ООН и Казахстан: миротворческая миссия в сердце Евразии
В мире, где число вооруженных конфликтов достигло максимума со времен Второй мировой войны, вопросы глобальной безопасности и дипломатии становятся все актуальнее. Казахстан, сохраняя нейтралитет и предлагая площадки для диалога, зарекомендовал себя надежным посредником — от участия в миротворческих миссиях под эгидой ООН до организации переговоров по Сирии и иранской ядерной программе. В чем заключается роль и значимость ООН, и как наша страна укрепляет позиции в новой архитектуре международных отношений и почему доверие к Астане растет? Об этом говорили в новом выпуске программы «Большая дипломатия», передает агентство Kazinform.
Центральная Азия и Афганистан: путь к миру и устойчивому развитию
Афганистан уже четыре десятилетия остается одной из самых нестабильных точек планеты. Два поколения его граждан выросли, не зная мира. Сегодня, несмотря на отсутствие активных боевых действий, страна переживает тяжелый гуманитарный кризис, сталкивается с угрозой терроризма, последствиями климатических изменений и экономической разрухой. Международное сообщество продолжает оказывать гуманитарную помощь, от которой зависит половина населения страны. Соседи, включая Казахстан, понимают: без мирного Афганистана невозможно говорить о стабильной Центральной Азии.
Именно в этом контексте в Алматы было подписано Соглашение между Правительством Казахстана и ООН о создании Регионального центра по Целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана. По словам Президента Касым-Жомарта Токаева, новый Центр станет ключевой площадкой для совместных действий, укрепления экономической устойчивости, ускорения инноваций и углубления сотрудничества.
— Сегодня Центральная Азия демонстрирует беспрецедентное единство и твердую приверженность принципам добрососедства и общего прогресса. Страны региона проводят политические и социальные реформы, принимают решительные меры по диверсификации экономик, инвестируют в развитие человеческого капитала и создают более инклюзивные институты. Мы стремимся раскрыть потенциал Центральной Азии как активного посредника в решении ключевых международных вопросов и последовательно продвигаем конструктивную и ориентированную на будущее повестку на глобальной арене, — отметил в своем выступлении Касым-Жомарт Токаев.
Специальный представитель Президента РК по Афганистану Еркин Тукумов подчеркнул, что изоляция страны — опасный путь, а Казахстан намерен продолжать прагматичное взаимодействие с Кабулом.
— Афганистан был и остается ключевым фактором безопасности для стран Центральной Азии, включая Казахстан. Мы видим угрозы, которые идут с территории Афганистана — это терроризм, контрабанда наркотиков, нелегальная миграция. Но было бы неправильно рассматривать страну только с точки зрения опасности. Мы также должны видеть ее потенциал для развития. Казахстан официально не признает нынешнюю власть, но при этом поддерживает серьезные контакты в экономике, транспорте, гуманитарной сфере. Опасно изолировать Афганистан — и это невозможно, — сообщил Еркин Тукумов.
Говоря о значении нового Регионального центра ООН, он отметил, что его работа затронет все страны Центральной Азии, однако для Афганистана это имеет особое значение.
— Все, что касается имплементации 17 целей устойчивого развития — борьба с бедностью, здравоохранение, качественное образование, климат — это касается и Центральной Азии, и Афганистана. Для Афганистана это особенно актуально, ведь он сильно выделяется на фоне других стран региона по уровню социально-экономических вызовов, — отметил Еркин Тукумов.
Он также добавил, что устойчивое развитие невозможно без вовлечения самой страны в региональные процессы.
Ближний Восток: дипломатия вместо оружия
Ближний Восток и Северная Африка сегодня также остаются одними из наиболее конфликтных регионов мира. По данным Женевской академии гуманитарного права, здесь насчитывается 45 вооруженных конфликтов, большинство из которых носят немеждународный характер и сопровождаются вмешательством извне. Обострение ситуации произошло после терактов, совершенных ХАМАС в Израиле 7 октября 2023 года. Последующие события в Секторе Газа привели к гибели тысяч мирных жителей, а попытки урегулировать кризис военным путем лишь усилили нестабильность.
По мнению политолога Султана Акимбекова, международное сообщество возлагает большие надежды на принцип сосуществования двух государств — Израиля и Палестины, но на практике реализация этой идеи крайне затруднена.
— Сегодня, как американцы, в принципе, и говорят, без Израиля это практически невозможно. А Израиль настроен на то, что, скажем, для него это неприемлемый вариант решения. Он практически отказался от соглашения Осло 1992 года, которое предусматривало создание палестинского государства. А без Израиля, без поддержки США это практически нереально, — сообщил Султан Акимбеков.
Эксперт отметил, что даже возможное признание независимости Палестины Францией и Великобританией не сможет кардинально изменить ситуацию, пока США сохраняют нынешнюю позицию.
— Пока США поддерживают Израиль, пока Израиль занимает подобную позицию, говорить о реальном признании палестинского государства не приходится. Сегодня в мире достаточно критическое отношение к Израилю именно из-за тяжелой ситуации в Секторе Газа. Это во многом тупиковая ситуация, потому что найти решение очень сложно, и в обозримой перспективе Израиль на это не пойдёт, — подчеркнул Султан Акимбеков.
Он также напомнил о проекте соглашений Авраама, инициированном администрацией Дональда Трампа, которые предполагают мирные договоренности между арабскими странами и Израилем ради совместного экономического развития.
