Айгуль Улкенбаева: Национальный день домбры станет традиционным праздником

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Учреждение Национального дня домбры очень обрадовало казахскую общественность. Появление этого праздника означает достойную оценку национального достояния, дошедшего до нас из древности, - домбры.

В канун праздника корреспондент МИА «Казинформ» побеседовал с заслуженной артисткой Казахстана Айгуль Улкенбаевой, которая недавно демонстрировала свое искусство в Париже, как некогда Амре Кашаубаев.

- Сколько домбристов выпустила Ваша «Школа-студия Айгуль Улкенбаевой»?  Наверное, большинство выпускников выступает на сцене?

- В 2006 году я одна из первых открыла школу-студию. Сейчас их много. Даже студенты открывают такие школы. Большинство из них - это кружки. Дети, которые приходят в мою студию, в основном, учатся для себя, не рассчитывая стать профессиональными музыкантами. Цель нашей студии - привлечь любого, кто хочет научиться играть на домбре. Конечно, кроме этого, я провожу мастер-классы. Занимаются дети, которые собрались куда-то поступать, собираются участвовать в конкурсах. Но это отдельное направление. Мои ученики не только казахи, есть и представители других национальностей.

Наверное, со временем домбра станет не только национальным инструментом, а обретет народный статус. Сейчас мы называем народными такие инструменты, как скрипка, виолончель, пианино. Думаю, и наш национальный инструмент поднимется на такой уровень. 

Честно говоря, в этом году из нашей школы-студии только один ученик поступил в музыкальный колледж. Остальные учатся в разных учебных заведениях, но домбру не забывают. Мы сейчас готовим к выпуску диск уже второго нашего ученика. Кроме того, я организовываю сольные концерты для моих учеников в школах, где они учатся. Для детей это большое достижение, это очень важно. Во-вторых, это приучает детей к ответственности, к сценической культуре.

- В своих интервью Вы говорили, что домбре не повредит эстрада.  А как Вы думаете, для усиления пропаганды домбры можно пойти на какие-то эксперименты?

-  Меня всегда волнует вопрос, как я могу обновить искусство кюя, чтобы привлечь слушателей.  Всегда стараюсь сделать новый шаг, найти новую идею. В 2013 году прошла моя большая концертная программа в Астане и Алматы. Я давала концерты с поддержкой большой ритм-группы, в живом исполнении с акустическими инструментами.  Мы исполняли не только казахские кюи. Казахские кюи разные, по строению и ритмическому направлению, по размеру. Казахский кюй - это очень богатое наследие. Вчетвером, с моими учениками - турком, армянином и русским, мы создали особый номер. Каждый играл на своем инструменте свою национальную музыку. Я поддерживала каждого вторым голосом. В конце они поддерживали мою казахскую мелодию, а завершили номер совместным исполнением кюя.

Кроме того, я исполняла произведения, которые раньше на домбре не играли - такие, как «Синк-синк», «Тико-тико», при поддержке группы. Можно на пальцах пересчитать исполнителей, которые давали такие концерты в живом исполнении. Недавно мы подготовили еще одну новую программу, когда акимат Атырауской области предложил нам выступить с концертом. Я всегда привлекаю своих учеников к моим концертам, и студентов, и школьников. Для Атырау мы подготовили новую программу с роялем, ударными инструментами и двумя домбрами, кроме моей. Получилось привлекательно. Если всегда обновлять свою программу, это нравится слушателям. Я не езжу на гастроли для заработка. Не секрет, что таких артистов много. Даже на больших концертах исполнители могут не уделить внимания декорациям, чтобы сэкономить деньги. Живое исполнение тоже стоит больших денег. Мне не нужна такая экономия. Прежде всего, мне дорого отношение публики, уважение. Это показывает профессиональный уровень артиста, а его нужно подтверждать. Поэтому, выступления на сцене - это большая ответственность и испытания.

- В прошлом году Вы были членом жюри конкурса «Мен қазақпын», видели, практически, всех представителей казахской школы кюя. Как Вы оцениваете уровень молодых кюйши? Может быть, у них есть недостатки, или же, наоборот, преимущества?

