Забытый канал «Евразия» может сблизить США, Россию, Китай и ЕС - эксперт
Забытый проект водного канала «Евразия» способен объединить экономические интересы США, Китая, ЕС, России и Ирана в Каспийском регионе, сказал академик Национальной академии наук Нуралы Бектурганов в интервью собственному корреспонденту агентства Кazinform.

Проект канала предусматривал строительство 700-километрового прямого водного транспортного сообщения между Каспийским морем и Азово-Черноморским бассейном через Кумо-Манычскую впадину в России. Стоимость проекта оценивалась от $8,5 до $21 млрд, в зависимости от проектных параметров. Срок строительства 6-10 лет. Пропускная способность судов предусмотрена водоизмещением до 10 000 тонн, что позволит перевозить свыше 75 млн тонн грузов в год, считает ученый.
По мнению Нуралы Бектурганова, канал имеет следующую стратегическую значимость для новой глобальной торговой системы:
— прямой морской доступ государств Центральной Азии, не имеющих выхода к морю (Казахстан, Туркменистан), к Черному морю и за его пределы;
— расширение транспортных возможностей Среднего коридора для увеличения пропускной способности торговой сети с привлечением России, Китая и Ирана;
— укрепление маршрутов экспорта энергоносителей и сырья в Европу и Турцию;
— возможность интеграции инфраструктуры с «Экономическим коридором Индия — Ближний Восток — Европа» (IMEC) и другими транспортными инициативами (Инициатива трех морей — 3SI).
Немного истории
В древние времена река Фасис соединяла Каспийское, Азовское и Черное моря. Также Каспийское море было соединено с Аральским морем через высохшую реку Узбой, русло которой видно на спутниковых снимках. В советское время река Фасис носила имя «Маныч», где в настоящее время находится «Кумо-Манычская впадина». Исследователь Дин Андромидас в статье «The Eurasia Canal» отмечает, что в СССР начали строительство «Кумо-Манычского канала» в 1932 году. Работы были приостановлены из-за начала Второй мировой войны. После войны проект был преобразован в ирригационный канал, а затем полностью остановлен в 1989 году.
Финансовый кризис 2008 года заморозил проекты «Волго-Дон-2» и канал «Евразия» несмотря на большой интерес Казахстана и России. Позднее, в 2009–2010 годах, Европейский банк реконструкции и развития провел исследование возможности строительства канала «Евразия», но результаты не были обнародованы.
Технический аспект канала
Рельеф Кумо-Манычской впадины удобен для строительства канала, утверждает эксперт. Каспийское море находится на 27 метров ниже, чем Черное и Азовское моря. Например, «Волго-Донской канал» имеет разницу между реками Волга и Дон в 120 метров, а морской путь «Святого Лаврентия» (Великие озера США) — 170 метров.

Для канала «Евразия» потребуются 3 судоходных шлюза низкого давления на западном склоне и 3 шлюза среднего давления или 6 шлюзов низкого давления на восточном склоне.
— Канал «Евразия» должен быть построен по образцу канала Великих озер и морского пути Святого Лаврентия, который может принимать суда водоизмещением до 26 тысяч тонн, так называемого класса «Seawaymax» или «Handysize». Суда этого класса гораздо более экономичны для перевозки грузов в порты перевалки на Черном море, особенно в порт Констанца в Румынии, где грузы могут быть перегружены на корабли и доставлены в европейскую сеть внутренних водных путей, — отметил Нуралы Бектурганов.
В настоящее время по водам Каспия курсируют суда класса «река-море», грузоподъемностью (водоизмещением) не более 10-13 тысяч тонн. Однако они не могут использовать «Волго-Донский канал», где суда водоизмещением более 5000 тонн не могут проходить. При этом, в Черном море работают суда водоизмещением до 100 тысяч тонн.
В целом, эксперт отмечает, что существует два варианта строительства:
Первый — использование старого Манычского судоходно-ирригационного канала, который включает в себя реку Маныч и ряд искусственных озер и водохранилищ, которые необходимо соединить и углубить.
Второй — строительство нового канал рядом с существующими водоемами, чтобы избежать воздействия на экосистемы.