В вопросах религии следует проявлять уважение и осторожность - Глава государства

Действительно, по своей сути, религия является одним из самых глубоких измерений человеческого бытия, источником нравственности и духовности. В связи с этим обращение к позитивным возможностям религии ради повышения духовности казахстанского общества, для снижения уровня вызовов и угроз современности может быть достаточно плодотворным.
В Казахстане как в современной цивилизованной стране право на свободу вероисповедания осуществляется посредством реализации принципа светскости. Следует подчеркнуть, что светский характер государства предоставляет довольно большие возможности для присутствия религии в самых разных сферах общественной жизни. Религиозные объединения в свою очередь тоже могут влиять на формирование модели светскости своими социальными концепциями, определяющими принципы их отношений с другими религиями и с государством.
Вот, к примеру, что содержится в социальной концепции мусульман России: «...В условиях действия закона, защищающего основные права и свободы человека, для всех мусульман является не только гражданским, но и религиозным долгом соблюдение норм законодательства своей страны как высшего договора между гражданами. Неисполнение своих законных гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных общин к участию в каких-либо акциях гражданского неповиновения и мятежа считаются в исламе недопустимыми! Свое несогласие с Правительством или местными властями по любым вопросам мусульманин, как и каждый гражданин, может выражать исключительно в рамках действующего законодательства, всячески избегая акций, способных нарушить общественное согласие и мир, привести к кровопролитию и беспорядкам: «Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким, Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт» (Коран, 16:90). Однако ислам не предписывает народам какой-либо конкретной формы государственного устройства, оставляя это на усмотрение верующих - граждан страны - в соответствии со сложившимися в ней традициями и политической культурой». Такова позиция ислама.
В документе «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятом на Архиерейском Соборе 2000 года, подчеркивается: «...государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм - тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии церкви. Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции церкви и власти». И далее: «Государство, в том числе светское, как правило, осознает свое призвание устроить жизнь народа на началах добра и правды, заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества. Поэтому церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой церкви, личности и общества».
Римско-католическая церковь (РКЦ) в своей концепции утверждает: «Всякое человеческое сообщество нуждается во власти для управления им... Она необходима для единства государства. Ее роль состоит в том, чтобы обеспечить, насколько это возможно, общественное благо. Власть, которой требуется нравственный порядок, исходит от Бога: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти, противится Божию установлению» (Рим. 13, 12). Долг повиновения предписывает всем отдавать власти долженствующие ей почести и окружать уважением и, согласно заслугам их, благодарностью и доброжелательством лиц, на которых она возложена... граждане обязаны выказывать повиновение по совести».
Государственно-церковные отношения, согласно социальной концепции РКЦ, тезисно таковы: «На всякую гражданскую власть возлагается первостепенная обязанность: охранять и поддерживать права человека. Поэтому гражданская власть должна взять на себя действенную защиту религиозной свободы всех граждан справедливыми законами и другими подходящими средствами. А также обеспечить условия для развития религиозной жизни, чтобы граждане могли пользоваться своими правами в области религии и исполнять религиозные обязанности, а само общество пользовалось благами справедливости и мира, проистекающими из верности людей Богу и Его святой воле».
Из приведенных концепций и исходят традиционные для нашей страны религии в выстраивании своих отношений с Казахстаном, как светским государством. Практические инициативы традиционных религий в отношении наполнения принципа светскости конкретным, актуальным содержанием нередко высказываются религиозными лидерами. Например, предложения о расширении присутствия традиционных религий в домах престарелых и других социально значимых учреждениях для совершения религиозных обрядов. Казахстан идет навстречу, когда это не нарушает характера светскости государства. Так, в январе нынешнего года было подписано соглашение о сотрудничестве между Агентством РК по делам религий и Духовным управлением мусульман Казахстана, а в феврале - аналогичное соглашение с Митрополичьим округом Русской православной церкви в РК.
Следует подчеркнуть, что религия обладает таким статусом и таким содержание, что вывести ее за скобки общественной, а нередко и государственной жизни бывает сложно. Это можно сделать, только вытеснив религию на периферию и общества, и государства, превратив ее в абсолютно частное дело верующего человека. Сегодня так происходит в подавляющем большинстве европейских стран. Поэтому европейские государства теперь уже даже не светские, а, скорее, атеистические. Секуляризм и абсолютное господство либеральных ценностей - как данность современной Европы - породили новую форму атеизма, основанную на антихристианских ценностях. И сотворили из этих антирелигиозных установок новую идеологию, более жесткую по формам неприятия всего иного, чем предыдущие религиозные системы. Поэтому в этих странах возникающие проблемы в сфере религии и государственно-религиозных отношений покрывают идеологией, выработанной из нового приоритета прав человека, утратившего представление о религиозных ценностях и правах верующих. Государства Европы «просыпаются» только в случаях проявления активности деструктивных организаций, прикрывающихся знаменем той или иной религии. Или при возникающих противоречиях между секулярным законодательством и нормами традиционного христианства. В последнем случае государство встает на сторону секулярного, безрелигиозного мировоззрения и сопутствующих ему законодательных норм. А это опасно тем, что разрушает государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения и порождает глубочайшие вызовы и угрозы. И такой опыт экспертному сообществу Казахстана также необходимо тщательно изучать и анализировать. Ведь давно известно, что лучше учиться на чужих ошибках.