Всеобщее декларирование позволит каждому из нас максимально пользоваться своими правами - эксперт

None
None
АЛМАТЫ. Налоговые и таможенные реформы, предложенные Главой государства в Плане нации - 100 конкретных шагов, призваны стимулировать развитие малого и среднего бизнеса и бороться с теневой экономикой. Сейчас экспертное сообщество обсуждает предложенные Президентом варианты.

По мнению налогового адвоката, эксперта в сфере налогового и таможенного администрирования Ерлана Галиева, эти нововведения будут полезны каждому казахстанцу.
- Ерлан, бурно и не раз обсуждалась замена налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж. Как вы считаете, насколько это будет удобно?

- Во-первых, хотелось бы обратить внимание, что налоговое и таможенное администрирование и в целом налоговая и таможенная реформы занимают важное место в реформировании экономики страны. В плане 100 конкретных шагов, которые были предложены Президентом страны, - несколько шагов направлены именно на реформирование налоговой и таможенной систем. Это 42-ой шаг, который касается внедрения системы всеобщего декларирования. Это 43-ий шаг, который касается создания сети центров по приему и обработке налоговой информации. Это 44-ый шаг - совершенствование систем взиманий косвенных налогов. И это 45-ый шаг - оптимизация действующих налоговых режимов.

Вот как раз 44-ый шаг, который касается совершенствования механизмов взимания косвенных налогов, - он и затрагивает вопросы замены действующего в настоящее время налога на добавленную стоимость на налог с продаж. Вопрос этот, на самом деле, является дискуссионным. НДС, которым весь Казахстан пользуется уже свыше 20 лет, имеет важное значение в жизни нашей страны, в том числе как для государства, которое использует его в целях налогового контроля, так и для налогоплательщиков.
- Замена НДС налогом с продаж - скажется ли она на конечной стоимости товаров и услуг?

- При текущем состоянии казахстанской экономики, когда значительная ее часть нуждается в государственном контроле, использование такого инструмента, как счета-фактуры, которые как раз-таки предусмотрены для исчисления уплаты налога на добавленную стоимость, конечно же, их замена иным каким -то инструментом - вопрос сложный и дискуссионный. Налог с продаж в суверенном Казахстане - если он будет введен - будет введен впервые. И поэтому, чтобы ввести его безболезненно и системно, конечно же, требуются определенные реформы и, возможно, определенные пилотные проекты. Допустим, охват не всех слоев населения, не всех секторов экономики, а отдельных, скажем, рынков, торговых центров, в отношении которых бы был введен налог с продаж, допустим, в размере одного процента, либо в иной процентовке, как в настоящее время отдельными депутатами, общественными деятелями и отдельными общественными организациями предлагается.

Кроме того, следует обратить внимание, что в Казахстане сейчас активно вводится такой инструмент, как электронные счета-фактуры, которые с 1 января 2017 года станут обязательным инструментом. В настоящее время обязательное выставление счетов-фактур предусмотрено, только если контрагентами являются субъекты из различных государств Евразийского экономического союза. Простой пример: если вы реализуете товар из Казахстана в РФ либо Беларусь, то в этом случае вы обязаны выпустить электронную счет-фактуру и исполнить целый ряд процедур, которые предусмотрены налоговым законодательством РК.

В декабре 2015 года был выпущен целый ряд документов, который предусматривает как раз трансграничную торговлю. И в том числе предусматривает выписку электронных счетов-фактур при трансграничной торговле. В связи с этим хотелось бы сказать, что да, действительно, налог с продаж необходим, необходимо реформирование системы исчисления и уплаты НДС.

Но с учетом того, что уже имеются определенные, сложившиеся в экономике страны отношения, имеются определенные инструменты контроля за субъектами рынка, резких переходов в данном случае, - я так полагаю и в целом круги, которые специализируются на налоговом консультировании, таможенном консультировании, - предполагают, что резкого перехода не будет. Будет переход плавный, планомерный.
- То есть перемены будут постепенными?
- Да, как я уже отметил, этот проект будет, наверняка, на первых этапах пилотным. То есть только для определенных категорий субъектов рынка. И, соответственно, каков будет его размер, пока неизвестно. Это может быть и 1%, может быть и меньше, может быть и больше. Все зависит от прогнозных данных, прогнозных задач, которые поставит перед собой государство. Но целью государства является не только сбор налогов, но и стимулирование развития предпринимательской деятельности. Это - основная цель, и, соответственно, излишнее возрастание налогового бремени - маловероятно.

- Уже совсем скоро казахстанцы должны будут показывать и свои доходы, и свои расходы. Вкратце объясните - для чего это делается и как это будет происходить?

- Оптимизация действующих налоговых режимов и борьба с теневой экономикой ведется у нас не только в сфере НДС, но и по иным видам доходов. Как раз 42-ой шаг, который Глава нашего государства предлагает, это - введение всеобщего налогового декларирования. В ноябре был принят закон, в соответствии с которым внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РК. Хотелось бы обратить внимание на некоторые вещи. На первом этапе, который начнется уже в текущем налоговом году, а именно - до 31 марта 2017 года - все государственные служащие и все работники национальных компаний и других компаний с государственным участием, обязаны будут сдать налоговые декларации.
Это - первый шаг по введению системы налогового администрирования. Все население РК будет охвачено ею с 1 января 2020 года. То есть, соответственно, свои налоговые декларации они обязаны будут сдать до 31 марта 2021 года. Это достаточно среднесрочная перспектива. Государство дает возможность подготовки - населению и государственным структурам - к этой новой всеобщей системе, которая охватит каждого гражданина страны.
- То есть получается, что, показывая свои расходы и свои доходы, я еще смогу и сэкономить?

- Система всеобщего декларирования вводит систему вычетов расходов, которые понесены человеком на свои личные нужды. Допустим, на добровольное медицинское страхование, на добровольные пенсионные взносы, на ипотечные выплаты. Подобные расходы человека могут быть использованы для целей вычетов. То есть, говоря простыми словами, каждый гражданин в случае, если он на собственные нужды несет определенные расходы, имеет право использовать эти расходы для уменьшения своего налогового бремени. Если мы несем определенные расходы, соответственно, налогооблагаемая база уменьшается, и налогов платиться меньше. Это - шаг навстречу человеку.

Что это за собой влечет? С одной стороны, введение всеобщего декларирования влечет за собой как бы усиление контроля над налоговыми поступлениями в стране. С другой стороны, введение системы вычетов позволяет каждому гражданину, каждому человеку максимально пользоваться своими правами в сфере налогообложения, и, соответственно, это так же один из элементов борьбы с теневой экономикой. То есть гораздо выгоднее показать свои доходы и, соответственно, расходы и уплатить налоги, которые будут уменьшены на сумму понесенных расходов. Будут созданы специальные сети для приема и обработки информации, специальные центры. Там, я так полагаю, будут консультировать граждан: каким образом заполнять декларации. Этим будут заниматься органы государственных доходов.

- Спасибо за интервью!

Сейчас читают