Взяв в детстве в руки чемодан, я выбрала свою судьбу - быть актрисой - заслуженная артистка Казахстана Н. Жмеренецкая

АЛМАТЫ. 7 марта. КАЗИНФОРМ /Елена Ильинская/ - В этом году Государственный академический русский театр драмы им. М.Ю.Лермонтова отмечает свое 75-летие. Два месяца назад вся труппа театра в полном составе вернулась после трехлетних скитаний в родные, обновленные после ремонта стены.
None
None
Театр заработал в полную силу, как подтверждение ? сразу две премьеры: спектакль «Я не Раппопорт» с Юрием Померанцевым на Малой сцене и пьеса Льва Проталина, которую поставил художественный руководитель театра Рубен Андриасян, «Отдам в хорошие руки добрую старую собаку, или Воробышек», где главные роли сыграли ведущие актеры театра Нина Жмеренецкая и Геннадий Балаев. Премьера всколыхнула всю общественность, и накануне Международного женского дня корреспондент Казинформа взяла интервью у заслуженной артистки РК, талантливейшей актрисы и просто чудесной женщины Нины Жмеренецкой. - Нина Леонидовна, нам очень приятно видеть Вас у нас в гостях и иметь возможность поздравить Вас с женским праздником. Вы - потрясающая актриса и уже 37-й сезон радуете поклонников своим ярким и незаурядным талантом, поэтому хотелось спросить Вас о новой роли ? Маши-Воробышка. Что она для Вас, как далась эта роль?- Ну, прежде всего, нужно сказать, что «Воробышек» - скорее комедия, чем драма. Это - история двух далеко немолодых людей, которые случайно встретились на скамейке в старом московском дворе после 50 лет разлуки. Когда-то они учились вместе в театральном и любили друг друга, но волею судьбы расстались на много-много лет. Маша эмоционально, с иронией рассказывает своему бывшему возлюбленному о жизни, своей горькой судьбе: случайном браке с режиссером провинциального театра, доносе на мужа и, как следствие, о том, как она попала в лагерь АЛЖИР? Спектакль - извечная тема мужчины и женщины, любви, прошедшей через всю жизнь, и сомнений, возможно ли вернуть любовь или уже слишком поздно?Эту роль я получила совершенно случайно и неожиданно. Занималась другим делом ? издавала свою первую книгу «Красный чемоданчик», но об этом позже. За месяц до премьеры мне вдруг поручают взять эту роль. Причем, роль, которую писали специально для другой актрисы, и она репетировала ее уже более полугода. Мне сказали: «Нина, ты пойдешь «вторым эшелоном», так как для нее эта роль тяжела ? она женщина в возрасте. Я сидела, как мышка, но после первой читки сразу встала в очередь на репетиции. Готовилась играть где-то 10-ю или 15-ю постановку. Однако все изменилось, я попала в первый состав и успешно отыграла генеральную репетицию, сдачу для прессы и Художественного Совета (что самое сложное) и первую премьеру. Конечно, было трудно, но я осилила все барьеры. Вообще в своей жизни я сыграла 70 центральных ролей. Но эта роль абсолютно и коренным образом отличается от всех них. Прежде всего, потому что эта роль - практически один монолог о горькой судьбе женщины.Во-вторых, я должна была сыграть женщину старше себя на 20 лет, то есть существовал возрастной барьер. Прежде я всегда играла женщин моложе себя. В мои 60 лет я играю в основном 45-летних, а здесь мне пришлось с 45 прыгнуть на 80. Но дело даже не в годах, а в жизненном опыте, который я должна была прочувствовать и показать со сцены. И, кроме того, мне нужно было изобразить так много - огромный временной отрезок жизни, который перекликается с той эпохой с ее социальными политическими переменами, начиная с 1918 года, по сей день. То есть, на ее портрете я должна была показать биографию всей страны - той прежней огромной и нерушимой державы. Вот чем сложна эта роль. И, когда мне говорят, что это - камерная пьеса, потому что играют всего два человека: они сидят на лавочке, почти не двигаются, нет смены декораций и музыки, героиня не меняет костюмы, то я категорически не согласна с этим убеждением и считаю, что Рубен Суренович был прав, когда вынес этот спектакль на Большую сцену. Другое дело, что на Большой сцене играть эту пьесу сложно: я должна «брать» зал, форсировать эмоции, чувства и при этом оставаться естественной и органичной. Совмещать эти две планки очень трудно, но, знаете, сейчас я пребываю в таком состоянии, когда начинаю быть собой довольной, потому что я получила одобрение режиссера, который нас обычно редко хвалит, и получаю признание публики, которая не уходит из зала после окончания спектакля. Я начинаю понимать, что осваиваю материал и что я на той дороге, но, тем не менее, знаю, сколько мне еще нужно сделать, чтобы роль стала более интересной. - Чем же Воробышек похожа и не похожа на истинную Нину Жмеренецкую, такую, какая она есть?- Ну, такое маленькое вступление: когда я, будучи еще совсем молодой актрисой, приехала из Ленинграда в Алматы, мне предложили участвовать в «Сказках Старого Арбата» в спектакле «Виктоша ? милая приезжая из Ленинграда». Совершенно замечательная роль. В спектакле ? пять действующих лиц, в том числе одна девушка. И эти четыре мужчины разных возрастов влюблены в нее. Так вот, когда я начинала играть, режиссер сказал: «Нина, играйте себя». Но как знать себя, разве я могу знать, какая я? И сейчас мне особенно трудно ответить на эти вопросы. Потому что во мне смешались все эти 70 женских персонажей, характеров, судеб. Знаете, это как вы вливаете сливки в кофе. И тогда не разобрать, где сливки, а где кофе и что из них главное. Так, и в меня вливалась вся драматургия, и я вливала себя в эти роли, образы. И что я такое сейчас, не возьмусь ответить. В этом, наверное, и есть и прелесть, и сложность актерской профессии. - Нина Леонидовна, а как проходит творческий процесс, как вживаетесь в роль?- Знаете, все происходит очень интересно. Творческий процесс идет постоянно. Например, в «Воробышке» есть фраза, которая несколько раз повторяется: «Так что же мы репетировали?», «Почему мы не репетируем?», «Ну почему ты забыл, что мы репетировали?!». Эта фраза в разных вариациях идет лейтмотивом. И вот, когда мы сдавали спектакль перед Худ.советом, я еще не до конца ее понимала. Она была для меня просто «служебной» связкой. И вдруг вчера это ко мне пришло. Мне подсказал зритель, иногда он лучше понимает роль. После спектакля я сидела дома в своем любимом кресле и думала о том, что своей любовью, которую она пронесла через всю жизнь, Маша хочет оживить чувства своего давнего возлюбленного. Теперь я по-другому осознаю эти слова, вкладываю в них эмоции и смысл. И на сцене, несмотря на наши сложные отношения в жизни с моим партнером Геннадием Балаевым, который играет Гришу, я веду его, в каждом спектакле открываю свое сердце, дарю ему любовь, которую испытывает Маша, и чувствую, что он откликается. От этого наша игра становится чище, и зритель видит это. - А разве есть в жизни такая любовь, люди ведь перестали верить в нее.- Это эмоционально неразвитые люди перестали. И, к сожалению, таких людей было большинство во все времена. Но остались же нетронутые «бриллианты», и хотя их мало, пока они будут верить и любить, мир не утонет в темноте. Как говорил выдающийся русский писатель А.Куприн: «Любовь дается свыше как талант, а он дается редко».- Расскажите, а действительно ли артисты чувствуют энергетику зала, и как Вы узнаете, удачно ли сыграли или нет?- Актерство - это нежное, чистое, доверчивое состояние души, которое нужно уметь пронести через всю жизнь. Актер это ? антенна, обнаженные нервы. Великая итальянская актриса Элеонора Дозе на вопрос, что такое быть актрисой, ответила: «Это значит надо уметь быть на сцене голой». Вы же понимаете, что это не значит снять платье, это значит - обнажить душу. Для этого нужно иметь огромную смелость, мужество и энергию. Поэтому, когда я обнажаю себя, вы понимаете, что я не защищена, нет крышки, которой мы закрываемся от мира. На сцене мы преодолеваем инстинкт самосохранения, чтобы абсолютно чувствовать зал, улавливать его настроения, захватывать его внимание, вызывать интерес, сопереживание и т.