7 сакско-скифских курганов в Алматинской области получили статус памятников

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Комплекс мероприятий по сохранению древних сакско-скифских курганов, которыми щедра казахстанская земля, прошел в эти сентябрьские дни в нескольких районах Алматинской области. Они стали еще одним весомым доказательством абсолютной своевременности размышлений Главы государства о духовной составляющей современного казахстанского общества.

Организаторами выступили ассоциация «Бес Қару», Министерство культуры и спорта РК, общественный фонд «Академия художеств РК», акимат Алматинской области, а также администрации Асинского, Каракемирского и Тургенского сельских округов, г. Иссык Енбекшиказахского района и Ушконырского сельского округа Карасайского района.

Главной целью мероприятий было узаконивание древних курганов как историко-культурных и архитектурных памятников и привлечение внимания общественности республики и местного населения к проблеме их сохранности.

Кульминацией каждого мероприятия была установка возле кургана памятного знака с информацией о времени сооружения кургана и о том, что это охраняемый государством исторический памятник. Таким образом, посланцы тысячелетий впервые получали официальный статус. Всего памятные знаки были установлены у семи курганных комплексов. На торжественной церемонии присутствовали известные казахстанские ученые, акимы, художники, общественные деятели республики. Руководство сельских округов позаботилось о том, чтобы мероприятия прошли в праздничной обстановке и запомнились всем участникам, среди которых было и множество местных жителей - от уважаемых аксакалов до школьников, для которых это событие стало замечательным уроком по истории родного края. А в одном из округов даже был выстроен почетный караул из военнослужащих местной воинской части.

Но все это - лишь первая ласточка. Следующие этапы - оформление для каждого кургана паспорта со всеми его данными и объявление оценочной стоимости, как самого кургана, так и всей ландшафтной зоны, где он расположен. Последнее необходимо для внесения дополнений в законодательные акты, регулирующих вопросы охраны памятников древности.

Одним из первых в республике вопросы сохранения сакских курганов поднял известный казахстанский художник, академик АХ РК Амандос Аканаев. Вот что рассказал «мастер мира», основатель школы «рельефной живописи»:

"Несмотря на утомительные многочасовые переезды по степным и горным дорогам, эти дни стали одними из самых счастливых в моей жизни. С 1964 года я стал заниматься проблемами изучения и сохранения древних курганов. Почему для нас это столь важно. Во-первых, этот период истории наших великих предков хранит еще множество неразгаданных тайн. Удивительно, что найденные здесь, в Казахстане, артефакты идентичны европейским (в Англии, Ирландии) и китайским. Тот же орнамент, те же руны. Мы пришли к выводу, что здесь зарождалась культура не одного, а очень многих этносов. Во-вторых, сам способ обустройства этих памятников на огромных площадях, в тесном взаимодействии с окружающим ландшафтом говорит о масштабном мироощущении, понимании мироздания древним человеком. В отличие от нас, жившие здесь племена очень чутко ощущали связь природы. Сейчас эта связь нарушена.

Поэтому эти курганы имеют огромное культурное и духовное значение. Если мы их потеряем, то вместе с ними можем потерять и историю своего прошлого. Одно дело, когда ты слышишь, читаешь про все это, и совсем другое - когда ты видишь эту громадину, и она на тебя действует. Сегодня человек перестал жить осознанно, стал надругательски относиться к природе. Пример этому - и растоптанные курганы, которые мы видели в ходе нынешней поездки. Добром это все не кончится. Поэтому нам необходимо переломить этот вектор потребительского отношения к окружающему миру. Чтобы человек опомнился, взглянул на все по-другому. И отношение к курганам - это индикатор состояния всего нашего общества.

Произошло фактически второе рождение курганов. Пусть небольшая, но все-таки победа. Однако это только первый шаг, а впереди - непочатый край работы".

Директор Центра по охране историко-культурного наследия области Есет Дауренбаев отметил исключительное историко-археологическое богатство Жетысуского края:

"Алматинский областной центр по охране историко-культурного наследия был создан в 2009 году с целью изучения истории и культурного наследия области, а также охраны памятников истории и культуры. Открытие центра стало возможным в ходе выполнения программы «Культурное наследие», которая была принята по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Ныне в Алматинской области насчитывается более полутора тысяч памятников местного и республиканского значения, охраняемых государством, в том числе 1 250археологических.

Территория Жетысу испокон веков славилась своей богатой историей и культурой, которые по сей день изучают великие ученые, а поэты и певцы воспевают и передают из поколения в поколение в своих произведениях. Бесценными памятниками Жетысуского края являются наскальные изображения, каменные бабы, руины старых городов.

При поддержке областного управления культуры историко-культурное наследие в нашем центре систематизируется, производится паспортизация ранее неизвестных и недокументированных памятников. В случае необходимости мы участвуем вместе со специализированными организациями в аварийно-спасательных и восстановительных работах.

Сегодняшнее мероприятие дает «путевку в жизнь» древним сакско-скифским курганам. Величественные сооружения получают «прописку» и обретают статус памятников, охраняемых государством".

Объединение юридических лиц «Ассоциация «Бес Қару» широко известно в республике и за ее пределами своей общественно-культурной и историко-просветительской деятельностью, направленной на возрождение народных традиций. О задачах и целях ассоциации рассказал ее президент Даурен Муса:

"Нынешняя акция по сохранению древних курганов имеет не только археологическое значение, но направлена прежде всего на возрождение духовных основ нашего народа и всего общества. Потому что это тот фундамент, на котором держится здание любого государства. Те народы, кто забывает свою историю, кто не чтит заветы своих предков, не бережет родные могилы и курганы своих великих предков - обречены. Сама земля отторгает тех, кто относится к ней наплевательски. С первых же дней существования нашей ассоциации мы поставили во главу угла мировоззрение и традиции Великой степи. Мы поддерживаем проекты по формированию национального самосознания и исторической идентичности как наиболее действенные методы патриотического воспитания, о чем сказано в концепции патриотического акта «Мәңгілік Ел», выдвинутого Президентом нашей страны Нурсултаном Назарбаевым в Стратегии-2050.

Сохранение сакско-скифских курганов является одним из таких проектов, которым мы придаем первостепенное значение. В русле возрождения исторической памяти творческий коллектив мастеров ассоциации «Бес Қару» также восстанавливает и воссоздает уникальные виды воинского оружия, изделия из быта кочевников, тем самым сохраняя наследие великого народа.

Сегодня мы создаем объединение юридических лиц «Граждане Великой степи», в которую войдут десятки общественных организаций республики для консолидации всех конструктивных сил нашего общества и создания единого фронта в борьбе против всех угроз, затрагивающих стабильность и безопасность нашего Отечества.

На этом пути «национальной идеи нашего общеказахстанского дома, мечты наших предков» невозможно переоценить тот духовный потенциал, что несут величественные сооружения на бескрайних казахстанских просторах, воздвигнутых не только для увековечения памяти царей и вождей древних племен, но и для утверждения славы и могущества самого народа.

И думаю не случайно, что одним из главных символов Казахстана стал сакский воин, запечатленный в монументе Независимости на центральной площади Алматы, основным образом которого является артефакт Золотого человека, найденный как раз в Иссыкском кургане в 1969году и ставший одним из величайших открытий ХХ века. Хотя под каждым курганом лежат не только артефакты, но и история наших великих предков. И наш священный долг - сохранить это богатство и передать его потомкам".

Сейчас читают