Депутаты внесли большой вклад в строительство системы парламентаризма в Казахстане - председатель комитета по финансам и бюджету Мажилиса Г.Карагусова

АСТАНА. 21 января. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - В этом году Парламент Казахстана отметит свое 15-летие. Первая сессия профессионального двухпалатного Парламента РК началась 30 января 1996 года. С тех пор в нашей стране произошли очень большие изменения. Осуществлен полный переход на рыночную экономику, проведены демократические реформы. Казахстан из малоизвестной республики -
None
None

бывшей окраины СССР, стал полноправным членом мирового сообщества, активно участвующим в работе наиболее авторитетных международных организаций.

О том, какую роль сыграл Парламент в становлении суверенного Казахстана, какая работа проводится депутатами по дальнейшему совершенствованию национального законодательства, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает председатель комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан Гульжана Карагусова.

- Гульжана Джанпеисовна, какие изменения произошли в законодательной ветви власти с момента обретения Казахстаном независимости?

- История парламентаризма в нашей стране началась с провозглашением суверенитета в 1991 году. За короткий исторический период мы прошли путь от системы Советов народных депутатов к профессиональному двухпалатному Парламенту. В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Республики Казахстан, которая не просто провозгласила принцип разделения власти, но и закрепила конкретную систему сдержек и противовесов, юридически закрепила переход к президентской форме правления, а также был создан профессиональный двухпалатный Парламент.

Двухпалатный Парламент Республики Казахстан, которому в этом году исполняется 15 лет, конечно, очень молод по сравнению с парламентами многих развитых стран. Тем не менее, наш Парламент, строящий свою работу на основополагающих принципах демократии, успешно выполняет свою функцию законодательной ветви власти.

Следует отметить, что депутаты всех четырех созывов внесли большой вклад в строительство системы парламентаризма в Казахстане. Особая заслуга здесь принадлежит депутатам, которые непосредственно участвовали в конституционной реформе 2007 года, в результате которых Парламент получил ряд контрольных полномочий по отношению к исполнительной власти и право согласования назначения высших должностных лиц государства. Парламентаризм на данном этапе вступил в новый период своего развития, отличный от предшествующих этапов. Реформа 2007 года стала свидетельством позитивной динамики институциализации парламентаризма в Казахстане и признаком зрелости казахстанской демократии.

- В любой стране финансы и бюджет являются основой деятельности государства. Расскажите о работе возглавляемого Вами комитета.

- Комитет по финансам и бюджету работает, практически, с первых дней деятельности двухпалатного Парламента. 30 января 1996 года на пленарном заседании была утверждена структура Мажилиса Парламента из шести комитетов, в том числе - создан комитет по финансам и бюджету. Прежде, чем говорить о работе комитета, хотелось бы напомнить, что за годы независимости в Казахстане произошли коренные изменения во всех сферах жизни. В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом в качестве равноправного партнера, и это произошло, не в последнюю очередь, благодаря успехам в экономическом развитии нашей страны. В этих успехах, а особенно финансово-экономических, немалая заслуга принадлежит комитету Мажилиса по финансам и бюджету.

Общеизвестно, что финансовая политика играет существенную роль в осуществлении функций и задач государства, а также в реализации общественно-значимых целей. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании экономики, а также необходимой предпосылкой роста и стабильности государства в целом. Комитет по финансам и бюджету осуществляет законопроектную работу, предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся к его ведению по следующим основным направлениям: по вопросам бюджетного, банковского, финансово-кредитного, страхового законодательства, по вопросам законодательства о налогах и сборах; о таможенном деле и другим. Приоритеты работы комитета по финансам и бюджету сформированы в соответствии со стратегическими задачами, поставленными в ежегодных посланиях Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

- Какие законы, принятые Парламентом, Вы считаете наиболее значимыми для экономического и социального развития страны?

- Конечно, наиболее значимыми являются законы о республиканском бюджете на соответствующие годы. Важным моментом в работе Парламента является также рассмотрение отчетов по исполнению главного финансового документа страны. Особое значение имеют законопроекты: по вопросам бюджетных отношений, бюджетного устройства и бюджетного процесса; по вопросам налогообложения; по вопросам таможенного дела; по банковской деятельности; по страховой деятельности; по вопросам валютного регулирования и валютного контроля. Немаловажными были и принятые Парламентом законы о государственном и гарантированном государством заимствовании и долге, вексельном обращении, платежах и переводах денег, бухгалтерском учете, аудиторской деятельности.

Если говорить о нашем комитете, то для нас важнейшими являются все бюджетные вопросы: корректировка бюджетных показателей в соответствии с меняющейся ситуацией в экономике и финансовой сфере, совершенствование межбюджетных отношений, контроль исполнения республиканского бюджета и другие.

- Мы видим, что при обсуждении проектов республиканского бюджета всегда ведутся длительные дебаты. Удается ли депутатам повлиять на общие и отдельные параметры бюджета?

