Всем в моей жизни я обязана пению - Бибигуль Тулегенова

None
None
АТЫ. 6 августа. КАЗИНФОРМ /Жазира Джанабаева/ - В конце этого года исполняется 80 лет народной артистке СССР, лауреату Государственной премии, профессору Бибигуль Тулегеновой. Ее редкостный талант, неповторимая красота и душевное тепло с годами лишь усиливаются. Невозможно не поддаться обаянию Бибигуль Ахметовны,

 обладающей удивительным даром распространять на окружающих свое светлое восприятие мира, доброе отношение к жизни. Корреспондент Казинформавстретилась с легендарной певицей и задала ей ряд вопросов. 

- Бибигуль Ахметовна,  чем Вы занимаетесь сегодня?

- В последнее время я более активно занимаюсь общественной работой. Меня часто приглашают на конкурсы, фестивали, на государственные экзамены. Скажем, в Академии искусств имени Т.Жургенева и в нашей консерватории имени Курмангазы. Многие стараются меня задействовать, всем хочется иметь опытного профессионального председателя жюри или экзаменационной комиссии. Назову еще  конкурс  «Босторгай», существующий уже около 10 лет, относительно «молодой» конкурс «Шаттык» и различные  детские конкурсы. Я всегда рада подобным приглашениям, поскольку очень люблю детей, и поэтому когда дело касается их - отказать не могу.

- Какой из конкурсов Вам показался наиболее интересным?

- Яркие впечатления оставил конкурс «Каркаралы даусы», который проводился в Карагандинской области. Мы привыкли к тому, что обычно  конкурсы проходят в Алматы, Астане и других крупных городах. А сколько талантливых детей на периферии! Этот конкурс - чисто детский, но было очень много зрителей и участников. Мы все очень радовались - такие таланты выявились. А как старались дети... И, хотя их никто не балует дорогими призами, получили просто дипломы, игрушки, но они были так счастливы. Самое ценное для меня - окунуться в эту атмосферу. Юные артисты будто взрослеют на глазах, смотришь - бегает, играет, шалит, но когда наступает момент выхода к публике, то это уже «взрослый серьезный артист» в прекрасном концертном костюме...

Я очень ценю свое участие в подобных мероприятиях. Даже если человек на пенсии, он должен работать, приносить пользу. Считаю, что дети, глядя на нас, многому учатся. А ведь детские впечатления останутся навсегда. Мне  скоро 80 лет, но по сей день воспоминания из детства - самые яркие. Поэтому, я думаю, мало смотреть с умилением,  дети - это наше будущее, и мы обязаны воспитывать их своим поведением, примером. Повторюсь, я с радостью принимаю приглашения на детские конкурсы, и можно сказать, что  я в свою очередь получаю от детей добрую светлую энергию.

Мне очень дороги  эти конкурсы еще и потому, что с 2001  года я провожу свой вокальный конкурс. Это серьезное мероприятие для профессиональных певцов. Участники приезжают из разных стран: Монголия, Южная Корея, Китай, Прибалтика и страны СНГ. Очень много моих конкурсантов работают на мировой сцене, и для меня большая гордость, когда слышу, что мои конкурсанты работают  в Венской опере, Кавер-гардене или даже в Ла-Скала, так, например, одна девочка из Киргизии, дважды принимавшая участие в нашем конкурсе и ставшая лауреатом, работает в Милане. 

Когда мои ученики побеждают на моем конкурсе, некоторые говорят: «ясно, она «тащит» своих»... Но ведь они потом побеждают и на международных конкурсах. Например, моя ученица Гульжан Сапакова, кроме моего конкурса, стала лауреатом и в Америке, и в Болгарии, а в прошлом году  поехала в Италию, я даже об этом не знала... Вдруг она звонит и говорит: «Бибигуль Ахметовна, я Вас поздравляю - я получила  вторую премию, первую, кстати, никому не присудили!» Более того, мне прислали письмо благодарности от организаторов конкурса - за хорошую ученицу!

Собственно, к этому, в основном, сейчас сводится моя работа. К сожалению, возраст не позволяет активно заниматься концертной деятельностью, но я тем не менее пою, не могу, конечно, исполнять большие классические произведения, большей частью камерные вещи и  казахские народные песни. Каждое утро я начинаю с казахских  песен, в них - вся моя жизнь.

Сейчас я готовлюсь к своему юбилею. По известным причинам, 16 декабря, а  это - День независимости РК, мой день рождения широко отмечаться не будет. Празднование пройдет чуть позже, в 20 числах... Обычно бывает холодно, морозно, но в зале всегда особенно тепло. Наверное, я самый счастливый человек на свете - у меня и сейчас много поклонников, причем  «от мала до велика». Конечно же, среди них много людей моего поколения - это их жизнь, их молодость, каждому приятно вспомнить свою юность. Считаю, что, несмотря на всякие трудности, под старость лет Бог дал мне очень хорошую жизнь, и я благодарна судьбе, что стала именно певицей.

