19:31, 30 Март 2009 | GMT +5
«В нашей стране есть политическая воля к решению проблем предпринимательства», - председатель НЭП «Союз-Атамекен» А.Перуашев
АСТАНА. 30 марта. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ – В условиях мирового финансово-экономического кризиса Правительство Казахстана продолжает работу по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Развитию этого сектора экономики должна придать дополнительный импульс реализация поручений Президента РК Н.А.Назарбаева, изложенных им в Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию». О том, какое влияние на развитие предпринимательства окажет выполнение антикризисных планов Правительства, направленных на решение задач, поставленных в Послании Главы государства, в беседе с нашим корреспондентом говорит председатель Национальной экономической палаты «Союз-Атамекен» Азат Перуашев.? Азат Турлыбекович, какие стимулы для развития предпринимательства в нашей стране возникают в рамках исполнения поручений Главы государства, озвученных им в Послании народу Казахстана от 6 марта текущего года?? Во-первых, направляются большие средства ? 600 миллиардов тенге, ? на ремонт объектов инфраструктуры, создаются рабочие места. Это, я считаю, хорошее подспорье для развития малого бизнеса, потому что ремонтные работы ? сфера действий, в основном, небольших предприятий. За счет улучшения и модернизации инфраструктуры создается хорошая база для развития экономики после выхода из кризиса. Кроме того, что это шанс к улучшению жизни в наших селах, решается также задача диверсификации экономики. Если у нас будут хорошие дороги, то снизятся расходы на логистику, коммуникации, сократится износ и стоимость обслуживания техники, повысятся скорость и объемы перевозок. В стоимости наших товаров расходы на логистику весьма высоки, и их сокращение ведет к снижению себестоимости, повышению рентабельности бизнеса, то есть повысится конкурентоспособность нашей экономики в целом. Раньше большая часть малого и среднего бизнеса была сосредоточена в торговле, а теперь для предпринимателей становятся интересными и другие сферы.
Далее, в рамках программы переобучения специалистов, многие казахстанцы, оказавшиеся в трудном положении, в том числе бывшие строители, отделочники и другие ? смогут применить свои силы в других секторах экономики.
Таким образом, с точки зрения экономического планирования, это решение, позволяющее минусы превратить в плюсы. Когда у нас шел непрерывный быстрый экономический рост, мы шли вперед, инфраструктуре уделялось второстепенное внимание, ведь норма прибыли в лидирующих отраслях доходила до 100 и выше процентов. Зачем что-то обустраивать, все стремились просто заработать на самых простых и быстрых схемах: кредит-товар-прибыль, или проект-дольщики-деньги... Посмотрите, все дороги местного значения в ямах. Зимой у нас останавливаются котельные, рвутся теплосети, водопроводы. Сейчас государство разворачивает инвестиции в эту сферу.Во-вторых, кризис заставляет нас более сбалансированно структурировать экономику. Быстрый рост всегда сопровождается перекосами за счет отставания капталоемких и малорентабельных секторов, а это прежде всего инфраструктура. Теперь есть возможность выровнять баланс за счет «подтягивания» инфраструктуры на местах, что облегчит перетоки из одних секторов экономики в другие. Таким образом, это системное решение, которое закладывает основу для новых возможностей. В посткризисном мире экономика будет другой. Мы сегодня видим, что наше государство сделало для себя выводы из создавшейся ситуации и подобные системные и дальновидные меры ? реальная альтернатива угрозам мирового кризиса. ? В последнее время много говорится о государственно-частном партнерстве. В частности, на необходимость развития предпринимательства с помощью государства указывали многие участники прошедшего недавно в Астане экономического форума. Имеется ли у нас достаточно проработанная законодательная база в этой области? ? Законодательная база для развития государственно-частного партнерства у нас есть, и неплохая. Но она также должна развиваться с учетом изменяющихся условий. Например, на упомянутом форуме говорилось о том, что во всем мире произошло резкое сокращение количества концессионных проектов. Это связано с тем, что государственно-частное партнерство в рамках концессионных проектов основано на частных вложениях на длительные сроки. Но теперь частный бизнес теряет доходность, и лишь немногие компании готовы идти на долгосрочные инвестиции ? на 25-30 лет, которые обычно предполагаются в концессионных проектах.
