У народа должна быть великая мечта, а государству нужны вдохновляющие идеи, которые вселяют уверенность в людей - ученый-китаевед Дукен Масимхан

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В нашем обществе активно обсуждаются такие темы, как развитие образования, воспитание подрастающего поколения, а также превращение Казахстана в «Вечную страну».Эти и другие вопросы затрагиваются в беседе корреспондента «Казинформа» Бекайдара Алтая с ученым-китаеведом, доктором филологических наук, заведующим кафедрой китайского языка Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева профессором Дукеном Масимханом.

- Дукен Масимханулы, Вы занимаетесь преподаванием с тех пор, как вернулись на историческую родину. Сейчас Вы работаете в одном из ведущих вузов Астаны. Скажите, какие особенности можно отметить в системах образования Китая и Казахстана?

- Я родился и вырос в соседней с Казахстаном Китайской Народной Республике, там окончил начальную и среднюю школу, а высшее образование получил в Центральном университете наций в Пекине. Этот вуз считается главным университетом для малочисленных народов Китая. Здесь готовят кадры из числа малочисленных народов по разным направлениям - науке и образованию, культуре, администраторов. Университет пользуется авторитетом в Китае. Языковая школа университета известна и в мире. После окончания университета я устроился научным сотрудником в литературный институт Общественной академии наук Синь-Цзяна, а также преподавал в некоторых вузах.

Вообще, в Китае образование начало становиться на системную основу после прихода к власти Дэн Сяопина. Ранее, с момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году, была полностью скопирована советская система образования, вплоть до учебников. В некоторых случаях советские специалисты участвовали в перестройке высших учебных заведений. А во время знаменитой культурной революции все школы превратились в площадку для хунвэйбинов. Только в 1978 году, при Дэн Сяопине система образования начала формироваться заново. Годы моей учебы пришлись на начальный период этого формирования, когда еще не все было приведено к системе. Во-первых, был слабый профессорско-преподавательский состав, во-вторых - слабыми были учебники.

В первые годы независимости, по специальному приглашению Казахского национального университета им.аль-Фараби, я приехал на родину предков. С конца 1992 года я преподаю в ведущих вузах Казахстана. В КазНУ им.аль-Фараби работал до 2002 года, теперь - в ЕНУ им.Л.Гумилева.

- Как, на Ваш взгляд, менялось образование в Казахстане за эти годы?

- В первые годы независимости сохранялась советская система, а с 2002 года начала внедряться западная модель образования. В рамках Болонского процесса появились новые методики, например, кредитная технология. Сейчас все это апробируется. Но, в результате всевозможных реформ, мы, по-моему, нарушили устоявшуюся систему образования. Вообще, мы копировали западную систему, видя только ее преимущества, но ее внутреннее содержание нам не подходит. Например, в соответствии с этой системой, у каждого профессора должен быть свой кабинет. Студенты должны записываться на занятия и приходить в назначенное время. А у нас, в ведущих вузах, даже у заведующих кафедрами нет отдельных кабинетов. Кроме того, у нас нет учебников, адаптированных к западной системе образования, наши учебники, в основном, сходны с советскими.

- Вы говорите об учебниках на казахском языке или обо всех учебниках?

- Вообще, ситуация с учебниками на казахском - сложная. Имеющиеся представляют собой не очень качественные переводы из разных источников. Мы, пока еще, довольствуемся этим. Почему нет качественных учебников? В Китае, например, для написания учебника профессор освобождается от основной работы с сохранением заработной платы на 1-2 года. Готовый учебник проходит экспертизу, затем рекомендуется для использования.

У нас тоже дается задание написать учебник. Но не учитываются вопросы оплаты и предоставления творческого отпуска. Что делает наш специалист, получив такое задание? Состряпает что-нибудь, лишь бы считаться автором учебника и повысить свой авторитет ученого. А ведь если у нас не будет хороших учебников, то требовать хороших знаний от студентов - все равно, что ждать молока от птицы.

- Какие еще проблемы в сфере образования, требующие решения, Вы хотели бы отметить?

- В Китае очень хорошо поставлено воспитание в национальных традициях. Если говорить о китайской нации, то у них даже в детских садах проводятся занятия по национальной этике. В средней школе обучают правильным манерам, в вузах - хорошо поставлено воспитание в духе государственности, в национальном духе. Они выпускают настоящих патриотов Китая. Это - результат хорошей идеологической работы. В университетах преподается, кроме научного коммунизма, этика - все четыре года. На занятиях по этике учат быть порядочным человеком, достойным сыном китайского народа.

У нас не так. Да, мы не можем никого винить за то, что было до - и в первые годы независимости. Но что мы видим сегодня? Воспитание ограничивается ознакомлением детей с внешними формами - с моделью юрты, со стандартами одежды для женщин и мужчин...

