В нормативно-правовой базе Таможенного союза в области технического регулирования максимально учтены интересы наших производителей и потребителей - Альберт Рау

процента. Следующим шагом в экономической интеграции является создание Единого экономического пространства, для которого в настоящее время разрабатывается законодательная база.
Один из важнейших элементов интеграции - проведение согласованной политики в сфере технического регулирования.
О том, как продвигается работа в этом направлении, в беседе с нашим корреспондентом рассказал первый вице-министр индустрии и новых технологий РК Альберт Рау.
- Альберт Павлович, какие нормативные документы приняты странами-участницами Таможенного союза в рамках формирования единой правовой базы в сфере технического регулирования?
- В настоящее время уже приняты: Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер; Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза; Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции.
Также подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования, которым закладываются основы для установления единого режима поступления продукции на таможенную территорию Единого экономического пространства из третьих стран. Принципы, определенные в соглашении, базируются на требованиях, которые в последующем позволят безболезненно интегрировать Единое экономическое пространство в международное сообщество.
- Насколько актуально для дальнейшей работы Таможенного союза создание единой системы технического регулирования?
- Прежде всего, надо учесть, что, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию системы технического регулирования, отсутствие единых технических норм является серьезным барьером для развития бизнеса на территории Таможенного союза. Поэтому принятие единых технических регламентов для стран-участниц Таможенного союза должно стать задачей номер один. Это позволит сформировать единое правовое поле для обеспечения безопасности продукции, устранить технические барьеры, а также обеспечить защиту таможенной территории от небезопасной и фальсифицированной продукции третьих стран.
Кроме того, принятие единых технических регламентов упростит работу производителей и расширит географию поставок. Можно будет исключить затраты, связанные с проведением работ по гармонизации действующих в государствах норм и правил.
- Много ли технических регламентов необходимо принять странам-участницам Таможенного союза?
- Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только в отношении той продукции, которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Всего Единый перечень включает в себя 61 группу продукции. Графиком разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза планируется принятие 47 технических регламентов. Из них 13 технических регламентов закреплены за Республикой Казахстан, 25 - за Российской Федерацией, 9 - за Республикой Беларусь.
- Как продвигается работа по техническим регламентам в Казахстане?
- По итогам девятого заседания Координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Комиссии Таможенного союза принято решение о вынесении на публичное обсуждение проектов 5-ти технических регламентов, закрепленных за Республикой Казахстан: («О безопасности мяса и мясопродуктов» (МСХ); «О безопасности кормов и кормовых добавок» (МСХ); «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (МЧС); «О безопасности лакокрасочных материалов» (МИНТ); «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» (МИНТ).
В целом, ситуация по реализации графика выглядит следующим образом. На внутригосударственное согласование поступило 9 проектов технических регламентов, разработчиками которых являются Российская Федерация и Республика Беларусь. За проведение внутригосударственного согласования ответственными определены министерства: здравоохранения; по чрезвычайным ситуациям; транспорта и коммуникаций; индустрии и новых технологий.
- Какие еще документы необходимо принять, кроме технических регламентов?
- В реализацию технических регламентов Таможенного союза для целей оценки соответствия продукции будут приниматься межгосударственные стандарты - ГОСТ-ы, разрабатываемые и принимаемые в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ, к которому присоединились все участники Таможенного союза. При отсутствии соответствующих ГОСТ-ов, в качестве единых стандартов также могут приниматься национальные стандарты государств-членов Таможенного союза.
При этом предпочтение будет даваться национальным стандартам, разработанным на основе международных.
- Как проводится подтверждение соответствия продукции в настоящее время?
- В связи со вступлением в силу Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке подтверждению соответствия, на таможенной территории Таможенного союза принят Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке или подтверждению соответствия в рамках ТС. Также создан Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий или центров Таможенного союза и введены единые формы сертификации и декларации. Необходимо отметить, что положения указанного Соглашения применяются в отношении продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС на данную продукцию. Всего в Едином перечне предусмотрено 202 вида продукции 205 позиций по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза - ТНВЭД ТС. Из них на 1 июля 2010 года, в соответствии с указанным перечнем, подтверждению соответствия в форме сертификации подлежало 100 наименований продукции, декларированию - 51 наименование продукции. На 1 января 2012 года подтверждение соответствия в форме декларирования предусмотрено для 154 наименований продукции, а в форме сертификации - лишь для 51 наименования продукции.
Продукция, включенная в Единый перечень, только один раз проходит процедуры подтверждения соответствия. Вследствие этого снижаются затраты на проведение дополнительных процедур, связанных с подтверждением (или переоформлением сертификата) соответствия.
Это значительный шаг для создания условий для свободного товарообращения.
- Какие меры принимаются для упрощения ведения бизнеса участникам внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза?
- В настоящее время принимаются меры по исключению дублирования разрешительных документов на национальном и межгосударственном уровне, снижению давления на бизнес в рамках ЕЭП и уменьшению себестоимости продукции. Вместе с тем, мы должны одновременно увеличивать ответственность изготовителей и поставщиков продукции.
В этих целях, в рамках Таможенного союза разработан проект Соглашения о гармонизации законодательств государств-членов Таможенного союза в части определения видов административных правонарушений и установления ответственности за нарушения в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Cогласно положениям Соглашения, каждая сторона имеет право установить в своем законодательстве общий объем ответственности за нарушение требований в сфере технического регулирования, применения ветеринарных и фитосанитарных мер. При этом минимальный размер штрафа должен быть не ниже размера штрафа, указанного в Соглашении.
В настоящее время документ одобрен решением Комиссии Таможенного союза и проходит процедуру внутригосударственного согласования.
- Многих интересует, насколько успешно защищаются интересы Казахстана в процессе интеграции. Как обстоит дело с защитой интересов нашей страны в сфере технического регулирования?
- В нормативно-правовой базе Таможенного союза в области технического регулирования максимально учтены интересы наших производителей и потребителей. Обеспечен доступ казахстанских товаров на рынок Таможенного союза по единым минимальным требованиям и процедурам, в том числе и для субъектов МСБ. Введены единые документы по вопросам безопасности для обращения продукции. В результате создания Таможенного союза происходит расширение ассортимента товаров на внутреннем рынке. В связи с сокращением издержек на сертификацию, испытания и таможенные процедуры происходит снижение стоимости товаров в странах Таможенного союза.
- Спасибо за беседу.