Все чаще источником финансирования долгосрочных проектов выступает государство. В принципе, это глобальная тенденция, и даже самые что ни есть рыночные страны все активнее участвуют в экономике, спасают частные компании от банкротства, оказывают поддержку системообразующим отраслям. Судя по всему, соответствующие перемены затронут и ГЧП: в реализации многих инфраструктурных проектов финансовая нагрузка будет ложиться на государство, а от бизнеса в большей степени потребуется применение принципов корпоративного управления с участием государственных структур. И это, конечно, должно получить адекватное отражение в законодательстве: кто платит, тот и заказывает музыку.? Вы принимали участие в бизнес-форуме, прошедшем недавно в Москве. Как оценивают предприниматели стран СНГ казахстанский опыт поддержки предпринимательства, антикризисные меры, принимаемые нашим Правительством?? Наши коллеги проявляли большой интерес к тому, что делается Казахстаном в плане поддержки малого и среднего бизнеса. Хотя, надо отметить, что и у нас немало проблем в этой сфере. Более того ? ведь и затруднения с ликвидностью у нас начались на год раньше, чем в России. Но, благодаря этому, к основному удару кризиса мы подошли уже в процессе решения многих важных задач. И это произошло благодаря наличию в нашей стране политической воли к решению проблем предпринимательства. Уже со второй половины 2007 года Казахстан начал кредитование малого и среднего бизнеса через банки второго уровня. Это смягчило влияние кризиса на нашу экономику. Участники московского бизнес-форума высоко оценивали казахстанский опыт, в том числе и мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса, объявленный Президентом; и новый Налоговый кодекс, и снижение административных барьеров. Среди участников встречи были такие известные деятели, как М.Горбачев, Н.Рыжков, Ясин, авторитетные экономисты, бизнес-структуры, депутаты Госдумы.
Например, Михаил Горбачев отметил, что Казахстан отличается от России тем, что у нас есть ясная политическая воля Президента. И эта воля не просто декларируется, а реализуется. Благодаря этому у нас сложились иные взаимоотношения государства и бизнеса. Я рассказал на форуме, что казахстанский Парламент не принимает законопроекты на рассмотрение без экспертного заключения НЭП «Атамекен». Это произвело большое впечатление на коллег из СНГ. Здесь ведь дело не только в деньгах, выделяемых на поддержку бизнеса. Наше Правительство работает не по своим представлениям, а имеет обратную связь с бизнес-сообществом. Вот, было заседание Антикризисного совета, в нем участвовали представители бизнес-ассоциаций. В заседании контрольной комиссии партии «Нур Отан» тоже приняли участие представители предпринимательских кругов. Был, кстати, решен один, очень важный, вопрос. Банки второго уровня выразили готовность подписать меморандум, согласно которому они не будут требовать выселения несостоятельных должников из их квартир, если это единственное жилье. Вообще-то, так и должно быть: в нормальном государстве многие вопросы должны решаться посредством диалога.
