В казахстанской модели пенсионного обеспечения усиливается роль работодателей
В этой связи задачами модернизации являются: сохранение действующей многоуровневой модели пенсионного обеспечения с одновременным усилением в ней роли работодателей и диверсификация источников дохода в пенсионном возрасте.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РК, на первом этапе модернизации в целях укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы в 2013 году принят новый закон «О пенсионном обеспечении», которым предусмотрена, во-первых, консолидация всех пенсионных активов в Едином накопительном пенсионном фонде. Это позволило не только сохранить пенсионные накопления, но и обеспечить их прирост за счет контролируемого и эффективного размещения пенсионных активов.
Во-вторых, предусмотрен переход от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых во вредных и особо вредных условиях труда. Это создаст дополнительные возможности по формированию необходимых пенсионных накоплений для более раннего выхода на пенсию лиц, занятых в тяжелых и вредных для здоровья условиях; По состоянию на 1 июля 2016 года более 6,3 тыс. работодателями произведено перечисление ОППВ в пользу 403,2 тыс. работников, сумма накоплений составила 83,0 млрд. тенге.
В-третьих, введение за счет бюджетных средств субсидирования обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми до одного года. Субсидированием ежемесячно охвачено около 90 тыс. женщин.
Данное нововведение, в первую очередь, направлено на увеличение их пенсионных накоплений и в дальнейшем на достижение адекватного уровня пенсионного обеспечения. В-четвертых, в целях увеличения стажа участия в накопительной пенсионной системе и, соответственно, роста пенсионных накоплений, начиная с 2018 года, будет повышен пенсионный возраст женщин с 58 лет до 63 лет в течение 10 лет по 6 месяцев ежегодно, сообщили в МЗСР РК.
В связи с действием глобальной тенденции старения населения и возникшими проблемами в сохранении устойчивости системы пенсионного обеспечения, многие страны применяют либо планируют применить схему очень медленного - на протяжении нескольких десятилетий, - повышения границ возраста назначения пенсии.
Например, повышение с 65 до 67 лет запланировано в Австралии в 2017-2023 годы, в Германии - между 2012 и 2029, в Дании - между 2024 и 2027 годами. В Венгрии с 2012 года осуществляется повышение пенсионного возраста с 62 до 65 лет. Чехия, постепенно увеличивавшая возраст выхода на пенсию до 63 лет, запланировала дальнейшее повышение к 2030 году до 65 лет. В Республике Беларусь уже с 1 января 2017 года будет ежегодно (на 6 месяцев) повышаться общеустановленный пенсионный возраст для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет. С этой же даты в России поэтапно (на шесть месяцев в год) повысится пенсионный возраст государственных служащих: мужчин до 65 лет, женщин до 63 лет.
На втором этапе модернизации, 18 июня 2014 года утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан. В ее реализацию 2 августа 2015 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения».
Одним из концептуальных изменений является введение критерия для назначения базовой пенсии. Сегодня она назначается независимо от трудового стажа и ранее получаемых доходов в едином для всех получателей размере (11 965 тенге), что почти в 4 раза превышает ее размер при введении (в 2005 году - 3000 тенге). Получателями ее в настоящее время являются более 2 млн. чел.
С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе и только при достижении общеустановленного пенсионного возраста (58-63/63 года). Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии будет равен 50% от величины прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже 35 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.
При этом в стаж участия в пенсионной системе будет включаться в трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года, периоды участия в накопительной пенсионной системе (уплата ОПВ, ОПВР) после 1 января 1998 года и иные социально-значимые периоды - уход за детьми до трех лет, уход за ребенком-инвалидом до 16 лет, периоды проживания супруг дипломатов за границей, супруг военнослужащих, сотрудников силовых структур в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства, но не более 10 лет в общей сложности. Ожидается, что в результате для 37% получателей размер базовой пенсии увеличится в 2 раза. В среднем, размер базовой пенсии увеличится в 1,7 раза - или до 87% от прожиточного минимума.
Эти изменения позволят, с одной стороны, восстановить социальную справедливость в отношении тех пенсионеров, которые по причинам отсутствия сведений о доходах, имея большой трудовой стаж, получают пенсии в низком размере, с другой стороны - стимулировать сегодняшнее и будущее поколение работников к формализации трудовых отношений.
Такой подход восстанавливает социальную справедливость - чем больше человек работал, тем выше у него пенсия. Это распространяется на всех пенсионеров, состоявшихся и будущих.
Еще одним концептуальным изменением, предусмотренным в Законе, является введение с 1 января 2018 года нового условно-накопительного компонента пенсионной системы, что позволит усилить роль работодателей в пенсионном обеспечении своих работников, Дополнительно к нынешним 10%-ным обязательным пенсионным взносам, которые удерживаются из заработной платы работающих, работодатель из своих средств будет перечислять обязательные 5%-е пенсионные взносы. Эти взносы будут начисляться от размера дохода работника, принятого для исчисления ОПВР, и фиксироваться на условном пенсионном счете каждого работника, открытом в ЕНПФ.
Для получения пенсионных выплат по условно-накопительной системе предусмотрен минимальный стаж участия 60 месяцев. В этой связи, право на получение пенсионных выплат наступит через 5 лет.
Начиная с 2023 года, за счет этих взносов будут осуществляться пенсионные выплаты для лиц, за которых уплачивались взносы и которые достигли установленного пенсионного возраста, а также всем инвалидам I и II групп, инвалидность которых установлена бессрочно. Ежегодно размеры пенсий будут индексироваться в зависимости от финансовых возможностей ЕНПФ и демографических показателей. При этом, максимальный размер пенсии из нового компонента не будет превышать 2-х кратного прожиточного минимума.
Главным преимуществом условно-накопительной компоненты, как заявляют в ведомстве, является то, что пенсионер, за которого работодатель осуществлял эти взносы, будет получать пенсию из этого компонента пожизненно, даже если средства на его условном пенсионном счете будут исчерпаны. Однако, в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсионные накопления за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника).
Условно-накопительная компонента не является чем-то новым и экспериментальным, это полноценно работающая пенсионная модель таких западных стран, как Швеция, Норвегия, Латвия и другие.
В целом, реализация обозначенных преобразований позволит обеспечить сохранение до 2030 года коэффициента замещения совокупными пенсионными выплатами на уровне не менее 40%, что соответствует международным стандартам.
Принятые меры также позволят расширить охват граждан услугами накопительной пенсионной системы, повысить мотивацию населения к формальной занятости, обеспечить сохранность пенсионных накоплений, достичь высокого уровня инвестиционной доходности пенсионных активов ЕНПФ, повысить привлекательность и доверие населения к накопительной пенсионной системе.