университет всегда выделял средства на летние поездки в регион, которые могут длиться до трех месяцев. Но когда я планирую уезжать на год, то ситуация немного меняется. Для того чтобы получить стипендию на такую долгосрочную поездку, я должна еще преподавать, а поскольку я нахожусь за пределами кампуса, мне приходится искать внешнее финансирование.

Лиора Айзенберг, докторант Гарварда изучает казахстанскую эстрадную музыку
Фото: из личного архива Лиоры Айзенберг

— Как Вам Алматы и Казахстан в целом?

— Алматы — очень красивый, зеленый город. Здесь приятно находиться, он динамично развивается, строится. Когда я стажировалась в консульстве, дипломаты часто говорили, что в Алматы отлично жить с детьми: много парков, развлечений, кружков. Культурная жизнь города активная, всегда происходят интересные события. Люди здесь модные, открытые и гостеприимные, меня часто приглашают в гости, и в первые годы мне очень помогали с изучением языка. Кроме того, я успела побывать и в других городах Казахстана — в Атырау, Астане, Шымкенте, Туркестане. Каждый город по-своему уникален и интересен. А еще мне очень нравится национальная кухня! Хотя я не ем конину и казы по религиозным соображениям, я просто обожаю курт, иримшик и бауырсак.

— Есть ли какие-то требования по объему диссертации, и когда вы планируете ее защиту?

— В Гарварде нет строгих требований по объему диссертации, главное — максимально раскрыть тему. У нас отводится шесть лет на написание работы, и я уже написала более 260 страниц. Предполагаю, что в итоге объем будет около 400 страниц. Конечно, это для довольно узкого круга специалистов, но важно, чтобы работа оставалась доступной и читабельной. Мы из этой диссертации потом делаем монографию. По плану защита должна состояться в 2027 году. Очень надеюсь, что после этого смогу стать профессором истории и продолжить заниматься исследованиями в этой области. Это моя мечта.

Лиора Айзенберг, докторант Гарварда изучает казахстанскую эстрадную музыку
Фото: Александр Павский / Kazinform

Ранее о достижениях казахстанцев в культуре, музыке и кино в 2024 году сообщалось в обзоре агентства Kazinform.

Сейчас читают