В этом плане россияне с некоторым, я бы сказал, удивлением и недоверием, что ли, смотрят на наш опыт. Хотя сделали для себя вывод ? казахский опыт заключается не только в правильном выборе модели развития, в рыночных реформах. Но и в плане собственно строительства бизнес-сообщества как полноправного участника экономической политики государства. Это даже важнее, чем объемы выделенных средств. В России все это тоже делается, но при этом сигналы бизнес-сообщества порой повисают в воздухе. Как говорил председатель Купеческой гильдии, госорганы у соседей нередко работают не с проблемами, а со своими представлениями об этих проблемах, что далеко не одно и тоже. У нас же ни одно заседание или совещание Правительства по экономическим вопросам не проходит без участия «Атамекена» или отраслевых бизнес-ассоциаций. Нередко они вступают в жесткие споры с чиновниками, и это нормально, по крайней мере, для нынешней ситуации.Ряд депутатов Государственной думы России намерены подробно изучить опыт Казахстана в формировании бизнес-сообщества и запросили наши законы, позволяющие, например, давать рекомендации по законопроектам или ограничивающие права проверяющих органов.Хотя нам тоже есть чему поучиться у соседей, и я этого не скрывал. ? Несмотря на то, что Глава государства давал четкие указания, до сих пор только одно ведомство в законодательном порядке отказалось от проведения проверок ? Агентство по защите конкуренции. Что Вы можете сказать по этому поводу?? В первоначальном варианте законопроекта Агентство по защите конкуренции прописало не только право на проверки, но и на проведение оперативно-розыскной деятельности. Мы участвовали в экспертизе законопроекта и дали негативный отзыв. Ведь у нас хватает силовых органов. Дело не в том, чтобы прессовать бизнесменов, нужно защищать конкуренцию. Я должен отметить, что председатель Агентства господин М.Есенбаев пошел даже дальше того, о чем шел тогда разговор, ? в следующем варианте они отказались и от оперативно-розыскной деятельности, и от плановых проверок.В целом, конечно, проблема остается. Ведь мораторий ? это нестандартная мера, он введен не от хорошей жизни. Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании от 6 февраля 2008 года «Рост благосостояния граждан Казахстана ? главная цель государственной политики» сказал об этом так: «Настоящим бедствием для предпринимателя становятся различного рода проверки, которые предусмотрены свыше 50 законами».
Поэтому мораторий введен для того, чтобы упорядочить нормативную базу проверок бизнеса. На заседании Антикризисного совета Генпрокуратура РК озвучила такую информацию: в Казахстане действует восемь кодексов, 74 Закона и несколько сотен подзаконных актов, на основании которых проводятся проверки. Представитель Минздрава говорил о более чем трех тысячах (!) инструкций и приказов, связанных с проведением проверок. Наши коллеги отмечают, что содержание некоторых инструкций в системе Минздрава не менялось с 1941 года, и одни и те же тексты кочуют из десятилетия в десятилетие. Пришла пора расчистить эти «авгиевы конюшни», оставить только то, что работает на развитие экономики.
Мораторий ? это не индульгенция для предпринимателей. Необходимость в нем сохранится до того времени, когда будет принят единый формат порядка проведения проверок. Например, я считаю, что штраф не должен быть целью проверки. Цель проверки, в первую очередь, ? профилактика нарушений. Нужно после проверки дать время на выполнение предписаний. А у нас стараются сразу наложить штраф. В некоторых инструкциях Налогового комитета прямо так и пишется: «провести проверку, наложить штраф и пеню». Даже не предусматривается, что у предпринимателя может не оказаться нарушений. Но выясняется, это «еще цветочки». Россияне говорят, что у них сегодня любой участковый вправе учинить любую проверку на любом предприятии, оштрафовать или остановить его работу. Мы от этого ушли 15 лет назад, а для них до сих пор это ? большая головная боль. По итогам бизнес-форума были приняты рекомендации российскому правительству. И в них, из десяти пунктов, четыре были даны с указанием на опыт Казахстана. Наверное, это ? достижение, но нам предстоит еще большая работа. ? Недавно, еще до объявления моратория, Налоговый комитет провел проверки предприятий розничной торговли в Астане. Выяснилось, что многие работают без использования контрольно-кассовых аппаратов, скрывают выручку. Мораторий ведь не должен поощрять уклоняющихся от уплаты налогов?? Да, такая проблема есть. Но я еще раз говорю: мораторий ? не индульгенция. Налоговики имеют право проверить документацию задним числом за пять лет. Да, на одном из заседаний Правительства аким Алматы Ахметжан Есимов говорил, что в прошлом году только по