Для создания оптимальной транспортной системы ее работу нужно поднять на качественно новый уровень - министр А.Кусаинов

None
None
sp;АСТАНА.  2 июля. КАЗИНФОРМ /Ернур Аканбай/ - Президент Нурсултан Назарбаев на 12-ом внеочередном съезде НДП «Нур Отан» назвал развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры одним из основных направлений инновационной индустриализации страны. О том, какая  работа ведется для исполнения поручения Президента в указанной отрасли, рассказывает министр транспорта и коммуникаций Абельгазы Кусаинов в беседе с нашим корреспондентом.

 - Абельгазы Калиакпарулы, Глава государства назвал развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры одним из основных направлений индустриально-инновационного развития нашей страны. Что делается для выполнения этого поручения Президента?

- Развитие транспортно-коммуникационного комплекса нашей страны осуществляется в соответствии с Транспортной стратегией Казахстана до 2015 года и Стратегическим планом на 2009-2011 годы. Уровень развития инфраструктуры определяет эффективность работы транспорта в целом. Для создания оптимальной транспортной системы ведется работа по переводу работы транспорта на качественно новый уровень. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики Казахстана.

В настоящее время реализуется ряд инфраструктурных проектов. В частности, строятся новые железные и автомобильные дороги, модернизированы пять основных аэропортов, внедряются современные материалы и технологии, улучшается техническое состояние автодорог.

При условии стабильного финансирования запланированных на текущий год инфраструктурных проектов, есть возможности для создания 11 тысяч новых  рабочих мест, в смежных отраслях - около 30 тысяч рабочих мест. Пик реализации инфраструктурных проектов приходится на 2010-2012 годы, в этот период будет создано 90 тысяч новых рабочих мест, в смежных отраслях будут привлечены к работе 265 тысяч человек. Казахстанская доля в инвестициях составляет 76 процентов. В ближайшие три года мы планируем довести этот показатель до 88 процентов. Реализация наших планов окажет значительное мультипликативное действие на другие сектора экономики, на индустриальное, региональное, социальное и инновационное развитие страны.

Транзитные перевозки грузов и пассажиров через территорию Республики Казахстан осуществляются железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, международными соглашениями и договорами.

Транзит - это высокодоходная составляющая перевозок. К примеру, доля транзитных грузов в общем объеме перевозок АО «НК «КТЖ» составляет 5-6 процентов, в то время как доля доходов от транзита в общих доходах компании составляет 12-15 процентов.

В результате принимаемых мер в течение последних лет наблюдается положительная динамика роста объемов транзитных перевозок грузов по территории Казахстана в среднем на 15-20 процентов в год.

Сегодня Казахстан является участником основных международных транспортных коридоров - ТРАСЕКА, Север-Юг, Среднеазиатский коридор, Трансазиатская железнодорожная магистраль, и ведет активную работу по интеграции в трансъевропейские и азиатские транспортные сети.

В 2006 году Казахстан принял долгосрочную Транспортную стратегию до 2015 года, логически увязанную с территориальным развитием страны и евразийского континента в целом, которая предполагает создание современных магистралей, позволяющих осуществлять континентальный и трансконтинентальный транзит в направлениях Север-Юг и Запад-Восток.

Стратегия является основным документом развития транспортной инфраструктуры Казахстана, в рамках которой в настоящее время ведется работа по реализации порядка 80 крупных инвестиционных проектов на сумму около 30 млрд. долл. США.

На данном этапе основные грузоперевозки осуществляются по трем основным направлениям: Китай-Казахстан, Китай-Центральная Азия, Китай-Россия-Западная Европа. По данным международных экспертов, транзитные перевозки, осуществляемые через территории центрально-азиатских стран в направлении Европа-Китай, составляют порядка  одного процента.  Вместе с тем, имеется большой потенциал в увеличении этих показателей только при условии качественного улучшения функционирования транзитных коридоров и принятия согласованных мер по решению проблем пересечения границ. Только за последние два года рост объемов транзитных перевозок через Казахстан составил 40 процентов, на столько же увеличились и доходы, полученные от транзита.

 Согласно Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года, принятой в 2006 году, в Казахстане проводится определенная работа, направленная на создание благоприятных условий развития транзитно-транспортного потенциала. На основе государственно-частного партнерства в ближайшее время планируется построить и реконструировать около 1 тысячи километров автодорог международного значения, соответствующих мировым стандартам.

  - Еще вопрос, касающийся железнодорожной отрасли. В этой отрасли, имеющей важное значение для развития экономики страны, накопилось немало проблем. Какие проекты реализуются для их решения и, в целом, для модернизации железнодорожной отрасли страны?