- Бибигуль Ахметовна, расскажите, пожалуйста,  о своем детстве.

- Я очень рано потеряла отца. В 1937 году, когда я должна была идти в школу, отца репрессировали и расстреляли. Мама в 25 лет осталась одна с шестью детьми на руках и беременная. Сами понимаете, «семья врага народа» никому не нужна, но мы все пережили, поскольку были вместе. И потом по-детски многому не придаешь значения, не понимаешь, что трудно, что легко, кажется, все так и должно быть. Все проблемы легли на плечи мамы. Мы были счастливы, что ее не посадили, забирали на несколько дней, потом она возвращалась, заплаканная, в синяках, но посадить ее не посадили. Нам очень повезло, потому что многие в те годы потеряли и отца, и мать.

В школу  я пошла поздно, мне было уже восемь лет. Пока мы пережили арест и смерть отца, покинули Катонкарагай, переезжали на новое место последним пароходом, была уже глубокая осень. Поэтому в школу я пошла только на следующий год. Не могу сказать, что я очень хорошо училась, случались и двойки, и тройки, были и хорошие оценки.

На самом деле нашу фамилию Толегеновы можно назвать псевдонимом. Настоящая фамилия отца Байгосынов. Отец в 1912-1913 годах во времена голода потерял родителей, ему  было 10 лет, а его братишке 5-6 лет. Они поехали в Семипалатинск, но дальние родственники отца сами были в столь бедственном положении, что не могли прокормить даже своих детей. Папа с братишкой пришли к родственнику по бабушкиной линии - дяде Наби, который их и приютил. Поначалу папа выполнял домашнюю работу, а потом дядя, который работал грузчиком на мельнице Мусина, пристроил туда и моего отца, а поскольку никаких документов у него не было, дядя Наби записал его на свою фамилию - Толегенов.

Мой отец постепенно вырос до секретаря райкома партии. В 1935 году он приехал в Алма-Ату, прошел двухгодичные курсы по партийной линии, после чего его отправили в Катонкарагай. А в 1937 году его забрали, нам было очень тяжело, никто не помогал. Куда ни пойдешь, все двери были закрыты. Мы жили у маминой сестры. Она была одинокая, больная, все время злилась, что мама приехала к ней с кучей детей. Представляете, маленькая комната в бараке, шесть детей, мама с животом. Мы спали на полу. Так мы прожили до войны.

Мне пришлось пойти на работу, с 13 лет и по сей день я работаю, и остановиться не могу, да и не хочу. Мне кажется, если я остановлюсь, то умру. Работа - это счастье! Все мои беды, горести, испытания - все было компенсировано пением. Все, чего достигла на сегодня, я добилась благодаря пению. Я очень благодарна своим родителям, которые подарили мне голос. Папа хорошо играл на скрипке. Помню, я еще говорить толком не умела, он ставил меня на стул, играл, и я, как могла, подпевала. Папа очень меня любил, он ждал сына, а родилась я. Старшую мою сестру забрала бабушка, сказав: «Ты забрал мою дочь - я забираю твою», и поэтому папа очень ждал рождения второго ребенка. Он воспитывал меня как мальчика, я что хотела, то и делала, была очень живая девочка, даже дралась  с мальчиками.

Во время войны я  работала на Семипалатинском мясокомбинате. Тогда все жили с мыслью «Все для фронта, все для победы!», и песни мы пели только о войне. Я стала участвовать в художественной самодеятельности и потом поехала учиться в консерваторию. Со второго курса стала работать на радио. Вышла замуж, родила. Жизнь была сложная, тяжелая. Но по-настоящему ценить что-то мы начинаем только тогда, когда проходим через испытания. Всякое было, меня даже выгоняли из театра за профнепригодность... Дело в том, что я пела всегда: забеременела и пела, родила и пела, кормила ребенка и пела, а оказывается, после родов вообще нельзя петь, - и натрудила связки. К счастью, на помощь пришла мой педагог, народная артистка республики Надежда Николаевна Самышева. Фактически она меня оживила.

Я родила троих детей, к сожалению, два года назад одну дочь я потеряла. У нее было больное сердце - два раза ей делали операцию, после второй она прожила всего 10 месяцев. Это было самое страшное испытание в моей жизни. Было очень тяжело, я не хотела проводить конкурс, но родные настояли, поддержали, помогли. Конкурс был посвящен моей дочери, которая также была очень талантливой певицей... Сейчас у меня двое детей, сын и дочь, трое внуков, трое правнуков. 

В первый год количество участников конкурса было 46 человек, во второй - 57, а в последний раз - 80 участников. Для профессионального конкурса - это очень солидная цифра. Конкурс носит государственный статус, часть расходов берут на себя спонсоры. Хотелось бы поблагодарить всех, кто нам помогает. Например, издательский дом «Атамура» с первого дня производит для нашего конкурса всю печатную продукцию. 

- У Вас - много наград. Какая из них для Вас самая ценная и дорогая?

