100 новых лиц: Как сельский аким стал известным учителем

None
None
КОКШЕТАУ. КАЗИНФОРМ - Известный степногорский учитель Александр Кинцель, вошедший в проект «100 новых лиц Казахстана», считает, что человек должен жить именно там, где его корни. Поэтому всегда с трепетом ждет возвращения своих отучившихся в вузах зарубежья выпускников на родину, возлагая на них большие надежды. Секретами работы с детьми бывший аким сельского округа, ставший учителем биологии, поделился с корреспондентом МИА «Казинформ».

Он до сих пор не знает, кто именно выдвинул его кандидатуру на участие в проекте «100 новых лиц Казахстана». Практически все считают, что это сделали сами учащиеся, если только подобное возможно. Ведь такого взаимопонимания, поддержки и доверия между учителем и учеником, какие царят на уроках Александра Кинцеля, найти сложно.

«Честно говоря, я не сразу поверил, что вошел в «100 новых лиц Казахстана». Осознал это, только когда сидел в одном зале с Главой государства.  Этот проект познакомил меня с очень хорошими людьми, и когда я рассказывал о них дочери, которая учится сейчас в Санкт-Петербурге, она заплакала и сказала: «Папа, как же я люблю наш Казахстан!» Для меня это тоже очень важно. Не устану говорить другим: не тот патриот своей земли, кто бьет себя в грудь и кричит о патриотизме, а тот, кто даже вдали от Родины просто дорожит тем, что у него есть», - не скрывая гордости, делится Александр и вспоминает, как когда-то, в тяжелые 90-е годы, будучи немцем по национальности, он решал для себя сложный вопрос: а не уехать ли вместе с семьей в Германию, как сделали тогда многие. Но гнал эти мысли прочь, внутренне понимая, что его родная земля - Казахстан. Сейчас Александр несказанно рад, что не сделал тогда этого шага: «Человек должен жить там, где его корни. И пользу приносить той стране, которая дала возможность получить образование и работать».

Детство Александра Кинцеля, прошедшее в совхозе имени Жданова Возвышенского района Северо-Казахстанской области, нельзя назвать легким. Он был шестым ребенком в многодетной семье спецпереселенцев.

«Отец умер рано, когда мне было 6 лет. Мама мечтала о том, чтобы я получил высшее образование. Она всегда боялась, хватит ли ей здоровья меня доучить. А умерла через полтора месяца после того, как я закончил институт и вернулся в свое родное село. Но ее тепло и защиту я ощущаю до сих пор... Ведь я толком не знал, что это такое - отец. Но рядом со мной всегда была моя мама», - вспоминает А. Кинцель.

По направлению райкома комсомола в 1985 году Александр поехал учиться в Целиноградский сельскохозяйственный институт на специальность «Ученый-агроном». А через год его призвали в армию. Отслужив два года, он продолжил учебу. Был единственным ленинским стипендиатом на факультете, занимался научной и общественной деятельностью. По окончании института, имея на руках направление в аспирантуру, он все же решил вернуться в родное село, сменившее к тому времени название на Золотую Ниву. Проработал там полтора года агрономом-садоводом, после чего был избран односельчанами председателем сельского совета народных депутатов,  затем - главой сельской администрации, а чуть позже - акимом Золотонивского сельского округа. Таким образом, Александр отдал госслужбе 9 лет своей жизни.  И кто бы мог подумать, что в скором времени он поменяет кресло акима на указку учителя и станет известным педагогом, который посвятит всего себя служению детям...

«А потом резко решил поменять профессию. Моя жена из Степногорска, здесь живут ее родители. К тому времени у нас было двое детей. К сожалению, в сельской школе оставалось мало учителей, и мы задумались о том, что нашим детям нужно хорошее образование. И кардинально все поменяли! Так я стал учителем биологии и начальной военной подготовки в школе-гимназии №6 им. А. Кунанбаева Степногорска. Моя жена преподает в этой же школе английский язык. Конечно, было непривычно, но, честно говоря, еще служа в армии, я задумывался над тем, что, наверное, мне нужно было пойти в педагогический институт. Ощущал какую-то тягу к этому», - рассказывает Александр.

