Железный поток

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В последние полгода отечественный рынок автомобилей испытывал серьезные проблемы. Во-первых, со сбытом авто казахстанской сборки в России - из-за критического падения курса рубля. По этой же причине в нашу страну оттуда хлынул мощный поток автомобилей - около 100000, большей частью, подержанных. По данным ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), автомобильный рынок закончил первый квартал 2015 года с результатом официальных продаж минус 27,27%.
None
None

Или 25385 ед. против 34904 - по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Доля импорта среди новых автомобилей осталась на уровне февраля - 89,4% . Автомобили, произведенные в РК, занимают 10,6% среди реализованных за первые три месяца новых автомобилей. Зафиксировано снижение на 37, 68% - 2681 авто против 7114 за тот же период 2014 г. Револьвер на службе автопрома Однако, это было затишье перед бурей - в хорошем смысле слова. Специалисты АКАБ связывают такой большой спад продаж отечественных автомобилей с выжиданием населения момента запуска объявленной ранее программы льготного кредитования. Ее оператором является государственный «Банк развития Казахстана» (БРК). Суть такова - под программу подпадают отечественные легковые автомобили стоимостью не более 5 600 000 тенге (или $30 тыс.). А производятся они на предприятиях АО «Азия Авто», АО «АгромашХолдинг» и ТОО «Сарыарка автопром». В целом, по программе кредитования можно приобрести более 55 моделей автомобилей. Необходимо отметить, что на этот ценовой сегмент проходится наиболее массовые продажи. При этом ставка вознаграждения для физических лиц будет всего 4% годовых, эффективная - не выше 7, 5%, срок кредитования - до 5 лет. Первоначальный взнос - не более 20%. Те же условия установлены и для лизинга для юридических лиц. На эти цели 6 банкам второго уровня выделяется 15 миллиардов тенге. По предварительным оценкам, этих средств хватит на покупку 6 000 автомашин. Но важно подчеркнуть, что эти кредиты являются "револьверными", то есть, все средства, возвращаемыми по основному долгу клиентами банкам второго уровня, тут же будут запускаться на выдачу новых льготных кредитов. Напомним, револьверный кредит- (от англ. revolve обращаться, периодически сменяться) автоматически возобновляемый кредит. Он предоставляется без дополнительных переговоров, если только находится в пределах заранее оговоренных параметров. «Поступающие платежи по основному долгу по действующим займам будут аккумулироваться на специальных счетах банков-агентов в Национальном банке. Мы будем внимательно следить за тем, чтобы эти деньги вновь направлялись на автокредитование. Если тот или иной банк не воспользуется данными суммами, мы будем списывать средства на счета другого банка-участника Программы», - предупредил представитель БРК. Как сообщает оператор программы, распределение объемов льготного автокредитования следующее: «Народный банк Казахстана» - 4 млрд тенге, «Евразийский Банк» - 3 млрд тенге, ДБ АО «Сбербанк России», «ForteBank», «Банк Центр Кредит», «АТФ Банк» - по 2 млрд тенге. При этом, кредитные ресурсы на льготное автокредитование размещаются на специальных счетах банков-агентов в Нацбанке. Их списание на цели предоставления займов возможно только с согласия БРК. На сегодняшний день ни один тенге с этих счетов не списан. "К тому же БРК финансирует коммерческие банки в рамках Программы сроком до 20 лет. Таким образом, говорить о каком-либо досрочном завершении Программы не имеет никакого здравого смысла», - подчеркнул представитель Банка, развеяв слухи. То есть, при пунктуальности клиентов, на эти 15 льготных млрд за время действия программы может быть куплено значительно больше отечественных авто, чем исходных 6000. Низкие ставки кредитования - отличный стимул для покупки автомобилей, сделанных в нашей стране. Напомним, с января этого года ставки