Астана становится центром притяжения для политических партий Азии - замруководителя ЦА НДП «Нур Отан» М.Ерман

None
None
АНА.  22 сентября. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - 24-26 сентября текущего года в Астане пройдет V заседание Генеральной Ассамблеи Международной конференции азиатских политических партий (ГА МКАПП). Накануне этого представительного форума корреспондент Казинформа встретился с заместителем руководителя Центрального аппарата НДП «Нур Отан» Мухтаром Ерманом.

 и попросил рассказать о ходе подготовки и основных задачах предстоящего заседания Генеральной Ассамблеи МКАПП.

         - Мухтар Тилдабекулы, через несколько дней в Астане начнется V заседание Генеральной Ассамблеи Международной конференции азиатских политических партий. Расскажите, пожалуйста, какие цели ставит перед собой эта организация, какую роль она играет в политической жизни Азии? Почему предстоящему событию придается такое большое значение?

- Прежде всего, следует отметить, что Международная конференция азиатских политических партий - это уникальный институт, который объединяет все ведущие политические партии азиатского субконтинента. Необычна и своеобразна история этого объединения. Ровно девять лет   назад - в 2000 году в Маниле, - по инициативе очень известного филиппинского политика Хосе де Венециа собрались около 20 азиатских партий. Ими была принята Манильская декларация МКАПП, были также провозглашены основные принципы, на которых базируется работа этого межпартийного объединения. Хосе де Венециа является, кстати, одним из рекордсменов в политике - он пять раз был спикером палаты представителей Конгресса Филиппин.

Принципы МКАПП следующие. Первый - это интересы Азии. Второй - интеграция азиатских стран посредством тех политических институтов, которые в них существуют. На мой взгляд, найдена очень удачная ниша для того, чтобы азиатскую интеграцию можно было направить именно в русло межпартийного сотрудничества. Эта идея была поддержана, инициатива Хосе де Венециа прижилась. Уже в 2002 году состоялось заседание Генеральной Ассамблеи МКАПП в Бангкоке, в Таиланде. Затем, в 2004 году, Генеральная Ассамблея заседала в Пекине, в 2006 году - в Сеуле. С каждым разом количество партий, участвующих в МКАПП и в работе заседания Генассамблеи, увеличивалось.

На сегодняшний день членами МКАПП являются около 220 партий из 50 стран Азии. Мы являемся членом МКАПП с 2004 года. Установлено, что заседания Генеральной Ассамблеи должны проводиться один раз в два года.

В периоды между этими заседаниями действует рабочий орган МКАПП - Постоянный комитет. В него входят представители 18 крупнейших партий, таких, как Единая Россия, Коммунистическая партия Китая, ведущие партии Пакистана, Филиппин, Индии, Японии. С гордостью хочу отметить, что и наша партия с 2008 года представлена в Постоянном комитете МКАПП. Более того, мы всегда занимаем активную позицию в этом рабочем органе - мы являемся инициаторами самых разных идей и предложений.

- Почему V заседание не было проведено в 2008 году, если установлено, что заседания Генеральной Ассамблеи проводятся раз в два года?

  - Почему нарушен график проведения заседаний Генеральной Ассамблеи? Действительно, V заседание должно было состояться в 2008 году. И местом проведения был определен Пакистан. Весной 2008 года я сам был в Исламабаде, где принимал участие в работе Постоянного комитета, на котором уже обсуждалась программа заседания, основные его тезисы. Заседание должно было состояться в ноябре. Но, Вы знаете, что в этой стране очень динамично меняется ситуация. В конце 2007 года, буквально накануне Нового года в результате террористического акта погибла Беназир Бхутто. В марте, после заседания Постоянного комитета, в Исламабаде произошел мощный взрыв, разрушивший один из пятизвездочных отелей. Затем в индийском городе Мумбаи была террористическая акция, и было установлено пакистанское происхождение террористов. Все это привело к тому, что потенциальные участники заседания Генассамблеи начали отказываться от приезда в Пакистан. Возникла пауза в подготовке этого заседания и, в конце концов, Пакистан, как место проведения был, скажем так, снят с повестки дня.

