Все страны «обнулились» по туризму, теперь все в равном положении - Еркебулан Хасенов

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ – Многие казахстанцы, находясь дома на карантине, мечтают о смене обстановки, о новых поездках и путешествиях, но из-за ситуации с коронавирусом дальнее зарубежье может быть недоступно еще долгое время. Поэтому реалистичные планы можно строить только в отношении внутриказахстанского туризма. Об этом поделился руководитель представительства НК «Казахтуризм» в Алматинском регионе Еркебулан Хасенов, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Спикер рассказал, как справиться с грядущим наплывом внутренних туристов и что Алматинский горный кластер (АГК), способный ежегодно привлекать до 4,5 миллиона туристов – может предложить казахстанцам уже в этом году.

- Еркебулан Ермекбаевич, расскажите о целях и задачах Объединенного проектного офиса Алматинского горного кластера. Какие проекты по развитию туризма в нашем регионе уже реализуются?

- Наш офис создан по прямому поручению Премьер-Министра РК Аскара Мамина, а в его создании приняли участие три стороны – НК «Казахтуризм», акимат Алматинской области и акимат города Алматы. В наши задачи входят, прежде всего, координация усилий всех стейкхолдеров по развитию АГК, мониторинг проектов кластера, содействие в обеспечении инженерной и транспортной инфраструктуры этих проектов, работа по привлечению инвесторов, в том числе международных, маркетинг и продвижение, а также институциональные аспекты развития туризма: развитие законодательной базы, рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство, предложения по системному решению проблемных вопросов. И, наверное, один из наиболее важных аспектов в текущей ситуации – это проекты по развитию человеческих ресурсов, то есть, подготовка кадров и специалистов для туристской отрасли. В частности, Министерство культуры и спорта сейчас планирует создать в Алматы Центр компетенций и навыков, который будет готовить кадры по востребованным рабочим специальностям для отрасли туризма. Не менеджеров туризма, которых выпускаю ВУЗы, а конкретных специалистов, которых у нас, к сожалению, не хватает. Например, на горнолыжных курортах – это горные инструкторы, не хватает профессиональных гидов и так далее. Мы сейчас как раз занимаемся тем, что выявляем потребность Алматинского горного кластера в этих кадрах, определяем требования к их квалификации и собираем эти предложения для того, чтобы в дальнейшем передать в Центр компетенций и навыков.

Что касается самих проектов, то на самом деле, их очень много. Мы считаем, что туристская отрасль смежно касается более 10 отраслей экономики, а Всемирная туристская организация ЮНВТО говорит даже о 32 отраслях. И, если у нас, скажем, выделяются субсидии для фермеров, это также опосредовано является участием государства в развитии гастро- и этнотуризма в Казахстане. Или, к примеру, строительство автодороги «Западная Европа – Западный Китай», в рамках которой мы рассматриваем участок автодороги Алматы-Хоргос, как обеспечение комфортного и безопасного доступа к объектам туризма Алматинской области - Чарын, Кольсай, Алтын-Эмель, даже Пик Хан-Тенгри. Все они находятся в зоне нашего внимания.

Из крупных проектов АГК, на которых мы делаем акцент, - это, прежде всего наши существующие горные курорты, такие как «Oi-Qaragai Lesnaya Skazka», «Ак-Булак», «Шымбулак», «Табаган», «Пионер», ЦСКА. Наша задача поддерживать их и содействовать дальнейшему развитию. Также у нас есть Национальные парки, и развитие экологического туризма – это один из наших приоритетов. Есть у нас и совершенно новые проекты, например, строительство горнолыжного курорта «Тургень» в одноименном ущелье. Но пока это только проект, требующий немалых инвестиций, поиском которых мы также занимаемся. Мы придаем проекту большое значение, так как если создавать горнолыжный курорт международного класса, который мог бы конкурировать с горными кластерами на мировом уровне, то это как раз «Тургень». Там суммарно можно разбить 180 км горнолыжных трасс с хорошими перепадами высот, создать до 16 тысяч койко-мест и всё это среди красивейшей природы. Потенциал Тургеня нам подтвердили и международные эксперты, которые отмечают, что если инвестировать деньги в горнолыжную инфраструктуру, то лучше их не распылять, а вложить именно в развитие этого направления, который мог бы принимать до 2 миллионов туристов ежегодно. При этом Правительство готово оказать содействие инвесторам, подведя инфраструктуру и обеспечив оформление разрешительных документов.

- Наши сограждане, находящиеся на карантине, активно обсуждают в соцсетях маршруты своих походов и поездок после завершения ограничительных мер. Прогнозируете ли вы всплеск интереса к походам в горы после окончания карантина?