- На восточной границе с Китаем осуществляются мероприятия по увеличению пропускной способности станции Достык и железнодорожного участка «Актогай+-Достык» с доведением ее мощности к 2011 году до 25 миллионов тонн грузов в год. В 2008 году плановая пропускная способность - 15 млн. тонн. Предполагается, что объем перевозок через Достык к 2020 году составит 19-20 миллионов тонн, в том числе транзит - 10-11 миллионов тонн.

Планируется открытие второго пограничного перехода с Китаем путем строительства новой железнодорожной линии «Коргас-Жетыген» на концессионной основе. Данная линия позволит организовать перевозки из Китая в Центральную Азию, Иран, Западную Европу, Закавказские республики и далее, по наиболее короткому пути. Уже в первые годы эксплуатации плановый объем перевозок по новой железнодорожной линии составит до пяти миллионов тонн груза. При этом расстояние транспортировки грузов между Китаем и южными регионами Казахстана, странами Центральной Азии сократится более чем на 500 километров. Прогнозируется, что объем перевозок через Хоргос в 2020 году составит 11-13 миллионов тонн, в том числе транзит - 7-8 миллионов тонн.

Одним из крупнейших и перспективных проектов железнодорожной отрасли является строительство новой железнодорожной линии «Бейнеу-Жезказган» протяженностью 988 километров, стоимость - 2,3 миллиарда долларов США. С появлением магистрали будет проложен новый транзитный маршрут через всю страну с востока на запад, от пограничной с Китаем станции Достык/Хоргос до порта Актау. Реализация проекта позволит сократить протяженность маршрута в сообщении с западным регионом и азиатскими странами через морской порт Актау в среднем на 600 километров, привлечь на железные дороги страны значительные объемы транзитных грузов, перевозимых между Китаем, Европой и Кавказом - от 30 до 50 процентов от запланированного объема всех транзитных грузов.

В текущем году предстоит начать реализацию проекта строительства железнодорожного участка «Узень (Казахстан)-Берекет (Туркменистан)-Горган (Иран)», что позволит обеспечить перевозку грузов сухопутным видом транспорта через Туркменистан и Иран с выходом к Персидскому заливу и портам Средиземноморья, минуя проливы Босфор и Дарданеллы, и может рассматриваться в качестве одного из важных участков международных транспортных коридоров  «Север-Юг» и ТРАСЕКА.

 - Казахстан относится к странам, не имеющим выхода к морю. Тем не менее, известно, что уделяется особое внимание развитию инфраструктуры порта Актау на Каспии. Что нам даст реализация этих планов?

- В прикаспийском регионе нами реализуется ряд инфраструктурных проектов, направленных на развитие транзитного потенциала и инфраструктурное обеспечение других отраслей экономики.

Большое значение для нас имеет уровень развития портовой инфраструктуры на Каспии.

В настоящее время общий объем грузов, перевозимый по Каспийскому морю, составляет порядка 30 миллионов тонн. При этом доля порта Актау, через который проходят международные транспортные коридоры ТРАСЕКА и Север-Юг, составляет порядка 33 процентов от общего объема грузопотоков. Это делает его, уже сегодня, самым крупным грузообразующим портом на Каспии и важнейшей транзитной точкой, через которую осуществляются морские связи со всеми прикаспийскими государствами, а также странами черноморского и средиземноморского бассейнов.

В настоящее время ведется работа по расширению порта Актау в северном направлении. Реализация проекта позволит увеличить в 2 раза производственную мощность порта по перевалке нефтеналивных и сухих грузов - до 23 миллионов тонн в год.

- В своем Послании народу Казахстана в этом году Президент уделил особое внимание стратегии обеспечения занятости населения. Сколько рабочих мест планируется создать Министерством транспорта и коммуникаций в рамках реализации Дорожной Карты? Есть ли уже результаты?

- В рамках Дорожной карты на ремонтные работы автодорог местного значения, а также улиц городов и населенных пунктов предусматривается выделение 49,9 миллиарда тенге, из которых 31,1 миллиарда тенге составляют целевые трансферты из республиканского бюджета и 18,8 миллиарда тенге - софинансирование из местных бюджетов.

Министерством со всеми акиматами областей, городов Астаны и Алматы подписаны соглашения по выделению целевых трансфертов в рамках Дорожной карты. В рамках Дорожной карты предусмотрен ремонт 2777 километров дорог, в том числе 935 километров улично-дорожной сети городов и населенных пунктов.  В целях обеспечения качества работ при выполнении дорожно-строительных работ, выполняемых в рамках Дорожной карты, дополнительно будут привлечены ГУ «Облжоллаборатория» для проведения выборочного контроля. Всего областными акиматами планируется привлечь 54 799 человек.

