В декабре 1986 года проснулось национальное самосознание казахов - Ахметова

Она подчеркнула, что сегодня долг каждого казахстанца знать и чтить историю своей и страны для успешной реализации таких амбициозных целей таких, как «План нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», государственный программы «Нұрлы жол».
Стоит отметить, что эти цели хорошо отражены в 89 шаге Плана нации «100 конкретных шагов». Национальный проект «Нұрлы болашақ» и ценности Мәңгілік Ел внедрены в действующие учебные программы школьного образования. Чтобы подрастающее поколение знало и не забывало историю своей страны, Лайла Ахметова более подробно остановилась на одном из главных событий в жизни казахского народа.
«В 1986 году молодежь Алматы, да и в целом весь Казахстан выступили против политики Советского Союза, выразив свое недовольство. Впервые казахстанцы, и, в первую очередь, казахи показали свое яркое политическое сопротивление властным структурам. Я в то время, также как и сейчас, работала в Казахском национальном университете (КазГУ), и на его примере могу сказать, что те дни были очень тяжелыми. Когда студенты вышли на площадь, преподаватели были вынуждены дежурить в общежитиях и проводить с ними политико-воспитательные работы. Студенчество и наш университет очень сильно пострадали в то время. Я была в декрете, и уже через 5 лет, в 1991 году, когда вернулась, где-то 90% профессорско-преподавательского состава изменилось. Ушли или окончили университет те студенты, которые учились в конце 80-х, но память осталась. Было много несправедливости по отношению к участникам декабрьских событий. Их в народе прозвали «декабристы», они стали символом мужества и сопротивления», - делится воспоминания историк.
По ее словам, благодаря независимому Казахстану, 25-летие которого мы отмечает в этом году, открылись границы.
«С первых дней обретения независимости начались реабилитация и пересмотр ценностей, восстановление исторической справедливости. После событий 1986 года весь казахский народ обвинили в национализме. Но пострадали тогда не только казахи. Я знаю преподавателей, которые будучи русскими, корейцами по национальности, тоже несли ответственность за «неправильное воспитание молодежи». С 1992 года начался сбор документальных материалов, и историческая справедливость восторжествовала. Я была свидетелем, когда в 1990-е годы опубликовали две книги воспоминаний декабристов на казахском и русском языках.
Проследила судьбы настоящих декабристов КазГУ и увидела, что многие из них были сломаны. Кто-то был уволен с работы, другие отсидели сроки, и хотя их жизни сломались, многие нашли в себе силы восстановиться. Воспоминания в книгах где-то были очень резкие, но, я считаю, каждый должен был высказаться и рассказать свою правду, потому что они были пострадавшей стороной. Поэтому, читая воспоминания, я удивлялась тому, что эти люди смогли противостоять всей политической структуре огромного государства. Сейчас, встречаясь с декабристами на каких-то мероприятиях как общественный деятель, я вижу помощь государства. У них есть свои общественные организации», - говорит Л. Ахметова.
Профессор считает, что надо и дальше вести работу по сбору сведений о декабре 1986 года.
«Государство реабилитировало, наградило желтоксановцев, пусть даже некоторых посмертно. Надо и дальше публиковать их воспоминания, чтобы нынешняя молодежь знала об этом. Необходимо также собирать материалы в архивах, чтобы в дальнейшем исследователи изучали документы самих участников, а не только материалы печати или государственных властей. В декабре 1986 года проснулось национальное самосознание, и это похвально, что проснулось оно именно у молодежи, потому что молодежь - двигатель силы. Об этом должны знать не только казахстанцы, об этом должно знать все мировое сообщество», - сказала Лайла Ахметова.