д. Человеку, который защищен толстой шкурой, с нормальной здоровой нервной системой не нужно идти на сцену, ему нужно идти в бизнес. И там он будет на месте. - Нина Леонидовна, Вы написали книгу. Для Казахстана это ? прецедент. Да, за рубежом, в той же России многие артисты издают книгу, но у нас ? - Книга называется «Красный чемоданчик». Подзаголовок - «Монолог актрисы о жизни, творчестве и любви». Действительно, это монолог актрисы. А почему такое название? В детстве у меня была одна самая, да, наверное, и единственная игра: я любила брать в руки свой чемоданчик, обтянутый красной кожей и чтобы меня спрашивали: «Куда ты едешь. Куда ты едешь?» И, видимо, взяв в детстве в руки этот чемодан, я предопределила свою судьбу. Сегодня я актриса, а это - бесконечные переезды, гастроли, разные города, разные страны. И во всех этих переездах моим единственным другом остается мой чемодан.- Но почему?- Ну, вот смотрите. Вы переезжаете из одной точки А в точку В, меняете местожительство, прописку, так сказать, квартиру, город и т.д. И когда вы находитесь в этом переходе из одного состояния в другое, кто рядом с вами? Мама, друзья, муж, дети - все они ждут вас там ? позади или же впереди. Получается именно в момент, в эти сложные стрессовые минуты, когда ты решаешь свою судьбу, только он ? ваш верный друг. В моем случае - мой чемодан. Так вот, в свой «чемоданчик» я вложила несколько историй, ряд воспоминаний, эмоции, впечатления. Открывая его, люди узнают лучше меня, жизнь актрис.Вот небольшая выдержка из моей книги. «Сцена - это психический наркотик. Кто хоть раз почувствовал себя на ней богом, кому хоть раз удавалось вести за собой полный зал людей, заставлять их всех хохотать или плакать над твоей Ниной Заречной, над подстреленной чайкой, тот знает, что ничего слаще этого ощущения в жизни не бывает. Всю свою жизнь артист будет стремиться к этой власти над залом, к этому опьяняющему ощущению. И, как Сизиф, который катит свой камень в гору, а камень срывается, и он опять катит его с нещадным упорством, чтоб достичь вершины, так и артист катит свою роль к вершине. Но новая роль - это опять, как камень в пропасть, потому что зрители посмотрели и ушли. Ее не снимают на пленку, она тает, как дым, как только ты отыграл спектакль. Тяжкий и сладостный труд, тяжкий и бескорыстный. Он только ради того, чтобы зритель смеялся или плакал, только ради того, чтобы люди, нашедшие или потерявшие любовь, надежду, славу, здоровье, свои мечты, могли все это снова найти, увидеть в театре в своих артистах. Чтобы хоть два часа зритель оторвался от «земли» и жил другой жизнью, о которой он тайно грезит».Написать книгу мне помогли мои дневники, которые я вела с 9-го класса. Там есть такие интересные факты, о которых со временем я забыла, но благодаря дневникам, вспомнила и рассказала. Издать книгу мне стоило многих трудов. Но это оказалось полезным опытом, грани моей личности расширились.- Нина Леонидовна, сегодня Вы и актриса, и писательница, что дальше, какие планы у Вас на будущее, какие роли Вы хотите еще сыграть? - Я не хочу сейчас ничего играть, потому что мне надо довести до ума Воробышка. И во-вторых, я совсем не уверенна, что мне вообще надо продолжать играть. Настал такой момент, что мне кажется, пора что-то менять. Пока я не знаю, что именно. Может, я ошибаюсь, и все это пройдет, но мне кажется, что то шампанское, которое нужно для игры, выдохнется, те искры и та энергия иссякнут и, чтобы это не произошло само по себе, мне кажется, нужно поставить точку тогда, когда это не заметно зрителям. - Но Вам рано ставить точку...- Я должна быть готова. Так что сейчас я в пути, в раздумьях. Когда-то вышла одна статья, где я говорю, что не хочу консервироваться, хочу меняться и быть обучаемой до конца жизни, насколько мне это удастся. Поэтому я часто повторяю: «Мы меняемся с каждым биением сердца, с каждым потоком крови по венам. У нас меняются мысли, настроения и взгляды, потому что мы ? человеки, существа не стабильные. А стабильный человек - это консерва. Я не хочу быть консервой и призываю всех меняться и молодеть. - Спасибо за интервью. Желаем Вам новых творческих успехов, новых ролей и новых книг. С праздником!
Сейчас читают