- Да, конечно. И мы надеемся, что наши сограждане в этом году потратят больше времени на отдых «у себя дома». Ни для кого не секрет, что даже живя в Алматы много лет, здесь до сих пор есть люди, которые не были на Медео или Шымбулаке, но при этом ежегодно посещают Турцию, Египет или Тайланд. Сейчас подходящий период, чтобы это исправить.

Что касается волны в соцсетях, KazakhTourism тоже запустил челлендж «Куда поедем после карантина?» в своих аккаунтах в Instagram и Facebook, к которому уже присоединились многие соотечественники, включая наших селебрити. Условиями челленджа было выложить свое фото на фоне казахстанской туристской дестинации и указать куда бы вы посоветовали поехать казахстанцам. Были разные предложения – Алаколь, Бурабай, Мангистау (Каспий и Бозжыра), Туркестан, Катон-карагай и другие. Этим самым мы как раз призываем всех казахстанцев выбирать места отдыха у себя дома.

- Как в целом ситуация с коронавирусом в мире отразится на туристической отрасли Казахстана? Стоит ли ожидать активизации местного внутриказахстанского туризма?

- Безусловно, пандемия короновируса оказала и еще окажет существенное влияние на туризм во всем мире. Можно, наверное, даже сказать, что сейчас все страны «обнулились» по туризму, теперь все в равном положении. Поэтому, возьмем ли мы успешный старт - зависит от нас самих. Текущая ситуация с карантинными мерами во всем мире - это уникальная возможность для всех турдестинаций, в том числе для Казахстана, по усилению «внутреннего чемпионата», то есть проведению «матчей» за привлечение локальных туристов. Поэтому наша текущая работа сейчас посвящена подготовке поставщиков услуг в сфере туризма: мест размещения, питания и прочих услуг досугового характера. Идет консолидированная деятельность Казахтуризма с акиматами Алматы и Алматинской области, туристским бизнес-сообществом и ассоциациями по проведению серии вебинаров на различные темы, активно идет работа по актуализации текущей информации наших достопримечательностей и поставщиков услуг.

- Насколько готова инфраструктура туризма вокруг Алматы к увеличению числа туристов? Не нанесет ли возросшая антропогенная нагрузка урон природе природных памятников и парков?

- Инфраструктура туризма готова, и она всегда испытывала дефицит внимания внутреннего туриста. По поводу же возросшей антропогенной нагрузки – это больной вопрос для всего мира. И тут можно привести следующие данные: в Казахстане 13 нацпарков, и в год их посещают чуть более 1,5 млн человек. А, например, по экспертным данным университета Cambridge (Великобритания), в США только национальный парк GoldenGate ежегодно посещает 13,7 млн человек, а Гранд Каньон – 4,29 млн посетителей. Впечатляющие цифры и по другим странам: в Великобритании нацпарк LakeDistrict – 10,5 млн, нацпарк NewFores» - 4,3 млн посещений, в Канаде нацпарк SevenMontain – 9,2 млн. человек. То есть, наши объемы пока очень небольшие. И тут важно понимать, что посещение нацпарков может принести как урон природе, так и наоборот. Но очень важно понимать, что сохранение природы - это работа не только государства, но и, в первую очередь, самих туристов. Необходимо развивать культуру туризма. И, если люди ждут, что акиматы будут расставлять на туристских тропах урны через каждые 50 метров, но это, исходя из международной практики, как раз неправильно и несет урон природе. Правильно же брать ответственность на себя и, если мы говорим о мусоре, просто взять с собой пакеты, в которые можно сложить мусор и забрать его с собой.

Все наши национальные парки представляют колоссальный интерес с точки зрения развития туризма. Но проблема в том, что перед нацпарками стоят три задачи - это сохранение биоразнообразия, экологическое образование, или даже лучше сказать просвещение, а также туризм. А выполняется худо-бедно только задача по сохранению биоразнообразия. Хотя, и тут все мы слышим новости о том, что иногда сами сотрудники национальных парков на своих же территориях, мягко говоря, хулиганят.

Поэтому перед КазахТуризмом и перед Правительством в целом, особенно в посткризисный период, должен встать кардинальный вопрос о том, сможет ли старая система управления нацпарками отвечать вызовам, которые сегодня перед нами стоят? Мы считаем, что надо кардинально менять всю систему управления национальными парками и будем над этим работать.

- В мире сейчас набирает популярность экологический туризм. Чем этот вид туризма отличается от обычного?

- Кто-то считает, что экотуризм - это самостоятельный поход в заповедник с рюкзаком, палаткой и минимумом комфорта, или что не мусорить в лесу и не убивать зверей – это уже экологический туризм. Как мы видим, этот термин сформирован из двух слов. Если со словом «туризм» дела обстоят более-менее ясно, то с «эко» сейчас возникает гораздо больше разночтений. Мода на все «зеленое» и «экологичное» потихоньку захватывает мир. Куда только не ставят зеленые листочки и надпись «эко» – на одноразовую посуду, агрессивные химические средства, пластиковые пакеты и прочие, отнюдь не экологичные предметы.

