Активность Республики Казахстан в развитии межконфессионального диалога должна служить примером для всех других стран мира - председатель Исполкома мусульман Бельгии
взаимопонимание.
В преддверии съезда корреспондент Казинформа встретился с председателем Исполнительного комитета мусульман Бельгии Шемшеттином Угурлу, который поделился своим видением роли религиозных лидеров и религии в современном мире, рассказал о сегодняшних проблемах в межрелигиозной сфере в Европе, а также высказал свои пожелания участникам предстоящего Съезда.
- 30-31 мая 2012 года в Астане пройдет очередной, 4-й Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который стал признанной диалоговой площадкой для представителей многих конфессий. Будучи руководителем исламской организации Бельгии, что Вы ожидаете от Съезда?
- Для такого молодого государства, как Казахстан, инициатива проведения мирового межкультурного и межрелигиозного диалога является очень показательной. Это служит примером для других государств, которые не уделяют должного внимания диалогу между религиями. Многие страны, имеющие длительную историю, сомневаются, готовы ли они организовать такого рода мероприятие у себя. Но Казахстан, несмотря на то, что является молодым государством, взял на себя смелость организовать такой Съезд уже в четвертый раз. Я бы хотел поблагодарить Президента РК Нурсултана Назарбаева и казахстанские власти за эту инициативу. Она позволяет продемонстрировать мировому сообществу собственный опыт мирного существования различных религий и культур, а также дать ясное послание как мусульманским, так и немусульманским странам, что необходимо развивать межрелигиозный диалог.
- Казахстанская модель взаимоотношения государства и религиозных объединений, основанная на принципах уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, вызывает большой интерес у мирового сообщества. По Вашему мнению, каким образом наша страна может поделиться своим опытом с другими, к примеру, европейскими государствами и Бельгией, в частности?
- В европейских странах уже есть понятие межкультурного и межрелигиозного диалога. Бельгия - это страна компромиссов. В этой стране очень сложное государственное устройство, существуют федеральный, региональный уровни, языковое деление. Благодаря согласию среди различных структур и обществ Бельгия продолжает существовать как государство.
Что касается межрелигиозного диалога, то Европа имеет огромный опыт в этой сфере. До 1960-х годов, когда в европейские страны хлынул большой поток выходцев из мусульманских стран, здесь существовал диалог между христианами: католиками, протестантами, православными и т.д. После наплыва мусульман здесь начали расширять этот диалог до межрелигиозного, тогда как Казахстан, в котором исторически преобладает мусульманское население, с обретения своей независимости начал такой диалог уже на межрелигиозном уровне. Ваша страна очень молодая, ей всего 20 лет, однако вы параллельно развиваете государственные институты управления и активно работаете над развитием межрелигиозного и межкультурного диалога. Это должно служить примером для других государств. Такой активности должна учиться Европа.
- Вот Вы говорили о том, что в мире растет количество сторонников ислама. В Европе численность мусульманского населения увеличивается год за годом, в связи с чем назревает конфликтный потенциал. Что предпринимается в Бельгии для того, чтобы не допустить конфликта в будущем?
- В Европе до распада Советского Союза все выступали против коммунизма. После массового наплыва выходцев из мусульманских стран, что вызывает недовольство у коренного населения, и после терактов 11 сентября 2001 года, европейцы стали выступать против исламизма. Здесь существует недоверие к мусульманам и исламу в целом. Люди ассоциируют ислам с терроризмом. Это и есть причина проблем, существующих в Бельгии. Я не могу сказать, что здесь ислам воспринимается как враг Европы, это будет слишком сильно сказано. Но люди позиционируют себя против ислама. Хотя со временем европейцы начинают понимать, что мусульмане не имеют ничего общего с исламизмом и терроризмом. Понемногу устанавливается доверие. Тем не менее, представление об исламе в Европе не такое, каким бы мы хотели его видеть. Я думаю, что именно диалог может установить доверие. Если люди не будут знать, против кого они себя позиционируют, это недоверие сохранится. Но, если мы познакомимся, узнаем друг друга поближе, то страх пройдет, поскольку у людей всегда существует недоверие к тому, чего они не знают. Я являюсь членом Совета религиозных лидеров Бельгии, где мы встречаемся, беседуем между собой, и я пытаюсь объяснить, что ислам - это не то, что показывают по телевизору, не то, о чем вы слышите, что вам навязывают. И мы - правоверные мусульмане - тоже страдаем от плохого имиджа ислама.
- В последнее время в Бельгии зафиксировано несколько инцидентов, связанных с мусульманами. В марте в Брюсселе подожжена мечеть, в г.Мехелен 14 человек из организации «Sharia4Belgium» были обвинены в террористической деятельности. С чем связана эта активность экстремистов?
- В качестве председателя Исполкома мусульман Бельгии я осуждаю эти действия и все террористические акты, какими бы они не были. Это просто неприемлемо. Возможно, ученые смогут определить, в чем истинная причина этих действий. Но, по моему мнению, причина - религиозная безграмотность. Если люди правильно воспримут послание ислама, они не совершат такого рода действий. Истинный правоверный мусульманин уважает любую жизнь - и человека, и животного, и насекомого. Идя по улице, мусульманин не раздавит муравья, потому что ценит его жизнь. Значит, любые проявления радикального исламизма - неприемлемы для нас. Распространение радикального ислама осуждается нашим исполкомом.
В силу сказанного, ислам и мусульмане нуждаются в ученых мужах, которые знают истинный смысл нашей религии, чтобы передавать ее идею о мире. Слово ислам означает - мир. Если кто-то хочет ассоциировать слова ислам и терроризм, это также неприемлемо. Для нас жизнь мусульманина, иудея, христианина, буддиста и представителя другой религии - священна. Все мы - члены большой семьи под названием - человечество.
