62 года Наурыз запрещали праздновать в Казахстане - этнограф из ВКО

None
None
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. КАЗИНФОРМ - Начало нового календарного года у казахов отмечается 21-22 марта. Об истории Наурыза и традициях его празнования корреспондент МИА «Казинформ» побеседовал с заведующим отдела казахской этнографии Восточно-казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника Болатом Еликпаем.

Начало нового календарного года называется персидским словом «Наурыз» - Новый день. Известно также, что к празднику готовятся заранее, делают генеральную уборку, шьют новую одежду. В ночь накануне Наурыза жгут костры и прыгают через них, молодежь ходит с зажженными факелами, женщины собираются вместе и всю ночь варят наурыз коже из семи ингредиентов (вода, соль, мясо, пшеница, просо, рис, молоко) и при этом, мешая суп в большом котле, поют песни и произносят пожелания. С рассветом приступают к первой трапезе - едят наурыз коже, желают друг другу долголетия. Затем навещают родных, где их также ждут уставленные яствами дастарханы. Праздник продолжается конными соревнованиями. На трапезах старикам подают вареные бычьи головы, звучат песни, кюи, акыны состязаются в красноречии. Молодежь строит качели алтыбакан и допоздна играет в игры.

Беседа с экспертом проходит в одном из музейных залов, где экспонируются предметы национальной культуры, быта, предметы искусства, старинной одежды, военной амуниции и многое другое. В основном это подарки, изделия современных местных ремесленников, но есть и старинные предметы казахского быта - чаши, упряжи, музыкальные инструменты.
null

-Болат Мубаракович, а есть ли какие-то отличия в празднование Наурыза в Казахстане, к примеру, на востоке Казахстана и западе?

-Особых отличий нет. Единственное, что на западе казахи начинают встречать праздник 14 марта, за неделю до главной даты. Празднование этого дня развито на юге страны, на западе, называется көрicу, отмечается 14 марта. У нас на востоке отмечается только сам праздник Наурыз - 21-22 марта.

Кстати, мы (на востоке страны) впервые отметили Наурыз в 1989 году на острове Комсомольский. Организовали концертно-праздничную программу, торговлю, спортивные игры. То есть на следующий год после официально разрешенного празднования Наурыза в 1988 году, который прошел в Алматы. Ведь, как известно, Наурыз в Казахстане был запрещенным 62 года, с 1926 года. Возможно, поэтому никто ничего не знал у нас, ничего не отмечал, по крайней мере, в городах. И вот с этого времени мы и начали пополнять наши музейные фонда. Ездили в этнографические экспедиции по окраинам, встречались с пожилыми людьми, покупали у них предметы казахской культуры, но немного, только на те небольшие средства, которые нам выделяли. Выяснилось, что люди не знали об этом празднике, не знали и как его отмечать по-настоящему, ведь последний раз Наурыз отметили в 1926 году и всё, наступили годы забвения.

А уже после 1991 года в Казахстане нашли ученых-исследователей, редкие материалы и началась тщательная реанимация истоков быта и обрядов тюркского периода.

- Возможно, что поэтому у нас в городе и нет экспертов по этому празднику?

- Да, я так считаю.

- Несколько лет назад сотрудник вашего отдела Айман рассказывала мне, как правильно ставить юрту. Я застала её тогда на центральной площади, где бригада вашего музея устанавливала юрту.

- Да, мы традиционно устанавливаем на площади в канун Наурыза две юрты. Одну, праздничную юрту, мы ставим для управления культуры, с полным убранством интерьера юрты, а вторую юрту (уже платную) нам заказывают. Вот таким образом мы участвуем в городском празднике. Также можем выехать к заказчику, а можем и здесь в музее показать и рассказать, как собрать юрту. Сейчас вот Наурыз наступает, и мы специально готовим для школьников игры-занятия, где рассказываем о празднике, информацию берем из опубликованных источников. По сути, занимаемся просветительской и воспитательной работой. Для каждой возрастной группы готовим отдельные программы.
null

На просьбу показать самый старинный предмет казахской этники Болат Мубаракулы подвел к стенду с воинским снаряжением, серьгами XIX века, емкости для кумыса 1906 года с гравировкой (шара), старинной домбры Курмангазы из степей Атырау, инкрустированной костью. Рядом - домбра восточноказахстанская, они совершенно разные по форме.
null null null null

«Мы привязаны к конкретным экспонатам, и пока мы не дошли до научных исследований, глубоких научных работ, потому как не хватает штата сотрудников, нас всего трое. И жизнь показывает, что наших сил хватает на подготовку к праздникам, просветительской работой с экскурсионными группами, - отметил Б. Еликпай.- А то, о чем вы спрашиваете, это должны быть организованы отдельные экспедиции фольклорного назначения, но таких экспедиций у нас давно не было в музее, да и задачи такие не ставились».

Завершая разговор, Болат Мубаракулы подводит к увеличенной на стене карте, взятой из монографии Марата Муканова «Этнический состав расселения казахов среднего жуза второй половины XIX века». Найманы, уаки, аргыны, кереи ...

«Эта территория - восток нашей страны, в основном найманская, вот зеленым обозначено проживание кереев. К примеру, оралманы из Монголии - это кереи, найманов там мало, - пояснил Болат. - У казахов ведь принято, чтобы невеста жила как можно дальше, как говорили: «за семью реками». Тогда и потомство будет сильным и крепким, поэтому до 7-го колена был запрет на браки, невест искали как можно дальше, чтобы сохранить здоровье жуза».

null null null

null

Сейчас читают