- Самая дорогая - это грамота, которую я получила за участие в первом республиканском смотре художественной самодеятельности. Я с ней так «носилась», всем показывала, к сожалению, при одном из многочисленных переездов она была утеряна. Я так переживала и плакала, для меня это был самый главный диплом моей жизни: я впервые была признана певицей.  Также очень ценным для меня стал тот факт, что в год смерти моей дочери я получила признание в виде звезды. В Карагандинской области есть фестиваль, во время проведения которого закладываются именные звезды, и первая звезда была заложена с моим именем.

Меня очень многое связывает с Карагандой, даже став уже известной певицей, я очень много ездила по области, спускалась в шахты, бывала на металлургических заводах. Также я очень часто пела для хлеборобов и животноводов.  Меня «подняли» именно труженники села, я пела в загонах, в катонах, на полях. Случались неурожайные годы, и перед концертом я говорила хлеборобам, что я наполню песнями их зернохранилища, и  действительно на следующий год по доброй случайности выдавался прекрасный урожай. Как только начиналась уборка, я отправлялась выступать по колхозам, и, пока она не заканчивалась, домой не возвращалась.

Многие коллеги называли меня колхозной певицей, а я очень этим гордилась и горжусь по сей день. Да, я пела и в прекрасных концертных залах, в соборах, и в Храме XV века в Лондоне, и в Большом театре, и в Мариинском, перед элитой разных стран, но самые дорогие для моего сердца концерты - именно для сельских тружеников. Уважение тех, кто днями и ночами  трудится, - для меня самое ценное. И это нужно заслужить. 

- Вы пережили и годы репрессий, и войну, и послевоенную разруху, а также годы становления независимого Казахстана. Что Вы можете сказать о   жизни  нашей молодой  страны?

- Нашему молодому государству - 17 лет, и за этот срок оно развивалось семимильными шагами, особенно если проводить параллель с молодым 17-летним человеком...А нашу новую столицу Астану я сравниваю с Золушкой... Я вспоминаю Акмолинск, еще во время освоения целины, это был маленький областной город, ничем не примечательный: мазанки, домики. На левобережье, где сейчас новый город, были капустные поля, а на правом берегу - загоны, курятники, телятники, и я в них пела. Я хорошо все это помню. А сейчас... посмотрите, какой вырос прекрасный современный город. 

Много пришлось поездить, но я никогда об этом не жалела. Я была как-то в Темиртау, где начинал Нурсултан Абишевич. Я тогда  подумала: из такого горнила вышел человек... Какую надо иметь силу, чтобы работать на металлургическом производстве. Я испытала тогда еще большее уважение к нашему Президенту. Как и я, он вышел из простой рабочей среды.

В своей жизни я со многим соприкоснулась и очень себя этим обогатила, и, наверное, именно поэтому я любима моими поклонниками. И дай бог, чтобы я еще могла петь для них, дать им духовный заряд и эстетическое наслаждение. Когда у человека душа обогащается, ему легче пережить любые жизненные сложности.

Справка Казинформа. Б.Тулегенова родилась 16 декабря 1929 годав Семипалатинске. В семье часто звучала музыка, мать хорошо пела, отец   играл на скрипке. В 1937 году отца арестовали. Мать работала на мясокомбинате, заболела, и юная Бибигуль, переведясь в седьмой класс вечерней школы, пошла работать киномехаником в клуб мясокомбината. Место работы было выбрано, чтобы быть ближе к искусству, к любимому занятию в кружке художественной самодеятельности. Вскоре Бибигуль решила, что заводской цех также даст такую возможность, а заработок будет ощутимее. И в 1945 году будущая певица перешла в жестяно-баночный цех. 

В Семипалатинске, как и во многих других городах Казахстана, в военные годы волею судеб оказалось много незаурядных людей - ученые, литераторы, музыканты. Здесь Бибигуль встретилась с известной писательницей Галиной   Серебряковой, которая на одном из областных смотров художественной самодеятельности обратила внимание на юную певицу. Сама отличный музыкант, Галина Иосифовна взяла над ней опеку, давала ей первые уроки музыки. По настоянию Г.Серебряковой Бибигуль поехала учиться в Алматы. 

В 1951 году студентку консерватории приглашают работать солисткой Казахского радио. В1954 году вместе со своим педагогом   едет в Ленинград на Всесоюзную конференцию по вокалу. Так начался триумф казахской певицы Бибигуль Тулегеновой. В том же году она  закончила учебу и была зачислена в труппу ГАТОБ им.Абая. Через два года ее приглашают в оркестр народных инструментов им. Курмангазы. Вместе с этим коллективом она объездила всю республику, различные уголки Советского Союза. В 1971 году после 15-летнего перерыва вновь вернулась на оперную сцену. Ею создана целая галерея оперных образов - Кыз-Жибек, Енлик, Виолетта и Джильда, Снегурочка и многие другие. Награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями.

Сейчас читают