В ЕАЭС утвердили единый транспортный паспорт

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В конце июня на пространстве Евразийского экономического союза вступило в силу соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства. Оно не будет распространяться лишь на боевую технику, во всех остальных случаях, а это автомобильная, сельскохозяйственная, дорожно-строительная техника, действующие бумажные паспорта (ПТС) потеряют свою прежнюю силу, пишет газета «Литер».

Напомним, что ПТС, он же паспорт транспортного средства, в своем нынешнем виде представляет собой  документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках транспортного средства, идентификационные данные основных агрегатов и сведения о собственнике. ПТС не есть свидетельство о регистрации авто (СРТС), которое выдается по месту постановки на учет. Сейчас в Казахстане ПТС заполняется в бумажном виде при осуществлении таможенного оформления транспортного средства.  

Теперь эта система уходит в прошлое, и все будет переводиться в электронный формат.

Выйти из тени

Первый этап внедрения новой системы начнется уже с 1 января 2017 года, а с 1 июля вождение автомобиля с бумажными паспортами будет считаться неправомерным, и подобные документы выдаваться не будут.
Как считают эксперты, введение единых электронных паспортов  позволит  создать общую базу данных транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, выпускаемых в обращение на территории ЕАЭС. Разработчики электронных транспортных паспортов уверяют, что они позволят упростить передвижение автомобилей через границу стран ЕАЭС и облегчат процедуру их купли-продажи на территории стран союза.
Система будет работать таким образом, что в едином электронном каталоге станет храниться вся информация об автомобиле, так сказать, его история, включая год выпуска, автопробег, попадало ли авто в ДТП, имена и фамилии всех владельцев, данные о перепродажах. Это, с одной стороны, должно облегчить жизнь автолюбителям, желающим приобрести новое авто, с другой - обезопасить их от потенциальных мошенников и от продавцов украденных машин.
Пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сообщила, что пилотная версия системы электронных паспортов была одобрена рабочей группой под руководством директора департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Армана Шаккалиева.
Также в комиссии пояснили, что  запуск пилотной версии, представленной российским АО «Электронный паспорт», стал возможен после вступления в силу межгосударственного соглашения о введении единой для стран ЕАЭС системы электронных паспортов транспортных средств. Общая база данных автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и других видов техники в ЕАЭС позволит снизить различные риски, например избавить рынок от транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности, считают в ЕЭК.
«Создание единой базы также поможет обеспечить строгий государственный контроль за тем, чтобы конструкции автомобилей соответствовали нормам техрегламентов ЕАЭС, усилить надзор за перемещениями транспортных средств через таможенные границы, уплатой таможенных и налоговых платежей. Первые полгода пилотная версия будет работать в режиме опытной эксплуатации, в несколько этапов активируя свои функции. Тестировать ее в Беларуси начали, например, Минский автомобильный завод и компания «БелДжи», в Казахстане - «Азия Авто», в России - автокорпорация «КамАЗ» и компания «Вольво Восток». Компания-разработчик создает серверы, распределительные базы данных и информационную среду, в которой будут оформляться, храниться и передаваться сведения о каждом автомобиле. Замечания и предложения по улучшению систем электронных паспортов, выявленные организациями-изготовителями при тестировании, будут учтены администратором систем при их доработке в возможно короткие сроки. Полная замена бумажных документов электронными паспортами транспортных средств в Евразийском экономическом союзе должна завершиться к 1 июля 2017 года», - прокомментировали ситуацию в ЕЭК.

Отсеять «багги»