На самом деле, основное отличие экотуризма от других видов туризма – это присутствие в нем такого понятия, как устойчивый туризм. А он предполагает ответственное путешествие на природные территории, посещение культурных достопримечательностей. При этом путешествие не просто сохраняет экосистему, а позволяет ее даже улучшать и обогащать. То есть, доходы от экотуризма идут на сохранение целей устойчивого развития территории. Вторая важная задача устойчивого туризма, и экотуризма в том числе, это улучшение благосостояния местного населения. Местное сообщество должно получать прямую выгоду от того, что к ним приезжают туристы. И в этом отношении экотуризм имеет широкие границы - сюда входит и агротуризм, и другие его виды (охотничий, рыболовный, конный, пеший), а также культурные промыслы, традиции, или демонстрация национальных видов спорта. Все аутентичное – экологичное. Условно «зеленое» – это то, что подлинное, настоящее, аутентичное. А также соответствует духу той территории, куда турист приезжает. И в этом отношении преимущество Казахстана в том, что он не только богат природными красотами, но и тем, что они тесно связаны с этнотуризмом.

Инфраструктура для экологического туризма не капиталоемкая, то есть, относительно недорогая. И в этом плане у Казахстана есть большие преимущества, потому что у нас можно быстро создать развитую инфраструктуру: это сеть этноаулов, кемпингов, тентовых глемпингов, недорогих объектов размещения, расположенных в очень живописных и привлекательных местах. Все это позволяет привлечь местное население, то есть использовать эти ресурсы с наибольшей выгодой. В этом плане, одна из основных задач, которая стоит перед Казахтуризмом и нашим Проектным офисом - это формирование национальной сети этих объектов размещения в национальных парках, лесостепных зонах, то есть там, где человек может остановиться на сутки и получить весь необходимый перечень услуг, не нанося ущерба природе.

- Насколько, на ваш взгляд, экологический туризм может быть востребован у алматинцев и жителей Казахстана в целом? Готовы ли будут к нам приехать иностранные гости за экологическим туризмом в будущем?

- Безусловно! В мире не так много нетронутых, малоизученных мест, и одно из них Казахстан. По роду своей деятельности я побывал на многих объектах туризма, не только области, но и всего Казахстана. И я часто встречал восторженных иностранных туристов с горящими глазами, и тут же рядом - группу местных студентов, которых «вывезли» из «цивилизации» на места, где нет интернета. Самый главный вывод, который сегодня дал нам коронавирус - мы начинаем обретать настоящие, подлинные ценности. И вот такой подлинной ценностью является наша нетронутая природа и наше казахское гостеприимство. Я уверен, что, вырвавшись из крупных агломераций городов и из тесных квартир, люди с удовольствием поедут в Казахстан.

И в этом плане, нам надо быть готовыми не просто к взрывному спросу, а к реальному увеличению количества экотуристов, которые будут приезжать в нашу страну. Эта готовность должна определяться целым пакетом мер от улучшения базовой инфраструктуры, состояние дорог, развитие пешеходных троп до маркетинга и продвижения. Кстати, что касается последнего, то у нас уже есть очень серьезный партнёер - влиятельный зарубежом владелец международной веб-платформы Индигайд, этнический казах Атахан Тосун из Швейцарии. Он владеет платформой, которая на территории Средней Азии и Монголии является одним из самых авторитетных и надежных ресурсов, через который зарубежные туристы получают информацию и делают конкретные заказы на туры.

- Что в плане экологического туризма «Казахтуризм» может предложить уже сейчас в нашем регионе? Есть ли какие-то интересные проекты в этом направлении в Алматинской области?

- В Алматинской области очень большое значение имеют наши горные системы Заилийского Алатау. Суть в том, что у нас есть сотни километров троп, которые как основной костяк проходят по наиболее перспективным территориям Алматинской области и всего Южного Казахстана. И каждый турист на любом этапе этой тропы может туда зайти и проследовать какой-то промежуток времени, какое-то расстояние, а потом с него сойти и вернуться. Для этого нужна особая инфраструктура, а не просто какие-то места для размещения. Здесь необходимая хорошая навигация, указатели троп, велодорожки и так далее. Есть у нас и особые планы на развитие в рамках этого направления конного туризма. Над этим мы тоже работаем. А уже сейчас туристам достаточно оплатить эко-сборы и можно посетить один из пяти Национальных парков Алматинской области.


Сейчас читают