- Да, обсуждения проектов республиканского бюджета всегда проходят достаточно напряженно, и депутаты всегда вносят свои предложения, по которым выделяются дополнительные средства на финансирование наиболее важных для рядовых граждан страны объектов и программ. Например, при рассмотрении проекта республиканского бюджета на 2010-2012 годы в него были внесены депутатские поправки, предусматривающие дополнительное выделение 10 миллиардов тенге на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения. В ходе работы над проектом бюджета на 2011-2013 годы депутатами были внесены поправки, которые способствовали дополнительному направлению средств на строительство и реконструкцию объектов образования в сумме 6 миллиардов тенге. На введение пособий опекунам на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, было выделено 3,8 миллиарда тенге. На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения по предложениям депутатов выделено 5 миллиардов тенге. Значительные средства были выделены и по другим направлениям.

- За прошедшие годы произошли очень большие изменения в экономике Казахстана в рамках перехода к рыночной экономике. Эти реформы сопровождались соответствующим изменением законодательной базы. Какие вопросы были наиболее сложными в ходе этой работы?

- За период работы четырех созывов Парламента комитетом по финансам и бюджету, в качестве головного, были рассмотрены около 400 законопроектов, регулирующих важнейшие финансовые вопросы нашей республики. В целом, если говорить о государственном бюджете, каждый год депутаты отмечали, что выполнение требований транспарентности, эффективности и целевого использования бюджетных средств оставляет желать лучшего. О проблемах в этой сфере свидетельствуют неоднократные уточнения доходной части бюджета и перераспределение средств по причине их неосвоения администраторами бюджетных программ. В процессе работы над бюджетом депутаты выявляли проблемные вопросы и несовершенства бюджетного планирования, и некоторые из них были решены совместно с Правительством в ходе работы над законопроектами. Значимым событием в формировании налоговой политики и совершенствовании налогового законодательства было Послание Главы государства в феврале 2008 года - в нем была поставлена задача по разработке нового Налогового кодекса, который должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». В итоге, при самом ак­тивном участии депутатов, а также представителей бизнес-структур, была усо­вершенствована нормативная правовая основа, и в 2008 году принят новый Налоговый кодекс. Совершенствование налогового законодательства продолжается и сейчас, мы принимаем многочисленные поправки в Налоговый кодекс. В большинстве случаев это касается налогового администрирования. Учитывая тенденцию экономического развития Казах­стана за последние годы, депутатами ведется работа по совершенствованию таможенного администрирования, упрощению таможенных процедур, созданию благоприятных условий для участни­ков внешнеэкономической деятельности и населения в целом.

Хотелось бы отметить, что перед депутатами Парламента четвертого созыва, как и перед Правительством и всеми государственными органами, в настоящее время стоят новые цели и задачи. Сейчас бюджетная политика должна быть направлена на развитие экономики в посткризисный период и, в то же время, на решение важнейших задач индустриально-инновационного развития. При этом необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы в целом. В целях урегулирования сложившейся ситуации Парламентом был оперативно рассмотрен и принят солидный пакет законодательных актов, который позволил обеспечить правовую основу для решения этих задач. Это законопроекты по вопросам устойчивости финансовой системы, по вопросам налогообложения, по вопросам совершенст­вования бюджетного процесса, по вопросам коллектив­ногоинвестирования и деятельности на­копительных пенсионных фондов, по вопросам утверждения и уточнения республиканского бюджета.

- Какую работу, кроме своих непосредственных обязанностей по рассмотрению законопроектов, ведут депутаты, в частности, члены комитета по финансам и бюджету?

- Мы принимаем активное участие в работе «круглых столов», семинаров, конференций, парламентских слушаний, выездных заседаний, правительственных часов. Депутаты часто выезжают в регионы для встреч с избирателями. Члены нашего комитета регулярно выступают в средствах массовой информации, проводят прием граждан в Мажилисе и в общественной приемной НДП «Нур Отан». За 15 лет депутатами рассмотрено огромное количество обращений граждан. На основании данных обращений и в целях решения поднятых ими проблем, членами комитета направлялись депутатские запросы, письменные обращения в центральные исполнительные и иные государственные органы.

Кроме того, наши депутаты в рамках международного сотрудничества принимают участие во встречах с парламентариями других стран и представителями международных организаций, а также в заседаниях Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в Санкт-Петербурге.

- Свои подписи в пользу проведения референдума по продлению полномочий Президента Н.Назарбаева поставили более 5 миллионов казахстанцев. Как Вы считаете, чем обусловлена столь массовая поддержка идеи о проведении референдума?

- Депутаты Парламента активно поддержали идею о проведении референдума по продлению полномочий действующего Президента Республики до 2020 года, инициировали соответствующие поправки в Конституцию. Поддержка этой идеи большинством граждан, на мой взгляд, связана с тем, что казахстанцы сегодня четко осознают необходимость продолжения демократических реформ, проведения взвешенной политики в социальной сфере и в области межнациональных отношений, планомерного развития экономики страны. И все это для казахстанцев тесно связано с именем Первого Президента Казахстана - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева. Поэтому граждане, поддерживая идею о проведении референдума, выражают свою волю конституционно закрепленным способом, для того, чтобы получить твердые гарантии неизменности того курса, которым идет страна. А то, что этот курс, определенный в Стратегии «Казахстан-2030» и других программных документах, разработанных и реализуемых по инициативе Главы государства, ведет к процветанию и стабильности, - сегодня ни у кого не вызывает сомнений.

- Спасибо за беседу.

Сейчас читают