В тесноте и не в обиде: Саммит ОБСЕ в Астане должен решить вопрос с замороженными и затяжными конфликтами

деятельности Организации в последний год есть смысл надеяться на позитивные сдвиги.
Затяжные конфликты на пространстве ответственности ОБСЕ - такой была одна из тем Обзорной конференции в Вене, которая прошла в преддверии Астанинского саммита. Мы попытаемся подвести ее промежуточные итоги.
Казахстан не брал на себя непосильных задач, но сделал намного больше, чем его предшественники. Поэтому утверждение спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ по урегулированию затяжных конфликтов Посла Болата Нургалиева, прозвучавшее в Вене, выглядит довольно скромным: обсуждая вопрос затяжных конфликтов, он отметил: казахстанское председательство ОБСЕ признает, что «насколько убедительно ни звучали бы аргументы посредников, если не хватает политической воли сторон конфликта для прочного, всеобъемлющего урегулирования, достичь возможно лишь немногого».
В своей программе председательства Казахстан сделал особый акцент на решении сохраняющихся проблем безопасности в СНГ. Как известно, в качестве одной из приоритетных задач ОБСЕ нами было обозначено содействие решению затяжных конфликтов в Молдове, Грузии и Нагорном Карабахе. В первые недели председательства также было объявлено, что ОБСЕ намерена уделить особое внимание и реабилитации Афганистана.
«Сегодня понятие европейской безопасности выходит далеко за континентальные рамки, охватывая обширное пространство Евразии, и мы намерены уделить особое внимание реабилитации Афганистана», сказал в этой связи Действующий председатель ОБСЕ, Госсекретарь - глава МИД РК Канат Саудабаев.
В свою очередь, посол США в РК Ричард Хоугланд заявил, что Соединенные Штаты с нетерпением ждут от Казахстана работы по воплощению проектов ОБСЕ, призванных укрепить границы Афганистана со странами Центральной Азии и обуздать экстремизм, радикализм и наркотрафик в регионе.
По его словам, Соединенные Штаты уверены в том, что самым действенным и эффективным способом достижения этих целей является непосредственная деятельность ОБСЕ на территории Афганистана, и поэтому поддерживают заявленный Казахстаном акцент на поиск новых путей включения этой страны в осуществляемую Организацией работу.
«Это начинается с усиления двусторонних отношений, и мы приветствуем щедрое выделение Казахстаном 50 млн. долларов для финансирования обучения афганских студентов», - отметил Р.Хоугланд.
Показательно, что свой первый визит в качестве председателя ОБСЕ Государственный секретарь - министр иностранных дел РК Канат Саудабаев нанес в страны Южного Кавказа для содействия решению затяжных конфликтов. В течение трех дней он посетил три кавказские столицы - Баку, Ереван и Тбилиси. Затем были визиты на Балканы (в Албанию, Черногорию, Боснию и Герцеговину) и в регионы Восточной Европы.
Главной целью визитов стало ознакомление с ситуацией, получение информации, оценок и предложений, так сказать, «из первых рук».
Как отмечает вице-министр иностранных дел РК Константин Жигалов, во всех странах было позитивно воспринято стремление Казахстана задействовать потенциал ОБСЕ для содействия повышению доверия и решению гуманитарных проблем населения, пострадавшего в результате конфликтов.
Вместе с тем, будучи сопредседателем Женевских дискуссий по разрешению южно-осетинского конфликта в августе 2008 года, действующее председательство приложило значительные усилия по поддержанию этого важного формата переговоров.
Также, впервые за последние несколько лет Казахстану удалось возобновить визиты в нагорно-карабахский регион экспертов группы планирования высокого уровня, которая занимается вопросами направления миротворческих сил при достижении соответствующего политического решения.
Особое значение придается консультациям по приднестровскому урегулированию. После встречи в Кишиневе с руководством Молдовы, Канат Саудабаев в Тирасполе обсудил проблему с главой непризнанной Приднестровской Молдавской республики Игорем Смирновым.
Ознакомившись с позицией обеих сторон, в качестве следующего шага Канат Саудабаев выразил готовность организовать в мае в Астане встречу представителей в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели).
Казахстанское председательство, выполняя функции модератора между основными игроками и сторонами конфликта, обеспечило проведение неформальных консультаций в Астане 24 мая 2010 года. А уже в октябре возобновилось железнодорожное сообщение через Приднестровье.
Комментируя это событие, Канат Саудабаев отметил, что в достижении договоренности по этому вопросу и налаживанию диалога между сторонами конфликта важную роль сыграли поддержка Европейского Союза и усилия, приложенные международными посредниками. Также, в ходе встречи в Тирасполе 30 сентября на стадионе «Шериф», премьер-министр Молдовы Владимир Филат и Игорь Смирнов договорились о восстановлении стационарной телефонной связи между двумя берегами Днестра, которая была прервана в период пребывания у власти в Молдавии Владимира Воронина.
Достаточно эффективной оказалась взятая на вооружение политика по усилению потенциала ОБСЕ в предотвращении и урегулировании кризисных ситуаций - она оправдала себя, когда Организация столкнулась с кризисом в Кыргызстане: была предотвращена эскалация насилия в этой стране, легитимизированы властные структуры и без серьезных эксцессов проведены парламентские выборы.
Опираясь на решение Мадридского заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) 2007 года о взаимодействии ОБСЕ с Афганистаном (в соответствии с которым был разработан целый ряд проектов по содействию афганской полиции, пограничной и таможенной службам), Казахстан еще до начала своего председательства инициировал работу по изучению возможностей наращивания и расширения помощи ОБСЕ афганскому государству. Канат Саудабаев трижды за короткий период побывал в Кабуле - в ноябре 2009 года и уже в качестве Действующего председателя ОБСЕ в мае и июле 2010 года.
Содержательные встречи с президентом Хамидом Карзаем и другими представителями высшего руководства Афганистана позволили наметить наиболее востребованные для афганского народа направления возможного содействия со стороны ОБСЕ с учетом имеющихся ресурсов и мандата Организации.
В целом, Казахстан, будучи активным участником различных структур на пространстве ОБСЕ и тесно взаимодействуя с государствами, входящими в другие, зачастую конкурирующие организации, доказал, что на посту председателя ОБСЕ можно и нужно оставаться беспристрастным политическим менеджером.
Помимо решения накопившихся задач в области дипломатии, Казахстан сдвинул с мертвой точки процесс, который затягивался уже в течение нескольких лет: нам удалось решить вопросы об увеличении сроков проведения, а также о расширении рабочих сессий Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности.
Это впервые за много лет позволило провести более глубокий и тщательный обзор актуальных вопросов безопасности, входящих в повестку дня первого измерения.