южной столице недобор по налогам с малого бизнеса составил более миллиарда тенге. Тогда я ответил, что нужно смотреть правде в глаза. Есть и объективные причины снижения оборотов. Мы переживаем невиданный экономический кризис. В разы сужается налогооблагаемая база. Под удар первым попадает малый бизнес. Это сфера, которая сильно зависит от деятельности других компаний. Крупное предприятие может иметь свободные средства, с их помощью модернизировать или создать другое производство, поддержать работников, наконец. Малый бизнес, если у него упали обороты, просто закрывается. Поэтому, я думаю, что основная доля в снижении сбора налогов приходится на объективные причины. С другой стороны, в любой среде найдутся недобросовестные партнеры. На последнем заседании бюро политсовета «Нур Отан» Президент дал поручение Правительству изучить этот вопрос, насколько мораторий способен нанести ущерб бюджету. Правительство несколько дней работало с нами и Налоговым комитетом и в итоге поддержало просьбу «Атамекена» о продлении моратория. Но и мы пришли к выводу, что предприниматели не всегда понимают важность уплаты налогов. Тем более, если этому способствуют сами чиновники. Как показывает опыт, уклонение от уплаты налогов невозможно без содействия налоговиков. Судите сами ? некоторые предприниматели ухитряются за пару дней сняться с налогового учета ? при том, что тысячи их коллег не могут провести эту процедуру годами. После моратория они снова зарегистрируются, но проверить их задним числом уже невозможно: предприятия-то «не было». Весь этот «изящный» финт ? от разработки идеи до срочного снятия с учета ? стопроцентно на совести некоторых нечистоплотных сотрудников налоговой службы. Ни один бизнесмен сам по себе до такого не додумается.Ну и, кроме того, наш предприниматель не всегда имеет правовую защиту от налоговой службы. Например, очень много случаев, когда суды отказываются принимать к рассмотрению иски, оспаривающие доначисления по налогам, связанные с делами о лжепредпринимательстве. Судом признается лжепредпринимателем одно лицо, а штраф налагают на другого. Это парадокс ? такая у нас кривая система. Конечно, мы над этим работаем.
Но и в самой бизнес-среде не самое доброжелательное отношение к тем, кто, пользуясь связями, уклоняется от уплаты налогов. Вы же не обрадуетесь, если кто-то посторонний, выбрав покупку, будет рассчитывать, что вы за него рассчитаетесь. Это вопросы предпринимательской культуры, которая у нас только формируется, это трудный и длительный процесс. Западные страны шли к современной предпринимательской культуре веками, мы же должны этот опыт наработать быстрее ? нас заставляет время. Мы не можем себе позволить отставать на века от цивилизованного мира. Это, как раз, вопросы, которыми занимается Национальная экономическая палата «Атамекен». ? В одном из своих выступлений Вы говорили о необходимости отдавать предпочтение казахстанским компаниям на тендерах, даже если их ценовое предложение дороже, чем у иностранных. Как реализуется такое предпочтение?? Сегодня это уже норма, казахстанским компаниям будет отдаваться предпочтение в рамках программы увеличения казахстанского содержания. Нужно учитывать интересы казахстанских поставщиков и степень переработки в Казахстане. Если, например, для производства товара использовано отечественное сырье, то ясно, что это предприятие больше вкладывает в развитие нашей страны, чем фирма, которая что-то производит полностью из импортного сырья ? здесь в казахстанскую экономику попадает только оплата труда. В Постановлении Правительства заложены градации ? в зависимости от степени казахстанского содержания можно получить ценовое преимущество до 30 процентов. То есть, если товар произведен полностью в Казахстане, поставщик может поднять цену на 30 процентов - по сравнению с импортным. За каждый процент казахстанской переработки добавляется два процента. И 10 процентов закладывается сразу ? как казахстанскому поставщику. Это решение принято недавно. Теперь соответствующие нормы будут введены в Законы о госзакупках, о недропользовании. В Постановлении содержатся конкретные формулы для расчетов. С другой стороны, наши эксперты сомневаются в достаточности принятых мер. У нас ведь только сельскохозяйственная продукция целиком казахстанская. А все остальное или производится из импортного сырья, или на импортном оборудовании. Поэтому есть предложения считать казахстанским все, что здесь производится, как готовый товар, даже если это простая компоновка импортных узлов и деталей. Например, Корея в свое время совершила технологический прорыв, начав с элементарной сборки западных автомобилей и постепенно перейдя на созданной базе к кораблестроению, электронике и нанотехнологиям.
