Опасные самокаты: почему растет число ДТП в Казахстане и как это остановить
Электросамокаты и электровелосипеды стали неотъемлемой частью городской жизни в Казахстане. Но вместе с ростом их популярности растет и число ДТП. На проблему обратил внимание и Президент в своем Послании. Почему так происходит, какие меры уже закреплены в законе и что предлагают эксперты — разбирался корреспондент Kazinform.
Опасные случаи на дорогах
В социальных сетях все чаще обсуждают нарушения правил самокатчиками. Недавно в Алматы подростки на самокате врезались в детскую коляску, в другом случае две девушки оказались под колесами автобуса.
Бывают и трагичные последствия: жительница города рассказала, что ее мужа сбил самокатчик, а затем ударил его в глаз. Мужчине провели трехчасовую операцию, однако глаз спасти не удалось, он стал инвалидом.
Подобных примеров становится все больше.
Правила езды
В Казахстане в 2023 году был принят новый закон, регулирующий использование электросамокатов. Согласно документу, электросамокат признается транспортным средством с максимальной конструктивной скоростью до 25 км/ч. Определены места для их движения, а также установлены требования и запреты для водителей.
Передвигаться на электросамокатах разрешено по велосипедным дорожкам и полосам. При их отсутствии допускается движение по правому краю проезжей части при условии соблюдения установленных правил.
Среди основных требований — достижение 18-летнего возраста, наличие водительского удостоверения любой категории, обязательный застегнутый шлем, а в темное время суток — светоотражающие элементы, обеспечивающие видимость на дороге. По тротуарам и пешеходным дорожкам разрешается движение только со скоростью не более 6 км/ч.
Кроме того, кикшеринговые компании обязаны ограничивать скорость электросамокатов в определенных пешеходных и парковых зонах. Для этого в устройства встроены GPS-датчики, позволяющие автоматически снижать скорость при въезде в такие зоны.
Однако, как отметил председатель Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев, на практике эта система пока не применяется.
— Какие основные проблемы сегодня существуют? Это передвижение по тротуарам, несоблюдение скоростного режима. Руководители всех этих кикшеринговых компаний в свое время нам клятвенно обещали, что, если самокат используется по тротуарам, они не будут превышать скорость более 6 км/ч. Однако, на сегодня это не исполняется. Поэтому в отношении руководителей этих компаний будут, в рамках закона, приняты меры. Кроме того, вы все видите — после эксплуатации эти самокаты бросают где попало, они мешают просто пешеходам и, в целом, непорядок в этом плане, — сказал Кайсар Султанбаев.
По его словам, МВД обращалось к компаниям с требованием совместно с акиматами определить специальные места для стоянки самокатов, однако эта работа до конца так и не завершена.
Нарушения и штрафы
Большинство нарушений с участием электросамокатов фиксируется в Алматы, где этот транспорт наиболее популярен. По данным городского департамента полиции, с начала года зарегистрировано более 16 тысяч случаев. В день выявляется свыше тысячи фактов: от езды по проезжей части без шлема до проезда на красный сигнал.
Часто выявляются случаи, когда самокаты оставляют прямо на тротуарах или проезжей части, создавая угрозу для пешеходов и автомобилистов. Такие транспортные средства отправляют на специализированные стоянки.
Проблема актуальна и для столицы. Заместитель начальника управления административной полиции ДП Астаны Махамбет Тулешов сообщил, что основные нарушения совершают несовершеннолетние пользователи: они выезжают на проезжую часть без шлемов, нарушают правила проезда перекрестков и двигаются на запрещающий сигнал светофора, а также по второму и третьему рядам дороги.
В части ответственности предусмотрены штрафы: за перевозку пассажиров и грузов — по статье 593 КоАП (5 МРП), за нарушение иных требований ПДД — по статье 620 КоАП (предупреждение или штраф 3 МРП).
МВД также обсуждает вопрос обязательной регистрации электросамокатов, но решение пока не принято.
Президент о проблеме
В своем сегодняшнем Послании народу страны Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание проблеме электросамокатов.
Он напомнил, что еще два года назад были внесены изменения в законодательство, ограничивающие их движение по пешеходным дорожкам.
— Но ситуация в общественных местах сильно не изменилась, граждане все еще подвергаются опасности, — подчеркнул Президент.
По словам главы государства, «на сегодняшний день подготовлены законодательные поправки, регулирующие данную сферу, необходимо безотлагательно их принять».
Мнение эксперта: «Главное — сознательность»
Президент Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов в беседе с корреспондентом агентства Kazinform объяснил, почему в Алматы и других городах участились ДТП с участием электросамокатов. По его словам, главная причина — незнание правил и нежелание их соблюдать.
— В большинстве случаев виноваты сами самокатчики. Исключение — ситуации, когда они едут по велодорожкам, примыкающим к дороге, и на светофоре автомобили обязаны их пропускать. Но нередко и водители машин нарушают правила, игнорируют такие моменты. Однако основная масса происшествий связана именно с самокатчиками, — отметил эксперт.
Чтобы снизить количество нарушений, по его мнению, необходимо усилить профилактическую работу: разъяснять, где можно ездить и почему важно использовать средства защиты.
— Мы часто видим, что самокатчики не спешиваются на пешеходных переходах. Здесь важна сознательность: никакие погони за ними не помогут, если они сами не хотят соблюдать правила, — подчеркнул Шакуов.
Он также отметил, что электросамокаты нередко появляются на дороге неожиданно и могут оставаться в «слепых зонах» большегрузного транспорта, что особенно опасно.
— В темное время суток водитель электросамоката обязан иметь светоотражающие элементы. Это закреплено в правилах, но, к сожалению, мало кто об этом знает. Например, когда я управляю самокатом, всегда надеваю каску и жилет, чтобы быть заметным на дороге. Искусственно заставить самокатчиков соблюдать это невозможно, все зависит от их ответственности. Особенно важно держаться подальше от большегрузов, так как у них много слепых зон. Минимальный набор для безопасности — каска, налокотники, наколенники и жилет, — резюмировал он.
Эксперт уверен: безопасность самокатчиков зависит не только от законов, но и от их личной ответственности.
Ранее сообщалось, что в Казахстане могут ввести госномера для самокатов и велосипедов.
О том, как работает первая специализированная парковка для самокатов в Астане, читайте по ссылке.