В Алматы три года борются с ямами на BRT и выделенках: есть ли результат

Выделенные только для общественного транспорта полосы на улицах Алматы очень быстро превратились в «рельсы» из-за того, что асфальт постоянно прогибается под весом колес автобусов и троллейбусов. Корреспондент Kazinform разбирался, почему этот вопрос до сих пор не снят с повестки дня.   

выделенки ямы Алматы дорога ремонт
Фото: Альберт Ахметов / Kazinform

Первые выделенные для общественного транспорта полосы в Алматы появились в 2015 году. Правда, из-за того, что расположены они по правому краю проезжей части, на них перед перекрестками официально могут заезжать любой транспорт, совершающий поворот направо, а общественный транспорт, двигающийся прямо, объезжает эту внезапную пробку по другим полосам. Поэтому как таковые провалы в асфальте в виде колеи в то время особо заметны не были.

Другое дело — обособленная линия BRT по улице Тимирязева, запущенная в 2018 году. По выделенной линии, размещенной по центру проезжей части, могут ездить только автобусы и троллейбусы, повороты налево для другого транспорта, следующего по улице Тимирязева, запрещены. И общественный транспорт, не видя преград, не покидает свою полосу. В связи с этим на BRT и начала образовываться колея в асфальте, обнажившая проблему качества дорожного покрытия.

Аналогичная проблема выявилась и на полосах общественного транспорта на улицах с односторонним движением, например, на Гоголя. Попытки избавиться от колеи обычной заменой асфальтового покрытия на новое к желаемому результату не привели. В 2022 году в ходе конференции, посвященной качеству дорог, было объявлено, что для избавления от колеи будут применять более современные добавки в асфальт по технологии ШМА (полимерщебеночно-мастичный асфальтобетон) с полимерами, которые улучшают свойства битумного вяжущего, делая покрытие более долговечным, прочным, эластичным и устойчивым к деформациям, таким как трещины и колея.

С 2023 года в Алматы на магистральных улицах укладывали полимерасфальтобетонное покрытие. Но полностью от колеи на выделенках избавиться все-таки не удалось, «рельсы»-вмятины в асфальте от колес автобусов и троллейбусов можно было наблюдать на выделенных полосах и к лету 2025 года.
К осени 2025 года вместо полосы с колеей вновь появился свежий ровный асфальт и мы обратились в управление развития дорожной инфраструктуры Алматы, чтобы узнать, отличается ли новый асфальт по составу и качеству от предыдущих версий.

Заместитель руководителя управления Асан Бостанов в ответе на запрос Kazinform сообщил, что колееобразование является серьезной проблемой автодорожной отрасли не только в Казахстане, но и в развитых зарубежных странах (США, Австралия, Корея и др). Бостанов опроверг утверждения о том, что нет прогресса в борьбе с колеей.

- С 2023 года в городе на магистральных улицах укладывается полимерасфальтобетоны, состояние покрытия на данных улицах значительно лучше, по сравнению с обычными асфальтобетонными покрытиями. Также, продолжается исследование колейности на автомобильных дорогах Алматы, — заявил Асан Бостанов. 

По его словам, на сегодняшний день выполнены следующие работы:

  • путем измерения автобусов, грузовых и среднегрузовых автомобилей в загруженном состоянии определены фактические нагрузки на конструкцию дорожной одежды;
  • в двух местах установлены автоматизированные датчики измерения температуры и влажности дорожной одежды и грунтового основания до глубины 3,0 метра (пересечение проспекта Абая и улицы Алатау, а также на углу улиц Гагарина и Жамбыла). 

Датчики позволяют круглогодично определять фактические значения температуры и влажности и используются в расчете и конструировании дорожной одежды для условий Алматы:

  • для выявления причин образования колейности, на дефектных участках были вскрыты конструкции дорожной одежды, определены глубина распределения колейности, проведены лабораторные испытания материалов;
  • проведены серии расчетов (напряженно-деформированное состояние) конструкции дорожной одежды с учетом фактических данных (нагрузка, температура, материалы дорожной одежды);
  • проведены лабораторные испытания предлагаемых асфальтобетонных смесей с различными полимерами; 
  • проведен подсчет, анализ интенсивности и состава транспортного потока;
  • путем проведения комплексного анализа (проведения расчетов предлагаемых конструкций, подбор слоев конструкций дорожной одежды и другое) предложены колееустойчивые конструкции дорожной одежды на автобусных полосах;
  • построены опытные участки дорог с предлагаемыми конструкциями дорожной одежды, проводится постоянный мониторинг их состояния;
  • рекомендованы колееустойчивые конструкции дорожной одежды.

Насколько прочным окажется новый вариант антиколейного покрытия на выделенных полосах, покажет время. А пока алматинцы дожидаются окончательного завершения всех дорожных работ, намеченных на 2025 год.

По данным управления развития дорожной инфраструктуры Алматы, в 2025 году в рамках среднего ремонта запланировано отремонтировать дорожное покрытие на 317 улицах протяженностью 263,1 км.В настоящее время завершен ремонт 288 улиц протяженностью 238,9 км, в том числе 15 магистральных улиц протяженностью 40 км: ул. Кабанбай батыра, Кажымукана, Жубанова, Улугбека, Майлина, Бухтарминская, Монке би, Бекмаханова, Дулати, Серкебаева, Жарокова, Толе би, Богенбай батыра, Тлендиева, а также пр. Назарбаева.

В связи с поздним заключением договора на проведение среднего ремонта по Алатаускому району (план — 135 улиц протяженностью 70,2 км) на данный момент завершено 110 улиц протяженностью 53,8 км. Оставшиеся 25 улиц протяженностью 16,4 км планируется завершить до конца ноября текущего года.

Ранее мы писали о том, что еще 143 участка изымут в Алматы для пробивки и реконструкции дорог.  

Сейчас читают