В работе Комитета по делам строительства и ЖКХ выявлены высокие коррупционные риски

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Проведена оценка коррупционных рисков в работе Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Об этом сообщила на пресс-конференции руководитель Департамента превенции Агентства по противодействию коррупции Анар Жарова, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«К числу зон повышенного коррупционного риска в Комитете по делам строительства и ЖКХ отнесена сфера оказания государственных услуг.

Согласно Реестру, Комитетом оказывается 3 госуслуги: Все они связаны с аккредитацией и аттестацией в сфере строительства. Две из них, согласно стандартам, автоматизированы и должны оказываться электронно. Однако несмотря на это все три оказываются в бумажной форме, что свидетельствует о явных нарушениях. Отмечается формальность деятельности аккредитационной комиссии, созданной при Комитете в реализацию этих госуслуг. Так, анализом установлено, что аккредитационной комиссией по аккредитации юридических лиц, претендующих на проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов, принимались решения об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации при фактическом отсутствии председателя аккредитационной комиссии.

Как следствие, создаются благоприятные условия для коррупционных проявлений, например, в виде выдачи свидетельств об аккредитации в ускоренные сроки путем формального подписания протоколов без сбора комиссии», – сказала А.Жарова.

В качестве примера руководитель Департамента превенции привела уголовное дело в отношении бывшего руководителя Управления государственного архитектурно-строительного контроля Комитета Каркинбаева, преступная деятельность которого пресечена ранее. Последний получил взятку в сумме 250 тыс. тенге от компании за положительное прохождение аккредитации, за что был осужден в мае текущего года. Усугубляет ситуацию отсутствие открытости и прозрачности в деятельности аккредитационной комиссии. Участие в работе комиссии представителей иных государственных органов, неправительственных и общественных организаций не предусмотрено, информация о работе аккредитационной комиссии не размещается на официальном интернет-ресурсе Комитета.

По словам А.Жаровой, в ходе анализа также была выявлена функция, обладающая признаками госуслуги, так называемая «скрытая госуслуга» по постановке на учет в реестр аккредитованных организаций и экспертов. После получения свидетельства об аккредитации, следующей обязательной процедурой для услугополучателей является сбор и направление документов в уполномоченный орган для постановки на учет в соответствующий реестр. Однако нормативный акт, регламентирующий порядок данной процедуры, отсутствует. Это приводит к затягиванию сроков, что соответственно порождает коррупционные риски в виде сговора с субъектом предпринимательства по ускорению этого процесса. Другой выявленной в ходе анализа проблемой является аффилированность экспертов и экспертных организаций. Согласно требованиям Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» эксперту запрещается проводить экспертизу по проектам, в подготовке которых он принимал прямое или косвенное участие, а также находится в трудовых, финансовых и (или) прочих зависимых отношениях с иными субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Между тем, нередки случаи, когда эти требования не соблюдаются. К примеру, в Шымкенте эксперт одной из экспертных организаций выдал более 20 заключений по проектам компании, где сам осуществлял трудовую деятельность.

Таким образом, возникает конфликт интересов, то есть, эксперт, формирующий проектную документацию, далее сам участвует в экспертизе этого же проекта. Данное обстоятельство создает условия для завышения бюджета строительства, применение некачественного стройматериала, нарушение СНиПов и технических регламентов.

Сейчас читают