- О недостатках молодых исполнителей... Они появились не сегодня. Остается тенденция, возникшая 15-20 лет назад - дети быстро начинают играть кюи. Это было и в наше время. Но с каждым поколением эта тенденция становится сильнее. Понимаете? Сейчас большинство молодых домбристов не вникают глубоко в традицию, они исполняют более легкие современные кюи. Почему мы сейчас отходим от традиции? У меня тоже спрашивают, почему нет кюйши традиционной школы. Некоторые считают, что я последняя из них. Потому, что в программах консерватории, колледжей не предусмотрена возможность в процессе преподавания уделить внимание традиции, манере исполнения, школе. Некоторые грамотеи даже не считают наше искусство традицией. Я сама, окончив 8 классов, не имела представления о нотах. Училась только на слух и глядя на игру наставника. Почему же я не отношусь к традиционным кюйши? Конечно, это не есть мнение народа. Я могу сказать, что с помощью музыкального образования подняла традицию на другой уровень. Мое отличие - в образовании. Поэтому, на концертах мы не ограничиваемся только кюями, обязательно стараемся включить в программу зарубежные произведения. До сих пор я стараюсь быть разносторонней, не ограничиваться только традиционной музыкой. Музыкант должен иметь широкий кругозор - такое требование у меня к себе самой.

- Вам приходится играть для разных слушателей. Не все умеют слушать кюи, для этого тоже нужны способности. Бывало такое, что Вы обижались на слушателей?

- Во-первых, чтобы Вы знали, я не даю концертов, куда зрители приходят по принуждению. Я хочу, чтобы концерты были настоящими. Например, для того, чтобы заработать, некоторые собирают на свои концерты школьников. Я такого не хочу. Даю концерты, когда сердце потребует. Не отношусь к тем, на чьи концерты билеты продают насильно. Пожилые люди на моих концертах говорят: «Давно не были на таких концертах, устали от шумной музыки». Спрашивают, когда я буду выступать в следующий раз. А мне не хочется утомлять слушателей частыми концертами. Это у меня такой принцип.

- Турецкий гражданин Седат Солакоглы, который научился играть на домбре, считает для себя честью  называться Вашим учеником. А как понимают иностранцы нашу домбру, наше национальное искусство?

- У домбры есть свойство задевать струны человеческой души. Я часто общаюсь с казахами зарубежья. Недавно с оркестром из Атырау побывала в Париже. На концерт пришли очень внимательные зрители. Я уже отмечала, что на мои концерты не приходят случайные люди. Приходят взрослые, которые понимают традиционную музыку. Бывает, что по завершении концерта просят еще раз исполнить какой-то кюй. Некоторые считают, что нужно обязательно что-то сыграть без оркестра, иначе это не будет исполнением кюя. Думаю, что это правильно, и меня беспокоит, что с нами станет без таких слушателей. Когда бываем за границей, обязательно приглашаем местных казахов. 

- Ваш стиль исполнения близок к Курмангазы - не столько лирический, сколько напоминающий о гордости и мужестве Махамбета. Вы предпочитаете такую музыку?

- Нет. Я знаю, что слушателям нужна разная музыка. Поэтому, я перемежаю разные стили исполнения. Ермурат Усенов написал для меня композицию «Кербез сұлу». Я исполняла ее при поддержке скрипки. Всегда подбираю кюи различного направления для своих концертов. Или, например, я играю за дастарханом, и это будет, скорее всего, лирическая мелодия. Это зависит от моего настроения. Понимаете? Нельзя же всегда играть воинственные кюи. Нужно исполнять и такие, которые успокаивают человека. Вообще, кюй - это настроение человека.

На большом концерте я играла кюй «Салтанат» в сопровождении рояля. Отзывы были очень хорошими. Исполнение этого кюя в сопровождении рояля - это новое направление, раньше исполняли в сопровождении эстрадного оркестра.

- Приближается Национальный день домбры - 1 июля. Что Вы готовите для столичных любителей музыки?

- День домбры станет традиционным праздником. Ожидается, что празднование будет многолюдным. Приглашены оркестры из разных регионов. Мы соберемся 30 июня на репетицию.

У меня есть новость - надеюсь, что на следующей неделе получу свой новый сборник из пяти больших дисков. Из них два диска новые, там есть кюи, которые раньше мной не исполнялись. Можно было уже давно сделать концертный вариант и показать по телеканалам. У нас это делают некоторые, чтобы их не забывали. Но я не хочу утомлять людей рекламой. Поэтому, я не стала давать на телеканалы и не загружала в интернет. Но есть люди, которые просили, и я им подарила диски. Не могу сказать, что все казахи видели мои концерты. У меня готовы два диска DVD и три диска в аудиоформате. На один из них загрузила свой концерт.

- Спасибо за беседу. С нетерпением будем ждать Национальный день домбры.

 

Автор: Аян Бекенулы

Сейчас читают