В сложившейся ситуации два сопредседателя МКАПП - Хосе де Венециа и Чжонг Ы-йонг из Кореи, - неоднократно обращались к нам с вопросом о том, возможно ли проведение заседания Генассамблеи в Казахстане. Вообще, были планы по проведению в нашей стране VI заседания в 2010 году - после заседания в Пакистане. Но, в силу всех возникших обстоятельств, в конце прошлого года два сопредседателя МКАПП обратились с письмом к Президенту Казахстана, председателю нашей партии Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, с просьбой рассмотреть возможность проведения заседания Генеральной Ассамблеи в Казахстане.

Глава государства одобрил это предложение, и мы начали подготовительную работу. И уже 28 марта текущего года в здании Центрального аппарата «Нур Отана» состоялось заседание Постоянного комитета МКАПП, в котором участвовали все его члены. Мы обсудили все организационные вопросы, внутреннюю содержательную часть предстоящего заседания Генассамблеи. В течение всего этого времени после заседания мы работаем в режиме постоянного взаимодействия с другими членами Постоянного комитета.

 30-31 июля этого года в Буэнос-Айресе состоялось очень интересное мероприятие - первое Совместное заседание Постоянной конференции политических партий Латинской Америки и Карибского региона, в состав которой входят 52 партии из 28 стран, и Международной конференции азиатских политических партий. В рамках этого мероприятия состоялось также заседание Постоянного комитета, на котором я детально доложил о ходе подготовки предстоящего заседания Генассамблеи МКАПП.

На сегодня мы уже получили подтверждение от 78 делегаций из 39 стран, а также 6 международных организаций. Кроме того, выразили желание участвовать в заседании Генассамблеи шесть международных институтов и многие главы дипломатических представительств, аккредитованых в Казахстане.

- Каких результатов Вы ожидаете от предстоящего заседания Генассамблеи?

- Мы ожидаем, что решения, которые будут приняты на этом заседании, будут сформулированы в главной идее Астанинской декларации - «Обновление Азии». В политическом смысле, это означает дальнейшее углубление всестороннего сотрудничества азиатских партий по преодолению последствий глобального экономического и финансового кризиса, укрепление мира, безопасности и развития добрососедских и дружественных отношений, а также сотрудничества между государствами.

Казахстан заинтересован в преображении и обновлении Азии, динамичном и поступательном ее развитии. Огромную роль в этом может и уже играет Международная конференция азиатских политических партий.

Глубоко убежден, что создание МКАПП стало закономерным итогом стремления народов, исторически связанных культурными, языковыми и торговыми узами, к мирному развитию, добрососедству и сотрудничеству. Наша организация олицетворяет собой новую культуру межпартийных отношений, которая в будущем будет во многом влиять на развитие азиатского региона. Объединяющим началом для всех участников Генассамблеи может служить общее понимание необходимости обновления Азии в соответствии с реалиями современного мира.

Проведение Генассамблеи в Астане также имеет большое значение с точки зрения предстоящего в 2010 году председательства Казахстана в ОБСЕ. Это, на наш взгляд, будет способствовать решению проблем азиатского региона и значительной активизации его сотрудничества с Европой и Западом в целом. В данном случае, мы выполняем почетную миссию интегратора двух цивилизаций - Запада и Востока, основанную на евразийской идее нашего Президента.

- Вы сказали, что главной темой заседания будет обновление Азии. А что еще входит в повестку предстоящего заседания?

- Повестка дня складывается в соответствии с форматом мероприятия. Хочу отметить, что главной особенностью работы Генеральной Ассамблеи МКАПП является то, что для ее заседаний задается общая тема - сегодня это «Обновление Азии», очень интересная тема. Речь будет идти о роли Азии в жизни планеты, роли ведущих стран Азии в современной глобальной политике и экономике. Темой для обсуждения будет, конечно, также и потенциал азиатских стран. Ведь мы видим, что мировой финансовый кризис выявил значительную устойчивость азиатской модели развития. Многие финансовые институты в ведущих странах Азии находятся сегодня в гораздо более выигрышном положении, чем аналогичные западные финансовые структуры. Они показали свою конкурентоспособность, умение активно противостоять кризисным явлениям.