- Сегодня ведущие европейские политики говорят о кризисе мультикультурализма в Европе. Одна из тем саммита в Астане - религия и мультикультурализм. Что необходимо предпринять, чтобы преодолеть эту негативную тенденцию?
- Прежде всего, нужно дать определение культуре и религии. Религия включает в себя культуру или культура религию? По моему мнению, необходимо отделить культуру от религии, поскольку каждое понятие имеет свои особенности. Религия включает в себя различные требования, предписания, а культура имеет свои традиции и историю. Культура зависит от географического расположения страны, тогда как религия выходит за рамки границ. Но некоторые моменты культуры наднациональны - такие, как искусство, музыка, живопись. Она имеет общепринятые ценности. Каждая страна и народ может иметь свою культуру, но это не исключает существования различных религий в этой стране.
В последнее время исламофобия возрастает в Европе. По моему мнению, отчасти играют роль факторы экономического характера. Когда есть социально-экономические проблемы, культура от этого страдает. Экономические проблемы и рост мусульманского населения острее выявили проблемы мультикультурализма в Европе. И потому нужно иметь смелость работать во благо диалога между культурами и гармонии между религиями. Большая часть населения выступает за межкультурный диалог, однако некоторые маргиналы пытаются нарушить эту гармонию и этот диалог.
- После распада СССР уровень религиозной грамотности части населения остается на низком уровне, иные граждане легко поддаются на агитацию проповедников чуждых нам течений. Как можно исправить эту ситуацию?
- Я не согласен с мнением, что народ Казахстана забыл свои религиозные корни. Да, была пауза в 70 лет, но народ корни свои не потерял. Можно сказать так. Ислам высечен на камне, а все секты, чуждые религиозные течения - пыль на этом камне. Если потереть немного, то эта пыль исчезнет. Если отчистить от пыли камень, там останется чистая религия. Сектанты пишут свои учения на льду, и, когда немного потеплеет, лед растает, и эти псевдоучения исчезнут.
Однако, если ничего не предпринимать, то сектанты возьмут верх, и можно позабыть о своей истинной религии. Потому нужно уделять большое внимание обучению религиозных деятелей, имамов тому, как преподносить религию, учить правильный ислам. В связи с тем, что Казахстан является светским государством, власти должны уделять одинаковое внимание всем религиям, хотя и не забывать, что большинство населения страны являются мусульманами.
- Одной из тем Съезда в Астане станет роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития. По Вашему мнению, какова их роль в решении проблем современности?
- Прежде, чем говорить о роли религиозных лидеров в решении некоторых проблем современности, необходимо поговорить о роли религии в обществе, потому что мы лишь представляем и доносим учения веры. Религии существовали, и будут существовать, пока есть человек. Один немецкий ученый сказал, что вера - как дерево. Ветви и листва будут меняться всегда, но, как бы их ни состригали, дерево будет расти, поскольку его корни уходят глубоко в землю. Человек будет всегда задавать вопросы о своем существовании, а религия - не отъемлема от его существования. Нужно признать, что религия будет существовать вместе с человеком.
Если посмотреть под другим ракурсом на религию, то наука и религия могут существовать вместе. Наука делает жизнь человека более легкой, а вера приносит внутреннее спокойствие. Сейчас обсуждается вопрос, находится ли религия в корне всех конфликтов и войн. Некоторые думают: может, вообще отказаться от религии, чтобы не было войн. Однако это неправильно, поскольку истинная религия призывает к миру. Люди, жаждущие власти, используют религию как повод для разжигания войн. Они говорят, что служат религии, а на самом деле пользуются ею, чтобы добиться власти. Религии в своих заповедях учат человека жить со своим ближним в мире и согласии.
Исходя из того, что вера и религия - это реальность существования человека, миссия религиозных лидеров - правильно и корректно нести информацию о религии. Это позволит человеку обрести внутренний мир, гармонию в семье и в обществе. В этом ключе диалог между религиозными лидерами очень важен. Если религиозные лидеры, оказывающие влияние на большое количество людей, будут давать неверные послания верующим, это создаст огромное количество проблем. Именно по этой причине все религиозные лидеры и политические деятели должны донести послание мира людям.
- Что бы Вы хотели пожелать участникам Съезда?
- Во-первых, хочу поблагодарить Президента РК Нурсултана Назарбаева за его инициативу, которая очень важна в современном мире, а также для такого молодого государства, как Казахстан. Это прекрасная возможность для вашей страны продолжить активно работать в сфере межкультурного и межрелигиозного диалога, укрепить мирное сосуществование с другими странами. Проведение Съезда также даст возможность миру узнать больше о Казахстане.
Теперь небольшое послание участникам. Благодаря межкультурному и межрелигиозному диалогу мы лучше узнаем друг друга. Более того - и самих себя: в Италии был случай на одном из мероприятий в области религиозного диалога, когда одна юная мусульманка сказала, что узнала о своей религии благодаря такого рода встречам. Значит - нужно чаще вести диалог и проводить подобные конференции.
Следующее послание. Не нужно говорить, что из себя представляет другой человек, исповедующий другую религию. Нужно говорить и рассказывать другим о себе. Хочу закончить интервью высказыванием одного суфийского мудреца, который сказал: «Правда - как зеркало, которое упало с неба и разбилось на мелкие кусочки. Каждый человек, поднимая кусок этого зеркала, видит самого себя. Это и есть правда».
- Спасибо за интервью!