Закулисье съемок парада: дроны, Go Pro и экстремальные репортажи от ТРК Президента и Jibek Joly
К сожалению, ни одна площадь не сможет уместить всех желающих увидеть Парад Победы вживую, но благодаря современным технологиям в этом году зрители наблюдали всю мощь казахстанской армии и боевой техники с LED- и ТВ-экранов, можно сказать, находясь в центре событий. Коллеги приоткрыли «тв-кухню» эксклюзивно аналитическому обозревателю Kazinform.

Технические новинки
Руководитель техническо-производственной службы ТРК Президента Ерболат Какимбаев рассказал о задействованном в съемках военного парада современном оборудовании.
— В этом году мы сделали ставку на комбинацию технологий для максимальной зрелищности. Самая сложная часть — это движение дронов в условиях парада. Мы заблаговременно сделали 3D-модель местности в программе типа DJI Terra, проложили маршруты, избегая «мертвых зон». Важно синхронизировать полеты с режиссерским сценарием: например, взлет дрона в момент проезда БТР должен быть рассчитан до секунды. Малейшая ошибка — и кадр упущен. Плюс ветер — он вносит коррективы даже в идеальный план, — поделился тонкостями Е. Какимбаев.

С помощью дронов DJI Inspire 3 и FPV-моделей операторы ТРК снимали панорамы построения войск и пролеты над парадом. На технику, форму военных и даже знамена устанавливали Go Pro Hero 11 для «эффекта присутствия». Для динамичных проездов вдоль колонн и плавных переходов между объектами использовали Кран-паук (Spidercam).
— Кран дает кинематографичную плавность, но требует ювелирной точности. Например, при съемке прохода расчета с флагом оператор должен держать в голове скорость движения кареты крана, фокусное расстояние объектива и траекторию, чтобы не задеть конструкции. Мы использовали систему Wirecam с электромоторами, которая позволяет менять высоту и скорость «на лету». Это как управлять марионеткой в трех измерениях, — рассказал Е. Какимбаев.

Камера Go Pro кажется простым инструментом, но и здесь, признается специалист, есть свои подводные камни: их миниатюрность — это палка о двух концах. Чтобы камера не дрожала на броневике, крепили ее на гиростабилизированные платформы.
— Еще одна проблема — синхронизация времени на всех Go Pro. Если часы на камерах расходятся даже на секунду, монтаж превращается в кошмар. Пришлось использовать внешние триггеры для одновременного старта записи, — отмечает руководитель службы.

Самое сложное в такой многокомпонентной съемке — это координация всех систем в реальном времени.
— Представьте: дрон в воздухе, кран движется по рельсам, три оператора с камерами на земле — и все это должно дать единую картинку. Мы использовали систему Live Grade для моментальной цветокоррекции и ShotDeck для контроля ракурсов. Малейшая задержка связи — и дубль провален, — рассказывает Е.Какимбаев.

«Изюминка» такой технологии съемки в том, что зритель видит парад не как статичное шоу, а будто становится его участником.
— Вот солдат с Go Pro на шлеме. В следующий момент кран «ныряет» с верхней точки к земле, открывая масштаб построения. Это не просто репортаж, это киноязык, который превращает военную технику в персонажей эпического действия, — подмечает Е.Какимбаев.

Техника не прощает импровизации, поэтому важно оттачивать мастерство и множество раз репетировать съемку.
— Каждый угол обзора, каждая секунда тайминга должны быть просчитаны как формула. И всегда важно иметь дублирующие камеры — во время парада второй попытки не будет. Но главный секрет в том, что даже самые продвинутые технологии бессильны без команды, которая дышит проектом. Мы спаяли 28 человек в «цифровой экипаж», и это сработало, — подчеркнул Е. Какимбаев.

В кадре для вас работали
Опытный корреспондент и ведущий телеканала Jibek Joly Ануар Карбозов уже участвовал в съемках в танке, вел репортаж из бронетранспортера на учениях «Батыл тойтарыс» два года назад. Но всегда есть новые вызовы и высоты, которые хочется покорить — такова профессия журналиста. Сегодня Ануар записывал стендап на параде прямо из вертолета.
— Это круто, когда осознаешь ситуацию и понимаешь, что мы первые: такого эксклюзива не было, по-моему, еще ни на одном телеканале. Ощущения непередаваемые! Мы облетели всю новую технику: вертолеты СУ-27, СУ-25, СУ-30СМ, А-400М, L-410. Адреналин зашкаливает, когда двери вертолета открыты. Пилоты попросили нас работать максимально аккуратно, деликатно. Снимали два оператора и с дрона. Очень люблю такие живые съемки, чувствуется драйв, динамика, — отмечает А. Карбозов.
Любые военные парады, по словам ведущего, — это не просто праздник, а возможность показать военную мощь страны. Учитывая, что несколько лет у нас не было парада, размах в этом году получился грандиозный.
Первый раз из боевой техники вещал корреспондент телеканала Jibek Joly Асылбек Тойбек: он находился вместе с бойцами отряда МВД «Беркут» в низкопрофильной бронированной машине отечественного производства «Барыс 6×6», куда помещается до 11 человек.
— Ощущения не передать словами. Сидя рядом с ними и сам себя чувствуешь человеком военным. Плюс мы тоже были в форме. Запомнилась эта атмосфера: как бойцы переживали, как готовились. Даже несмотря на то, что они находились внутри, в машине, и снаружи ничего не было видно, была выверена каждая деталь, читалась военная выучка: они даже сидели ровно, как на подбор, — рассказывает А.Тойбек.
Оператор Ильяс Тулкибай тоже получил колоссальный опыт: в небольшой машине неудобно использовать телекамеру, поэтому приходилось выставлять свет в ограниченном пространстве, снимать, сидя на коленях, на фотоаппарат Ronin, стараясь не задеть потолок.

Корреспондент телеканала Jibek Joly Тамерлан Тлеубаев и вовсе впервые работал на Параде Победы. Для него это была одна из тех съемок, которые запоминаются надолго.
— Стоять рядом с парадными расчетами — значит чувствовать, как вместе с ритмом их шагов стучит и твое сердце. Мы вели прямой эфир с площади. Там шагали военнослужащие региональных командований Юг, Восток, Запад и Астана. За их четким строем — сила, выправка и история. Это дорогого стоит, — поделился впечатлениями Т.Тлеубаев.

Сухопутные войска, морская пехота, авиационные подразделения, спецназ, инженерные части и бойцы химзащиты — все в едином ритме, в полной экипировке, всех корреспонденту удалось рассмотреть вблизи и заснять.
— А потом прозвучал рев моторов. Пока вел трансляцию, и не заметил, как уже начала проезжать легендарная техника времен войны. Это и Т-34, и зенитные установки, и реактивные системы. Каждая машина — как памятник той эпохе, — с волнением рассказал Т. Тлеубаев.

Оператор Тулеген Бисембаев использовал в работе весь арсенал — снимал на Ronin, применял динамичные кадры с дрона, стендапы на фоне проходящих колонн. Все это чтобы передать главное — масштаб, дух и напряжение момента.
— Особенно сильное впечатление произвела техника: Т-34, Т-72, БМП — вся эта броневая линия словно оживает перед камерой. Для меня это была не просто съемка. Это был контакт с историей, с гордостью страны, с живым движением ее памяти. И пусть камера фиксировала моменты, сердце запоминало чувства. Я благодарен за возможность стать частью этого масштабного события, — отметил корреспондент.
Ранее мы писали о том, как военнослужащие готовились к параду.