Чем больше соцсетей — тем хуже память у подростков

Чем чаще дети используют социальные сети, тем сильнее снижаются их когнитивные способности, передает агентство Kazinform со ссылкой на Medicalxpress. 

дети соцсети
Фото: АЗЕРТАДЖ

Исследование, опубликованное в JAMA  и охватившее 6 554 подростков в возрасте от 9 до 13 лет, показало, что дети, проводившие больше времени в соцсетях, показывали худшие результаты в тестированиях на устное чтение, память и словарный запас.

В среднем ребенок подросткового возраста проводит около 5 с половиной часов в день за экранами по неучебным причинам. Значительная часть этого времени уходит на социальные сети — как на создание собственного контента, так и на просмотр публикаций других пользователей.

В отличие от пассивного использования экрана, например, просмотра телевизора или видео, социальные сети требуют активного вовлечения: прокрутки ленты, проверки уведомлений и общения с людьми онлайн. Все эти действия постоянно задействуют области мозга, отвечающие за обработку информации и принятие решений. Эта постоянная необходимость поддерживать мозг в активном состоянии делает социальные сети гораздо более требовательными к умственным способностям, чем просто просмотр экрана.

Ранее проведенные исследования показали, что зависимое использование социальных сетей связано с повышенным риском появления симптомов психических расстройств у молодежи. Однако влияние этого на когнитивные функции — то есть на то, насколько хорошо подростки думают, учатся и обрабатывают информацию — остается менее изученным.

Авторы данного исследования поставили цель выяснить, влияет ли количество времени, которое подростки проводят в социальных сетях по мере взросления, на их когнитивные способности.

Для исследования были отобраны 6554 подростка, среди которых 51,1% были мальчиками и 48,9% девочками. Данные собирались в трех временных точках: исходный уровень (2016–2018 гг., возраст 9–10 лет), первый год (2017–2019 гг.) и второй год (2018–2020 гг.).

Чтобы отслеживать, как менялись привычки детей в социальных сетях по мере их взросления, использовался статистический метод, называемый групповым траекторным моделированием. Этот подход показывает три четких паттерна использования социальных сетей: большинство детей (57,6%) не пользовались ими вообще или пользовались ими очень редко, примерно треть (36,6%) пользовались ими редко, но постоянно росли, небольшая группа (5,8%) продемонстрировала растущую с течением времени активность.

Для измерения когнитивных способностей использовали NIH Toolbox Cognition Battery — набор стандартизированных тестов для оценки устного чтения, последовательной памяти, скорости сравнения образов и словарного запаса в картинках.

Результаты показали, что дети из группы с высоким уровнем использования социальных сетей показали самые низкие результаты по нескольким когнитивным тестам, особенно по тестам на развитие языка и памяти. Результаты снижались по мере роста использования социальных сетей, при этом дети из группы с очень низким уровнем использования или вообще не пользовались ими в целом показали самые высокие результаты. Эти результаты еще раз подтверждают необходимость более строгих возрастных ограничений для всех социальных сетей.

Таким образом некоторые страны уже вводят запрет на соцсети: власти Нидерландов рекомендуют запретить детям и подросткам до 15 лет пользоваться социальными сетями, такими как TikTok и Instagram, жестко ограничить время, которое дети проводят за мобильными устройствами.

Австралия вводит запрет на социальные сети для детей до 16 лет.

В марте этого года депутат Мажилиса Жаркынбек Амантай предложил законодательно ограничить использование социальных сетей и гаджетов несовершеннолетними. По словам депутата, социальные сети усиливают депрессию среди молодежи, снижают способность к концентрации внимания, вызывают зависимость и ослабляют подлинные отношения между людьми.

Сейчас читают