Зарема Шаукенова: Статья Елбасы «Духовное завещание Абая» - это возможность задуматься о Вечном

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Публикация 7 октября в республиканской газете Egemen Qazaqstan статьи Елбасы Н.А.Назарбаева «Духовное завещание Абая», в которой наш Первый Президент делится своими размышлениями о такой великой фигуре, как Абай Кунанбаев, невольно наводит на мысль о том, что наступила эпоха пересмотра привычных с детства уроков и назрела необходимость по-новому взглянуть на прежние ценности. Такое мнение выразила директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Зарема Шаукенова.

Личность великого Абая. С детских лет его гигантская фигура ассоциировалась в большей степени с монументальным памятником в Алма-Ате у подножия горы Кок-Тобе, спокойно созерцающей проспект его имени, а также с бессмертным романом великого казахского писателя Мухтара Ауэзова «Путь Абая».

И вот пришло время заново взглянуть на Человека, жившего на рубеже веков и двух эпох. Эту возможность мы вновь получили благодаря статье Елбасы, возможность задуматься о Вечном. Ведь Абай как раз и ассоциирует со своей личностью это понятие. Что мы знаем об этом человеке, кроме стандартных знаний из школьной программы. Он писал стихи, он любил, он переживал.

Но если попытаться взглянуть на окружавший Абая мир его же глазами, что мы увидим? Абай жил в переломную эпоху и остро это чувствовал, переживая за судьбу своего народа. Мы также тридцать лет назад вступили в переломную эпоху. «Слова назидания» полные боли и переживаний за эволюцию казахской нации, были обращены не только к его современникам, но и к нам – его духовным и кровным наследникам.

Абай обращался к своим современникам, видя, как некогда гордый кочевой народ батыров превращается под влиянием рынка и капитализма в спекулянтов и торговцев, безжалостно эксплуатирующим своих более бедных соплеменников. Это было то, что потом в советской исторической науке назовут «байством» - сообщество ловкачей и проходимцев, выдававших себя за гордость нации, ее сливки, самых предприимчивых и якобы, поэтому успешных представителей нового класса и использовавших новые возможности для собственного обогащения. Это о них говорит Абай горькие слова назидания, скорбя об утраченных естественных ценностях традиционного образа жизни казахов.

Это состояние прекрасно прочувствовано Елбасы, открывающего свою статью сентенцией, что «История человечества многократно доказывала, что великие личности чаще приходят в этот мир в переломные эпохи, когда старое разрушается, а новое взрастает, и общество переходит из одного качества в другое». Автор подчеркивает, что «Фигура Абая Кунанбаева – явление такого же знакового по своему смыслу периода смены вех и «золотой мост», соединяющий прошлое с будущим. Годы жизни Абая пришлись на времена, когда казахское общество окончательно утратило основанную на институте ханской власти прежнюю систему политического управления». Так завершалась эра воинской удали, на смену которой приходил век поворота к современным знаниям.

Говоря об эпохе Абая, Елбасы отмечает, что у казахов не было такого правителя, с которым он мог бы лицом к лицу разговаривать начистоту, обмениваться мыслями, делиться наболевшим и сокровенным. Причиной тому стало полное упразднение свойственной традиционному казахскому обществу системы ханского управления вследствие реформ царского самодержавия. А процесс дальнейшего отстранения степняков от институтов власти привел к тому, что в служебной карьере казах не мог подняться выше должности волостного управителя, аульного старосты или конторского толмача. В поэтических посланиях Абая отразились его глубокая тревога за судьбу родной земли.

Абай, как отмечает Елбасы, «сыграл эпохальную роль мастера слова, силой творческого прорыва осуществившего кардинальную реформаторскую новацию традиционного словесного искусства народа, а значит и системы его мировоззрения и морально-психологического склада».

Когда же нашему Первому Президенту выпала миссия строительства нового независимого государства, то он обращался именно к заповедям мудрого Абая и сквозь призму их нового прочтения формировал в сознании образ будущего страны.

Елбасы вполне резонно задается вопросом: знал ли, предвидел ли Абай последующую участь своего отчего края? Уже буквально в эти дни, подчеркивает автор статьи, когда полыхают многие некогда братские республики СССР, причем и очень близко к казахской земле, вспоминаются слова «алты бақан алауыздықтан» – «нескончаемой вражды», от которой предостерегал Абай, когда с лица земли исчезают целые народы и государства.

До сих пор не потеряли актуальность идеи Первого Президента -основателя независимого Казахстана о том, что «в период распада СССР и начала нашей независимости у нас в республике тоже активизировались деструктивные силы, сеявшие рознь и посягавшие на целостность страны. В это трудное время было необходимо проявить твердую государственную волю и уделить первостепенное внимание к исторически сложившимся в Казахстане факторам полиэтничности и поликонфессиональности. Да, в ту смутную пору мы оказались меж двух огней: с одной стороны, наблюдались сепаратистские поползновения, а с другой – всплески национализма. Найти выход из сложной ситуации и сохранить целостность страны можно было только одним путем: от взаимопонимания – к согласию, от согласия – к единству».

И здесь он опирался на великого Абая. Как пишет Н.А.Назарбаев - «Это стало возможным благодаря доброй, открытой и щедрой душе казахского народа, а также всех, кто живет вместе с казахами на пространстве от Алтая до Атырау, следуя заповедям Абая о человеколюбии, дружбе и братстве между людьми». А в веке XIX Абай определил сплочение нации как условие ее вступления на путь современного развития человечества: «Если в ближнем ты не видишь друга, бесполезны все твои дела». В этом проявилась исключительная прозорливость гения, отмечает Нурсултан Абишевич.

Как пишет в своей статье Елбасы, Абай помог ему и с выбором своего преемника, о котором Н.А.Назарбаев говорит, «работая со мной с первых дней нашей независимости, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подавал пример высокой гражданственности и честного, ответственного служения, я принял во внимание накопленный им солидный багаж профессионала: его знание как собственной страны, так и внешнего мира, его знание языков и культур Востока и Запада, его работу в должности заместителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и, конечно же, его дипломатические заслуги в деле защиты интересов страны и позиционирования Казахстана в глобальном политическом процессе. Вместе с тем я поверил в его способность находить гармоничный баланс между идеалами национального единства и приверженностью общечеловеческим ценностям».

В прошлом году Глава государства К.К.Токаев принял решение о проведении 175-летнего юбилея великого поэта, задуманного, в том числе и как демонстрация политических, экономических, культурных достижений сегодняшнего Казахстана, уверенно шагнувшего в XXI век. Вопрос о представлении творчества и философии Абая вниманию всей мировой общественности поднимался на международном уровне в 1990 году, еще до роспуска СССР. Но в ту пору к нам не прислушались. Главным препятствием, конечно же, стало то обстоятельство, что Казахстан не был самостоятельным государством. Наша заветная мечта сбылась лишь с обретением независимости.

Любой согласится с выводом Елбасы: «В память великого человека нет необходимости устраивать пышные торжества, которыми, надо прямо сказать, у нас привыкли отмечать знаменательные даты. Нужны разумность, целесообразность, а самое главное – такт и сдержанность. Юбилей должен пройти под знаком высокой культуры, а не помпезности. К этому нас призывал сам Абай, а посему мы должны быть верными его заветам».

Своей статьей автор и создатель современного казахстанского государства Первый Президент Республики Казахстан Елбасы Н.А.Назарбаев не только отдает дань уважения незабвенной памяти Абая, он раскрывает перед нами все богатство личности великого носителя духовности для всех казахстанцев.


Сейчас читают