Переехав в 2002 году в Степногорск и окончив годичные курсы на право преподавания, А. Кинцель начал работать в школе без педагогического образования. Но это не помешало ему в 2005 году  стать победителем городского  и областного конкурсов «Учитель года», а на республиканском занять 3 место. По результатам республиканского конкурса компания «Microsoft», которая также входила в состав жюри, выбрала его представлять Казахстан на Европейском форуме инновационных учителей в Таллине.
null 

 «Это было для меня большим достижением, и я сам себе доказал, что не зря пришел в педагогику. В 2004 году поступил заочно в КГУ им. Ш. Уалиханова на специальность «Бакалавр биологии». А через три года попробовал дистанционно поучаствовать уже во всероссийском конкурсе «Учитель года». Оказался единственным представителем Казахстана и победил в номинации «Учитель биологии», после чего был приглашен на работу в центр дистанционного образования «Эйдос», - продолжает рассказ А. Кинцель.

В 2017 году Александр стал победителем не только городского и областного конкурсов «Учитель года», но и республиканского - «Үздік педагог - 2017 года». За это время он стал магистром педагогических наук, опубликовал монографию, учебно-методические пособия, статьи, его имя появилось в Книге учительской славы Министерства образования и науки РК, он - один из экспертов-разработчиков заданий Национального центра тестирования. Но при всем этом главным своим достижением Александр считает успехи своих учеников.

«Все мои успехи - благодаря детям. Часто мне советовали, что не нужно относиться к детям, как к своим, что они чужие и скоро покинут школу. Но я всегда отвечал известной фразой «чужих детей не бывает». Если ты работаешь  с детьми, ты должен их понимать и принимать такими, какие они есть. Они должны видеть в тебе не только учителя, но и друга, и старшего советчика», - говорит Александр.  
null 

Родные дети тоже являются для отца гордостью и поддержкой. Сын Сергей  окончил на отлично школу и Омский государственный технический университет. Дочь Татьяна, абсолютный победитель Международной олимпиады по русскому языку  в Москве, сейчас учится на 1 курсе СПбГУ.

Однако отца двоих детей с легкостью можно назвать многодетным, ведь сам он считает всех своих учеников практически родными. Секции, конкурсы, олимпиады - работа с детьми не прерывается и в выходные дни. А еще ученики могут часами сидеть с любимым учителем после уроков и просто разговаривать о жизни.  

«Многие дети, к сожалению, из неполных семей, и когда ребенок, уходя из школы, говорит тебе «Спасибо» или даже, что видит в тебе своего отца, для меня это очень важно. Это говорит о том, что ты не посторонний человек в своей профессии. И если ты пришел работать в школу, нужно помнить, что ты работаешь с детьми, а дети разные. Даже если ребенок сделал что-то не так, это не значит, что он плохой, это все лишь его  поступок, который можно исправить», - объясняет А. Кинцель.
null 

Педагог считает: нельзя говорить ребенку, что он плохой, иначе он никогда не раскроется и не пойдет тебе навстречу.

«В школе сейчас работать непросто. Время не то, отношение к учителю тоже другое. Наш Президент не зря говорит, что нужно повышать статус учителя. И хотелось бы, чтобы у родителей и школы было взаимопонимание, ведь в любом случае усилия и родителей, и школы направлены на ученика, и нужно работать сообща. Знаете, наверное, главное - не то, что я пытаюсь хорошо преподавать свой предмет, а то, что я стараюсь всегда найти общий язык с детьми. Они любят предмет только через отношение учителя к ним и через свое отношение к учителю», - добавляет Александр.
null 

Многие его выпускники учатся на грантовой основе в лучших вузах Казахстана, США, России. Приятно получать от них весточки и осознавать, что тебя помнят и любят. Вдвойне приятно, когда дети, отучившись, возвращаются на родину.

Каждый год с группой детей он совершает туристические поездки в Санкт-Петербург и Москву. Александр рассказывает, что частенько к нему подходят совершенно посторонние люди со словами благодарности: «Какие у вас хорошие дети! Берегите их!» Но он и без этих похвал знает, что его дети самые лучшие. Знает и очень гордится ими.

Сейчас читают