К настоящему времени почти по всем проектам проведены конкурсы. По 801 проекту заключены договора с подрядчиками на 41,3 миллиарда тенге. Сейчас подрядчики начали работу по заготовке материалов и мобилизации рабочей силы, ими создано 20713 рабочих мест.

- На одном из заседаний Правительства Вы говорили о том, что состояние парка воздушных судов Казахстана не выдерживает критики. Как Вы намерены решать эту проблему?

- Республика Казахстан является членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В соответствии с Конвенцией о международной организации гражданской авиации на ИКАО возложена функция по разработке единых стандартов в сфере обеспечения безопасности полетов, в том числе установления требований к оснащению воздушных судов специальным бортовым оборудованием, повышающим безопасность полетов. Республика Казахстан, соответственно, на национальном уровне должна внедрять указанные стандарты.

В соответствии с приказом Министра транспорта и коммуникаций от 14 ноября 2008 года в гражданской авиации Республики Казахстан до 30 марта 2010 года должны быть внедрены новые стандарты ИКАО в отношении оснащения воздушных судов взлетной массой более 6 тонн и предназначенных для перевозки более 19 пассажиров специальным оборудованием для повышения безопасности полетов. Это наличие системы предупреждения опасного сближения с другим воздушным судном (БСПС II (ACAS II), аварийного радиомаяка, работающего на международной частоте,  системы раннего  предупреждения опасной близости земли (TAWS (EGPWS).

В настоящее время указанным стандартам не соответствуют воздушные суда советского производства - Ан-24, Як-40, Ту-134 (154). Всего в Казахстане эксплуатируется 47 единиц воздушных судов, ресурсы которых вынужденно продлеваются конструкторским бюро из года в год. Это не означает, что полеты на них не безопасны. Все воздушные суда подлежат периодической проверке на предмет технической исправности и соответствия нормам летной годности. Тем не менее, они должны быть дооборудованы в соответствии с новыми стандартами, либо быть выведены из эксплуатации. 

Стоимость оснащения указанным оборудованием самолета типа Ан-24 или Як-40 составит до 400 тысяч долларов США, что сопоставимо с рыночной стоимостью всего самолета.

Как будет производиться обновление авиапарка? В Казахстане эксплуатируется 25 воздушных судов западного производства, на которых осуществляется свыше 80 процентов авиаперевозок. Обновление авиапарка проводится за счет собственных и привлеченных средств авиапредприятий.

В текущем году АО «Авиакомпания «Скат» приобретены в лизинг и начата эксплуатация воздушных судов Боинг-757-200 - 1 единица, и Боинг-737-300  - 1 единица. АО «Авиакомпания «Евро-Азия Эйр» приобретен в собственность самолет «Челленджер-870» вместимостью 70 пассажиров, поставка которого с завода производителя ожидается в сентябре 2009 года. В планах АО «Эйр Астана»  приобретение  в 2011-2012 годы в лизинг региональных воздушных судов типа  «Эмбрайер-190» - 2 единицы, и в 2012-2013 годы планируется поставка  в собственность авиакомпании заказанных у авиастроительного концерна  «Эйрбас»  воздушных судов типа Эйрбас-320 - 6 единиц.

Проблема обновления парка воздушных судов касается в основном региональных авиакомпаний.  В связи с вводом в действие на территории Республики Казахстан новых стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2010 году произойдет вывод более 90 процентов указанного авиапарка из казахстанского реестра воздушных судов. Для восполнения выбывающего парка требуется порядка 10-12 единиц современных региональных самолетов.

Поскольку финансовые возможности региональных казахстанских авиакомпаний не позволяют им самостоятельно приобрести воздушные суда, Министерством предполагается обновление авиапарка по лизинговой схеме, через АО «КазТрансЛизинг».

Министерством разработана и направлена на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии заявка на увеличение уставного капитала АО «КазТрансЛизинг» в 2010 году на 8 821 млн. тенге. Из них 5 040 миллионов тенге - на реализацию программы приобретения воздушных судов, 3 781 миллионов тенге - на приобретение специальной техники для обслуживания воздушных судов западного производства в аэропортах Республики Казахстан.

Средства, предназначенные для реализации программы приобретения воздушных судов, позволят обеспечить первоначальное финансирование в размере 15 процентов, покупки 10 региональных воздушных судов, поставки которых планируются в 2010 году; последующее финансирование - 85 процентов, покупки воздушных судов планируются за счет привлечения  заемных средств.

- Спасибо за беседу.

Сейчас читают