— В странах Персидского залива четко ставится вопрос о том, что они увязывают эти проекты и отношения именно с вопросами палестинского государства. Но как это все будет решаться — мы не знаем. Это вопрос дипломатии, попыток найти какое-то решение. Однако объективно ситуация для возможного создания палестинского государства стала хуже, — отметил он.
Говоря о роли арабских стран в стабилизации региона, эксперт выделил вклад Саудовской Аравии, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов в развитие экономических и транспортных проектов, а также в посредничество при урегулировании конфликтов.
— Никто из стран арабского Востока не понимает, что военным путем этот вопрос не решить. А раз военным путем вопрос не решить, надо решать экономическим и дипломатическим. А это предполагает серьезные усилия, которые не очевидны. Но арабские страны никогда не откажутся от поддержки Палестины и вопросов независимости, — заключил Султан Акимбеков.
Превентивная дипломатия и переход к региональным форматам миротворчества
Любой военный конфликт легче предотвратить, чем разрешить, и это остается одним из базовых принципов международной политики. По данным исследования Pathways to Peace, на каждый вложенный доллар в предотвращение конфликтов приходится около 16 долларов, сэкономленных впоследствии. Сегодня по всему миру работают 35 политических миссий ООН, которые мониторят ситуацию и предупреждают обострение. Превентивная дипломатия, появившаяся в середине прошлого века, включает не только переговоры, но и наблюдательные миссии, экономическую помощь, расследования фактов и работу миротворческих сил. Несмотря на эти усилия, глобальная архитектура безопасности сталкивается с серьезными вызовами.
— Система мировой безопасности не сумела предупредить такие ужасы, как теракты 11 сентября 2001 года и 7 октября 2023 года в Израиле, — отметил политолог Аркадий Дубнов.
По его словам, мы сегодня живем в период создания нового мирового порядка, и ситуация выглядит трагично. При этом мирные процессы все чаще переходят с глобального на региональный уровень.
— Возникли точки региональной стабильности, которые утверждались средними державами. Одной из самых влиятельных сегодня стала Турция, которая претендует на роль стабилизатора мирового уровня. В этой же связи можно указать и Казахстан, который сегодня занимает ключевое положение в системе безопасности региона Центральной Азии, — сообщил эксперт.
Дубнов подчеркнул, что экономические инструменты, такие как санкции и торговое давление, все активнее применяются для урегулирования конфликтов.
— Дональд Трамп сделал экономическое давление сутью своей политики. Ему удается посредством экономического давления конфликты решать. Например, нынешний конфликт между Камбоджей и Таиландом был умиротворен посредством экономического шантажа со стороны США. Но в глобальных конфликтах этот механизм пока не срабатывает, — резюмировал политолог.
Казахстан укрепляет позиции международного медиатора
В условиях нарастающей геополитической турбулентности средние державы все активнее берут на себя роль медиаторов, снижая напряженность в регионах и содействуя мирным переговорам. Казахстан за годы Независимости выстроил репутацию надежного посредника, способного предлагать площадки и инициативы по урегулированию сложных конфликтов.
— Эти проблемы всегда были и есть. Я считаю, что все равно эти конфликты не искусственно придумывают. Они существуют, есть, и все пытаются их решить разными способами. К сожалению, многие переходят к силовому решению… Безответственный подход к судьбам страны, к судьбам народа, — считает дипломат, экс-посол Казахстана в Афганистане Омиртай Битимов.
По его словам, казахстанская внешняя политика строится на принципах нейтралитета и невовлеченности в региональные конфликты. Страна стала инициатором создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, первой в Центральной Азии возглавляла ОБСЕ и занимала пост непостоянного члена Совбеза ООН.
— Пришло время нашей средней державы, что мы можем уже влиять. У нас есть потенциал, опыт, нейтральная позиция. Почему мы предлагали диалог по Сирии, по Карабаху, по российско-украинскому конфликту? Я думаю, что наша позиция очень своевременна по международной медиации, востребована и даже отвечает большим сверхдержавам. Я имею ввиду Америку, Европу, Китай, Россию. Потому что к нам доверие растет, — отметил дипломат.
Эксперт считает, что миротворческая активность также укрепляет международный имидж Казахстана, расширяет контакты и создает благоприятную почву для инвестиций. Особую роль играют миротворцы: казахстанские военнослужащие участвовали в операциях в Ливане и Африке, получив уникальный опыт работы в зонах конфликтов.
— Плюсы тоже есть. Мы приобретаем богатый опыт участия наших солдат и офицеров в международных разрешениях конфликтов… Наше политическое руководство понимает, как не допустить подобных конфликтов у нас, — подчеркнул Омиртай Битимов.
Помимо участия в миротворческих миссиях, Астана сыграла ключевую роль в урегулировании иранской ядерной программы, содействовала переговорам по сирийскому урегулированию в рамках Астанинского процесса, помогала разрешать водные споры между Таджикистаном и Узбекистаном и снижать политическую напряженность в Кыргызстане.
— Эта инициатива повышает наш имидж однозначно. Контакты расширяются, торгово-экономическая ситуация улучшается, доверие усиливается, — отметил дипломат.
Новая архитектура глобальной безопасности формируется прямо сейчас, и роль таких стран, как Казахстан, в этом процессе становится все заметнее. В условиях, когда расходы на военные операции и оборону растут, задачи по сохранению мира кажутся неподъемными, но опыт ООН и посредническая миссия Казахстана показывают: мир — это осознанный выбор, который в долгосрочной перспективе приносит странам наибольшую выгоду.
Ранее мы писали, какие задачи будет решать Региональный центр ООН в Алматы.