Кроме того, будут обсуждаться вопросы безопасности в Азии, вопросы взаимодействия в решении проблем безопасности. Вопрос о нераспространении ядерного оружия также будет обсуждаться на предстоящем заседании. Об этой проблеме я говорил и в Буэнос-Айресе, рассказал о том, как в нашей стране, благодаря политической воле нашего Президента, был решен вопрос отказа от ядерного оружия. Я подчеркнул важность целей недавно вступившего в силу Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (ЦАЗСЯО), подписанного пятью центрально-азиатскими государствами - Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Это поистине исторический документ, имеющий стратегический характер в деле нераспространения ядерного оружия. Подписание и ратификация Договора о ЦАЗСЯО является важнейшим решением в области укрепления международной и региональной безопасности.

Более того, в проекте итоговой Астанинской декларации мы призываем международное сообщество активизировать усилия в поисках путей придания эффективности существующим механизмам ядерного нераспространения и разоружения, в том числе -  через создание нового универсального Договора о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия.

В целом, ситуация с ядерным оружием в Азии - очень важный вопрос для обсуждения, и мы должны, безусловно, заострить на нем внимание участников заседания.

Глубоко убежден, что совместным и значительным вкладом политических партий Азии в формирование широкой международной стратегии укрепления региональной безопасности могла бы стать разработка Хартии мира и стабильности обновленной Азии, которая призвана, по нашему мнению, укрепить единение стран и народов огромного азиатского региона перед лицом новых вызовов и угроз. По существу, это будет Стратегия обновления Азии.

Уверен, что не меньшее внимание участников и гостей Генассамблеи привлечет инициатива Президента Казахстана, Лидера нашей партии Н.А.Назарбаева о реформировании мировой финансовой системы и создании новой международной валюты.

Полагаю, что привлекательным для делегатов нашего форума станет также наше предложение, которое мы включили в проект Астанинской декларации, о создании на базе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) азиатской двадцатки, А-20.

Говоря об этих всех наших инициативах, хочу подчеркнуть, что сегодня должна формироваться новая, более гибкая и подвижная структура международных отношений. Все более важное место в ней должны занимать региональные интеграционные объединения, которые превращаются в самостоятельные полюса формирования повестки дня. Прежде всего, следует выделить все возрастающую роль таких интеграционных структур на азиатском континенте, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и другие. Уверен, что в масштабном проекте обновления Азии они займут ключевые позиции.

По этим, и многим другим вопросам повестки заседания Генассамблеи, надеюсь, состоится обстоятельный и заинтересованный обмен мнениями. В рамках заседания мы проведем обсуждения в трех специальных секциях. Одна секция будет посвящена роли политических партий в преодолении последствий мирового экономического кризиса. Другая - роли женщин в политике. Это крайне актуальная для Азии тема - для азиатской ментальности, для азиатского сообщества. И третья секция будет посвящена роли молодых политических лидеров. Во всех секциях у нас будут очень компетентные модераторы, которые, я считаю, смогут в ходе этой дискуссии раскрыть содержание предмета обсуждения.

- Будут ли обсуждаться на заседании вопросы взаимоотношений между западным миром и азиатскими странами?

- Отношения между Азией и Западом - это вопрос, который никогда не сходит с повестки дня Генеральной Ассамблеи МКАПП. Он всегда отражается и в текстах деклараций. Более того, уже много лет партнерами Генеральной Ассамблеи в проведении заседаний являются ведущие западные исследовательские структуры. В первую очередь, хотел бы отметить, что в их число входят фонд имени Конрада Аденауэра и фонд имени Ханса Зайделя - оба германские. Мы пригласили для участия в предстоящем заседании коллег из Национального демократического института - исследовательской структуры демократической партии США. Мы приглашаем глав дипломатических миссий не только азиатских государств, но и западных. На пятом заседании Генеральной Ассамблеи мы пригласили выступить также и представителей Постоянной конференции политических партий Латинской Америки и Карибского региона.