Ранее вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау, представляя законопроект в мажилисе Парламента РК, сказал, что нововведение создаст условия для обеспечения свободного обращения транспортных средств и другой техники на единой таможенной территории.
«Учитывая, что специальные государственные органы осуществляют свою деятельность на принципах секретности, предлагается ратифицировать соглашение с оговоркой, согласно которой действие настоящего соглашения не будет распространяться на транспортные средства и другие виды техники Вооруженных сил, других войск и воинских формирований РК и на транспортные средства государственных органов Казахстана», - подчеркнул Альберт Рау.
Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отметил, что одним из ключевых преимуществ единых электронных паспортов транспортных средств станет усложнение оборота теневого авторынка в странах экономического объединения. К тому же возрастет контроль за сроками эксплуатации специальной техники, что особенно важно в таких областях, как строительство и сельское хозяйство, где от устаревшей техники может зависеть безопасность проводимых работ.  
Автоэксперт, главный редактор журнала «Автомобили Казахстана» Роман Масленников считает, что единый порядок введения электронных паспортов ТС - это формальность, очередная ступень интеграции в евразийское экономическое будущее. По его словам, нужно понимать, что сейчас документы на транспортные средства, к примеру, в России, Казахстане и Армении значительно отличаются. Так, в России присутствует паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации.  По словам эксперта, он на личном опыте,  когда ездит по России, убедился в этих различиях, так как в соседней стране можно спокойно кататься на автомобиле, произведенном в России, только со свидетельством о регистрации. ПТС, как правило, остается у компании, предоставившей автомобиль. Но в других странах ЕАЭС такая облегченная форма не действует, подчеркнул он.
«Что произойдет, когда в странах ЕАЭС документы на автомобили унифицируют? Ничего трагического. Во-первых, все транспортные средства попадают в общую базу, транспарентную для всех участников - будь-то Кыргызстан, Казахстан или Беларусь. Это положительный момент. Что дает переход от бумажных версий ПТС в «цифру»? Это дает возможность по одному клику найти информацию о каждом самоходном средстве передвижения. Соответственно, быстрее обнаружить и идентифицировать автомобиль. Главное тут - это правильно установить необходимое серверное оборудование. Также «цифра» позволяет просмотреть статус паспорта: активный, не действующий, утилизированный. Бумага в этом плане отстает. С начала следующего года начнет действовать пилотный проект программы. Ведь в любом случае система  неидеальна и нужно в первую очередь отсеять «багги». В целом же нововведение отлично работает на снижение криминального фона в отношении автомобилей. Ну и по налоговому вектору все станет как бы более прозрачно. Поэтому поддерживаю», - сказал Роман Масленников.

В выигрыше будут все

Председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков считает, что электронные паспорта ТС - это попытка создать систему, аналогичную американскому CARFAX/AutoCheck.
То есть полную, достоверную базу данных об автомобилях, которая в идеале должна включать огромный перечень информации. Таким образом, после внедрения единых электронных паспортов любой автолюбитель получит доступ к наиболее значимым сведениям  о транспортном средстве. Этот перечень включает различные данные, эксперт обрисовал их примерный список.
Информация о регистрации автомобиля.  Где, когда это произошло, в каком городе и стране был впервые зарегистрирован автомобиль, данные обо всех перерегистрациях за все время существования автомобиля.
Владение транспортным средством.  База данных должна включать всю информацию о том, кому оно принадлежало: частные лица, компании,  система такси, аренда.  
Информация по случаям аварий, серьезных повреждений, гибели/списания автомобиля, так как покупка машины, побывавшей в дорожно-транспортном происшествии, может привести к дорогостоящим издержкам в будущем. База данных должна информировать потенциальных покупателей о любых серьезных проблемах в истории автомобиля, в том числе о полной гибели, и помогать предотвратить покупку поврежденных автомобилей.  
Нужно обладать информацией о пробеге автомобиля, так как его занижение - одна самых распространенных форм автомобильного мошенничества на рынке подержанных авто. Теперь же во время покупки автомобиля покупатели смогут проверить пробег за весь период эксплуатации.
Отзывы автомобиля для устранения дефектов производства - производились ли отзывные кампании по данному транспортному средству. Информацию о раскрытии подушек безопасности - система должна уведомить покупателей автомобилей, попадал ли он в ситуацию, когда раскрывались подушки безопасности.
Данные о прохождении техосмотров или техобслуживания - покупка подержанных автомобилей, которые регулярно проходили ТО в сервисных центрах и содержались в хорошем техническом состоянии, может быть большим преимуществом.  
Данные по юридической чистоте автомобиля - сверка с базой МВД по украденным автомобилям поможет избежать серьезных юридических проблем в будущем. И это далеко не полный перечень информации, к которой может появиться доступ онлайн, заметил эксперт.
«Если единый электронный паспорт транспортного средства - это подобная система с обширной базой данных, то от создания такого информационного комплекса будут в выигрыше практически все заинтересованные стороны - и автосалоны, и частные продавцы, и все покупатели автомобилей», - заключил он.

Сейчас читают