Так что задел в 30 процентов ? это хорошо, но можно было бы и больше. И все же, это только начало, принятое решение в любом случае сыграет позитивную роль.
Еще один вопрос, который нужно решить ? крупные недропользователи, в соответствии с соглашениями о разделе продукции, освобождены от налогов на ввозимое оборудование. Понятно, что это дает им большое преимущество перед отечественными производителями аналогичного оборудования, которые уплачивают все налоги и заведомо проигрывают не только по цене, но и по себестоимости.Ссылки иностранцев на «недостаточное качество» нашего оборудования в данном случае ? банальное лицемерие. Ведь модернизировать производство, технологически и технически перевооружить его можно только за счет чистой прибыли, причем немалой. Но откуда взяться этой прибыли, если ничего не покупать? Это же замкнутый круг, разорвать который должны быть заинтересованы мы сами. Так что, на самом деле, мы еще не создаем преимуществ отечественному производителю, а только пытаемся уравнять его ? у него же дома, ? с иностранными конкурентами.? Какие предложения имеются у НЭП «Атамекен» по законодательству?? Мы постоянно и предельно активно участвуем в экспертизе законопроектов. В настоящее время готовим ряд предложений в законодательство о частном предпринимательстве. В частности, о создании правового механизма, позволяющего предприятиям защищаться от необоснованных проверок. Мы хотим, чтобы проверки проводились реже и, в первую очередь, на тех предприятиях, которые склонны к нарушениям. Ориентировочно: проверять такие предприятия один раз в год, тех, кто редко допускает нарушения ? один раз в три года. А тех, кто не имеет нареканий ? один раз в пять лет. Этот подход уже реализуется Правительством, на сегодняшний день разработана система управления рисками в Налоговом комитете. Идет разработка такой системы в Таможенном комитете. Всем государственным органам нужно переходить на этот принцип. Однако без толчка со стороны самих предпринимателей, госорганы, конечно, не слишком заинтересованы в сокращении своих контрольных функций.Кроме того, сейчас идут обсуждения законодательства о недрах и недропользовании, о защите прав потребителей, о лжепредпринимательстве, о страховании, о госзакупках и т.д.. В Правительстве и министерствах потоком идут проекты постановлений, распоряжений, приказов ? по поручениям Президента, по антикризисным мерам, по ипотечному строительству, по кредитованию малого и среднего бизнеса, по поддержке сельского хозяйства, по финансовой системе, по индустриальным проектам, по таможенным пошлинам, по торговой политике, по рейтингу ведения бизнеса?
Все сотрудники «Атамекена», включая меня, ежедневно участвуют в нескольких рабочих группах. Предварительно вырабатываем общую позицию входящих в Национальную экономическую палату отраслевых и других бизнес-ассоциаций по каждому проекту. Мы видим, что наши усилия приносят плоды: и министерства, и депутаты всё чаще обращаются к платформе «Атамекена», конструктивно воспринимают проблемы и заботы предпринимателей. Надеюсь, что в дальнейшем роль бизнес-сообщества в экономической и социальной политике государства будет только возрастать, как и должно быть в цивилизованном, и сбалансированно развивающемся обществе.