Знакомясь с проектом Договора о Евразийском экономическом союзе

В этом плане одной из животрепещущих тем по-прежнему остается вопрос сохранения страной суверенитета, соблюдение национальных интересов и возможные выгоды от участия Казахстана в данном интеграционном проекте.
Проводимая на регулярном уровне разъяснительная работа с населением, по-прежнему востребована и это объективно. Так как граждане страны должны осознавать – куда движется Казахстан, какие плюсы и риски могут подстерегать республику. Это понятно, ведь если ты являешься патриотом своей Родины, то тебе небезразлична ее судьба, а вместе с ней и судьба твоих родных и близких, друзей и коллег. Поэтому на регулярной основе руководство страны, совместно с министерствами и ведомствами проводит встречи, участвует в работе диалоговых площадок, где участники дискуссии обмениваются мнением и аргументировано объясняют перспективы развития Казахстана в рамках данного интеграционного объединения. В этом плане симптоматичными являются слова главы государства, сделанные им в послании народу Казахстана, где он сказал: «Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз. При этом мы четко заявляем, что вопросы будут решаться консенсусом. Политический суверенитет не будет ущемляться».
Продолжая тему сохранения суверенитета Казахстана, равно как и участие нашей страны в сугубо экономическом партнерстве во время вчерашней пресс-конференции в Службе Центральных Коммуникаций первый вице-премьер Бахытжан Сагинтаев заявил: «Евразийский экономический союз не является политическим объединением – это само главное. Предметом договора являются вопросы исключительно экономического сотрудничества. В ходе переговоров наша команда полностью отстояла позицию о недопустимости политизации союза и обсуждение в его рамках вопросов, затрагивающих национальную компетенцию и государственный суверенитет».
Кроме этого, если ознакомиться с проектом Договора о Евразийском экономическом союзе, то станет ясно, что даже в самом тексте полностью отсутствуют любые положения, затрагивающие неэкономические полномочия государств. Даже такие сферы, как здравоохранение, образование и культура – остаются суверенными сферами каждой страны-члена ЕАЭС. И здесь не могут быть никаких исключений.
Что же касается самого договора, то стоит отметить, что в процессе его разработки казахстанская сторона принимала активное участие. Так, в ходе проведенных работ над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе со стороны Казахстана было внесено порядка 152 предложений и замечаний, носящих редакционный и принципиальный характер.
Кроме этого проект Договора о ЕАЭС предусматривает отдельный раздел, регулирующий и устанавливающий требования к государственным закупкам Сторон Договора о ЕАЭС. Так, одним из основных принципов, установленных в разделе «Государственные (муниципальные) закупки» проекта Договора о ЕАЭС, является принцип предоставления государствам-членам Договора о ЕАЭС национального режима в сфере государственных закупок. Таким образом, данный режим предполагает предоставление предпринимателям государств-членов Договора о ЕАЭС равного доступа к рынку государственных закупок друг друга. В результате казахстанские компании смогут принимать участие в конкурсах по госзакупкам не только у себя на Родине, но и в Беларуси и России – странах-членах ЕАЭС. При этом, государственные закупки в государствах-членах будут осуществляться на основе национального законодательства, которое должно соответствовать требованиям раздела «Государственные (муниципальные) закупки» проекта Договора о ЕАЭС.
Как следствие, отечественные производители получают реальный выход на рынки других стран, а это в свою очередь сулит повышение прибыли – именно той цели, ради которой и создаются компании. Таким образом, становится очевидным забота государства об отечественных производителях. Со своей стороны добавим, что для того, чтобы обеспечить равный доступ на рынки государственных закупок и исключить дискриминацию предпринимателей, изъявивших желание участвовать в государственных закупках какого-либо государства-члена Договора о ЕАЭС, раздел «Государственные (муниципальные) закупки» проекта Договора о ЕАЭС устанавливает единые требования к регулированию и процедурам государственных закупок.
Как видим, гармонизация законодательства ЕАЭС с учетом национальных интересов Казахстана и стран-членов данного интеграционного объединения, способствует увеличению рынка сбыта для отечественных предпринимателей. А ведь объем рынка государственных закупок России и Беларуси на сегодня составляет порядка 198 млрд. долл. США, что в 26 раз превышает рынок государственных закупок Казахстана. Как говорится, выводы можете сделать сами – кому это выгодно и ради чего создается ЕАЭС. Тем более, что в данном случае соблюдаются не только национальные интересы Казахстана, но и граждан страны, равно как и отечественных производителей – готовых расширить свое производство и увеличить прибыль своих предприятий.