Нам нужно уделять больше внимания вопросам воспитания молодого поколения - чтобы они становились достойными людьми, настоящими казахами. Но беда в том, что родители сейчас этим не занимаются. В капиталистическом обществе и бедные, и богатые родители - все заняты делами. Вспомним: раньше воспитанием детей занимался весь аул. Когда мы были детьми, аксакалы могли обругать или даже вытянуть плеткой курящего мальчишку. Сейчас никто не обращает внимания даже на юных студенток, курящих прямо возле своих домов. Если им сделать замечание, отвечают: «Не твое дело». Так что воспитанием молодежи занимаются только телевидение и Интернет. Но там есть много такого, что чуждо нашему менталитету. Если мы не будем воспитывать подрастающее поколение, это сделают другие - так, как им хочется...

- Что бы Вы предложили для исправления ситуации?

- Нужно, чтобы и у нас был предмет - «этика», адаптированный для понимания детьми, начиная с детсадовского возраста. Необходимо разработать учебники по этике для всех уровней образования. Это должен быть самостоятельный предмет на основе специальной программы.

- Давайте вернемся к Китаю. Ведется ли в Казахстане работа по изучению этой державы, по прогнозированию ее действий в будущем?

- Уже 22 года я говорю о необходимости открытия Института китаеведения. В каждой провинции Китая есть институты по изучению Средней Азии. В основном, они изучают Казахстан. Изучают богатства каждого региона нашей страны, численность населения, его состав - сколько казахов и сколько других национальностей, кто руководит регионом, как настроены жители, и другие вопросы.

Мы сейчас пользуемся только той информацией о Китае, которая исходит от других - в основном, от России. Об этом я говорил еще в 2001 году на приеме у Главы государства. Президент сказал, что это важный вопрос, и поручил уделить этому внимание руководителю своей Администрации. Пока еще это поручение не выполнено.

- В нынешнем Послании народу Казахстана Глава государства уделил внимание вопросу, привлекшему большое внимание общественности - теме «Вечной страны». Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Я всегда говорю, что, как у отдельного человека, так и у народа должна быть мечта. А идею создания «Вечной страны» поддержит весь народ, потому, что идея эта существует еще со времен древних тюрков. Не только мы вернулись на историческую сцену в качестве независимого народа. Например, новый руководитель Китая Си Цзиньпин, придя к власти, сразу провозгласил «Китайскую мечту». Ее срок также определен до 2050 года, к этому времени Китай должен стать самым развитым, мощным и богатым государством.

Если такие большие государства ставят перед собой высокие цели, то и мы должны стремиться к новым высотам, поэтому идея Президента поддержана народом. В политике нужно выверять каждый шаг. Руководитель должен думать о будущем своего государства. Государству в определенных ситуациях нужны вдохновляющие идеи, которые вселяют уверенность в людей. Именно с этой позиции я воспринял Послание Главы государства. Кроме того, народ с удовлетворением воспринял слова Президента о важности науки для будущего развития страны, потому что наука, знание лежат в основе конкурентоспособности.

- Занимаетесь ли Вы творческой работой? Расскажите о своих планах.

- Я всегда увлекался поэтическим творчеством, а об уровне его могут судить Аллах, а также читатели. Но, больше пришлось заниматься научной работой, преподаванием. Чтобы народ больше знал о Китае, переводил китайских поэтов и писателей. Это и есть моя творческая работа - наука, стихи, переводы. Преподавание - это отдельное направление. Я выпустил около 20 книг - 5 сборников стихов, 3-4 перевода, 2-3 учебника и научные труды.

О планах могу сообщить, хотя и не считаю, что это хорошо - рассказывать о еще не выполненной работе. Сейчас у нас нет китайско-казахского словаря. Студенты пользуются словарями, изданными в России и Китае. Это создает трудности для китаеведов. Вместе с супругой Айнур Абиденкызы уже 10 лет мы занимаемся составлением словаря под названием «Большой казахско-китайский словарь», включающего 70 тысяч слов и словосочетаний. В основном, работа сделана, осталась техническая часть, посвященная удобству пользования словарем в Интернете.

Еще я пишу исследование под названием «Культура древних тюрков», основанное на китайских источниках. Все востоковеды и тюркологи мира использовали эти источники, но они всегда руководствовались интересами своих стран. А я хочу полностью рассмотреть в китайских источниках все, что касается тюркской культуры. Думаю, что книга будет большим двухтомником. Если мне удастся завершить эту работу, можно будет подумать о дальнейших планах. А стихи пишу всегда, когда есть настроение...

- Спасибо за беседу.

Сейчас читают