У теневой экономики нет светлого будущего
По оценкам экспертов, в теневом секторе планеты ежегодно создается около $10 трлн. добавленной стоимости. В развитых странах теневая экономика конце прошлого века оценивалась в среднем в 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП. В Казахстане этот показатель оценивается в 18-25%, что составляет примерно годовой бюджет страны.
Самое безобидное ее проявление - так называемая неофициальная, то есть легальные виды бизнеса и при этом уклонение от налогов. Прежде всего, это ответ на чрезмерно высокие налоги, давление госорганов и административные препоны. Здесь причины болезни экономические и средства лечения должны быть такими же. Изменив отношение государства к бизнесу, размеры "тени", как доказывает мировая практика, можно существенно снизить.
На начальном этапе перехода к рыночном отношениям, теневая деятельность была неизбежной из-за высоких налогов и поборов чиновников. По мнению некоторых западных экспертов, для общества она играла в целом положительную роль, поскольку предприниматели даже платящие налоги не в полной мере, все равно инвестировали свои доходы в бизнес, создавали рабочие места и т.д. Другое дело, что это всегда питательная среда для коррупции.
Вообще говоря, теневая экономика и коррупция в госорганах - сиамские близнецы. И снижая уровень теневой экономики, мы убиваем сразу двух зайцев.
Казахстан уже прошел сложный путь от развивающейся страны до государства со средним уровнем доходов, вошел в 50-ку ведущих экономик мира. Поэтому сейчас есть все объективные предпосылки серьезно снизить уровень "серой" экономики.
Существуют два расхожих заблуждения на счет объявленной налоговой амнистии - первое, легализация затеяна для того, чтобы пополнить госбюджет. Якобы не хватает денег на проведение EXPO-2017, Универсиады и прочего. Второе - чиновники смогут легализовать свои "грязные деньги."
На самом деле прямые поступления в бюджет как раз будут относительно небольшими. Напомним, что нынешняя легализация предполагает налоговую амнистию как для капитала, так и имущества. И только капитал облагается специальным сбором в размере 10%. Столько же будет удержано за легализацию имущества, находящегося за пределами Казахстана. Иных налоги, штрафные санкции, пеня не взимаются.
Главная же причина в другом - привлечение в легальный экономический оборот неработающих огромных финансовых ресурсов. Для наглядности рассмотрим результаты амнистии 2006-2007 годов. Так вот, в бюджет тогда поступили небольшие суммы в виде сборов на амнистию - всего $483 млн. Так в чем же фишка? А в том, что сразу $6,8 миллиардов начали работать в легальном секторе экономики. Если взять за основу средний прирост ВВП того времени - около 7%, то страна дополнительно получила добавленной стоимости как минимум $476 млн. А еще налоги и разного рода отчисления, создание дополнительных нескольких тысяч рабочих мест.
Как утверждают криминологи, существует прямая зависимость между удельным весом теневой экономики и уровнем коррупции в стране. Говоря просто, чем более легален бизнес, тем меньше ему требуется "крыш".
В настоящее время речь идет о возможной легализации порядка $20-30 млрд.
Что же касается "грязных" денег, то согласно Закону «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег», легализации не подлежат деньги, полученные преступным путем, например, в результате совершения коррупционных преступлений.
Для определения происхождения крупных капиталов, нажитых именно преступным путем, существуют специальные службы как внутри страны, так и международные организации вроде ФАТФ и "Эгмонта". Во всех цивилизованных странах (порой, под угрозой включения в "черный список") принимается закон по противодействию отмыванию денег. Но это тема отдельного разговора.