по автокредитованию в коммерческих банках пугающе выросли с 12 % годовых до 22 %. Но как же население восприняло эту программу? С большим энтузиазмом - на сегодня четыре банка продолжают принимать заявки. А вот «дочка» Сбербанка России и Евразийский банк действительно приостановили прием заявок - количество желающих взять автокредит превысило выделенный лимит. «За первые дни было получено более 1900 заявок от казахстанцев, из которых было одобрено чуть меньше 1200. Следующим этапом будет проверка БРК одобренных заявок на соответствие условиям программы», - сообщил сайту kolesa.kz руководитель отдела по связям с общественностью АО «Евразийский банк» Юрий Валиков. «В рамках поддержки казавтопрому выделено два миллиарда тенге. На сегодняшний день у клиентов есть возможность участия в данной программе. Освоение денежных средств проходит в запланированном банком режиме», - сказал глава отдела кредитования физических лиц АО «Банк ЦентрКредит» Адалят Ким. Народный банк Казахстана 23 апреля начал процесс консультирования и сбора предварительных заявок и менее чем за день собрал 968 заявок на сумму 3 млрд тенге (при том что всего банку выделено 4 млрд). Их рассмотрение начнется 27 апреля. В очередь за машиной Мечта всякого производителя - это очередь за его продукцией. В казахстанских автосалонах сейчас огромные очереди. «Если до объявления о запуске Программы в автоцентры Peugeot и SsangYong поступало около 40 звонков ежедневно, то уже в первые дни запуска Программы их число увеличилось до 90-100. Примерно три раза повысилась посещаемость автоцентров. Только в автоцентре в Алматы каждый день оформляется около 100 заявок», - комментируют ситуацию в группе компаний «AllurAuto». Эксперты не исключают, что в случае успеха этой программы, в будущем государство может увеличить объем выделяемых средств. Возникает резонный вопрос - если машина не является средством первой необходимости, почему предоставляются такие льготы по автокредитам? Ответ прост - автопром является драйвером мировой экономики. Его доля в ВВП ведущих стран достигает 10%. В Казахстане эта отрасль с ее огромным мультипликативным эффектом (1 к 10) успешно стимулирует развитие смежных отраслей и создает рабочие места. По оценке специалистов, в ближайшие три года можно говорить о создании до 100 тысяч рабочих мест в РК за счет мультипликативного эффекта этой отрасли. Еще один большой аргумент - она способствует приходу в страну инновационных технологий и притоку прямых иностранных инвестиций. Каждый вложенный в производство автомобиля доллар способен приносить три-четыре доллара дохода, утверждают западные источники. Однако, наряду с поощрением требуется принятие и ряда мер по защите своего рынка как от недобросовестной конкуренции в рамках ЕАЭС, так и от теневой его составляющей. По оценкам, эта "серая" часть достигает $2-3 млрд... К примеру, в связи с отменой с 1 января 2015 года требований по сертификации автомобилей, ввозимых из стран-членов ТС, в РК начали ввозиться автомобили старше 6 лет, которые уже несколько лет не ввозились. Этот вопрос требует безотлагательного решения. Поэтому необходимо на национальном уровне восстановить требования по соответствию Евро-4 для всех автомобилей, в том числе, и ввозимых из стран ЕАЭС. И все же, несмотря на все проблемы, как ситуационные, так и системные, наш автопром поступательно движется вперед. Его доля в ВВП страны растет - если в январе-феврале 2014 года она составила всего 9,31% от всей продукции машиностроения, то за первые два месяца 2015 года - 26% или 70 млрд. тенге. По предварительным прогнозам, к 2017 году валовая добавленная стоимость (ВДС) нашего автопрома составит 134 млрд. тенге. А общий ежегодный выпуск автомобилей Made in Kazakhstan нацелен в ближайшее время на результат в 190000 авто, при поэтапном росте локализации до 50%. Главное в этом деле не ставить лошадь вперед телеги. Мариям Маркова

Сейчас читают