Вообще, диалог Азии и Европы является своеобразной особенностью для евразийского континента. В ходе дискуссий будет говориться и об особой роли Казахстана во взаимоотношениях Запада и Азии - как моста между ними. И еще, повторюсь, все вопросы взаимоотношений между азиатскими странами и западным миром будут затрагиваться в контексте предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ.

- С какими азиатскими политическими партиями сотрудничество НДП «Нур Отан» развивается наиболее успешно?

- Конечно, мы стараемся устанавливать партнерские отношения с ведущими партиями. Если говорить о наших ближайших соседях, то у нас хорошее сотрудничество с Единой Россией, подписан меморандум о сотрудничестве. В июле этого года, во время визита в Китайскую Народную Республику мы подписали меморандум о сотрудничестве с Компартией Китая. У нас также сложились партнерские отношения с ведущими партиями Малайзии, Индии, Пакистана, Кореи, Вьетнама, Сингапура, Филиппин.

Кстати, мы поддерживаем отношения не только с азиатскими партиями. У нас сложилось хорошее взаимодействие с партиями Австралии, Германии, Франции - с ними также подписаны меморандумы о сотрудничестве. Кроме того, хочу отметить, что мы сотрудничаем с партиями не только в двустороннем формате. Например, есть такое межпартийное объединение, как Центристский демократический Интернационал - CDI. И еще есть структура, которая называется CDI AP. То есть Центристский демократический Интернационал азиатско-тихоокеанского региона, и мы входим в состав исполкома этого объединения.

У нас также сложились партнерские отношения с Европейской народной партией, которую возглавляет бывший премьер-министр Бельгии ВилфридМартенс. Как видите, география партийных контактов партии «Нур Отан» очень широка. В прошлом году мы присутствовали на съезде Демократической партии США, на котором проходила процедура номинирования Барака Обамы в качестве кандидата в президенты. Мы принимаем много партийных делегаций из разных стран. Буквально месяц назад к нам приезжала делегация правящей партии Кореи «Ханнара», которую возглавляет специальный представитель президента Корейской Республики Ан Санг-су. С ними также был подписан меморандум о сотрудничестве.

Во время Генассамблеи мы рассчитываем заключить меморандум о сотрудничестве с партией «ЕниАзербайджан». Мы считаем, что это будет удачным моментом, потому что 30 сентября начнется визит Главы государства в Баку. И, конечно, мы пригласили на заседание Генеральной ассамблеи МКАПП делегации ряда казахстанских партий.

- В Азии есть государства самого разного устройства, и в них правящими являются партии самой разной ориентации. Как удается поддерживать со всеми этими партиями отношения сотрудничества? Не мешают ли  различные политические взгляды и традиции конструктивному взаимодействию между «Нур Отаном» и этими партиями?

- Основным принципом членства в МКАПП является принцип уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств. Я могу отметить, что во время заседаний Постоянного комитета у нас были попытки представителей отдельных партий выносить на обсуждение, ставить на голосование и принимать резолюции по вопросам, которые связаны с имеющимися историческими проблемами между теми или иными странами. Мы не поддерживаем такие подходы, потому что официальную позицию каждой страны формируют министерства иностранных дел. Мы твердо придерживаемся этого принципа. Конечно, есть различия между странами, у населения различный менталитет, свой уклад жизни. В конце концов, есть разные конституционные формы государственного устройства. В Азии есть республики - президентские и парламентские. Есть монархии. Но, в любом случаем, мы считаем, что нужно уметь находить общий язык, общие векторы сотрудничества. Нужно искать точки соприкосновения, которые будут работать на главную идею МКАПП. А она заключается в том, чтобы партийный ресурс азиатского континента использовать для интеграции, для кооперации, объединения политических и интеллектуальных ресурсов Азии в интересах самого субконтинента, в интересах огромного количества жителей азиатских государств.

Хочу подчеркнуть - от того, насколько динамично будет изменяться Азия, зависит, насколько динамично будет меняться весь мир.

- Спасибо за беседу.

  

  

  

  

Сейчас читают