Треть казахстанцев с высшим образованием не могут найти работу

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан Джамиля Нурманбетова подняла проблему гармонизации обучения и востребованности на рынке труда, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Система спроса и предложения на рынке труда не гармонизирована, регионы и отрасли с переизбытком или дефицитом кадров - это объективная реальность. В качестве примера приведу показатель трудоустройства выпускников, прошедших обучение по сельской квоте. По данным Министерства образования и науки РК, общее число выпускников, прошедших обучение по сельской квоте, составляет за 2015-2018 годы 10 719 человек. И только 25% из них трудоустроены», - сказала Джамиля Нурманбетова на «круглом столе» в Мажилисе Парламента РК.

По ее словам, большинство безработных в стране имеют высшее образование.

«По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, общее число безработного населения составляет 441 893 человека. Из них 30% -люди, которые имеют высшее образование. При этом, по показателям 2017 года, более 26 тысяч вакансий, заявленные работодателями, оставались незаполненными из-за несоответствия квалификации соискателей требованиям работодателя», - отметила спикер.

Д. Нурманбетова подчеркнула, что решить данную проблему призвана помочь Национальная система квалификаций.

«Возникает вопрос - как совершенствовать механизм выделения государственного образовательного заказа, как его эффективно использовать. Как показывает лучшая практика зарубежных высокоразвитых стран, есть четко отработанный механизм, по которому функционирует сама система - это Национальная система квалификаций, которая включает в себя отраслевые рамки квалификации, профессиональные стандарты. Национальная система квалификаций позволяет ответить на 3 основных вопроса - что должны знать и уметь специалисты, чему и как необходимо учить, и как им присваивать квалификацию», - добавила спикер.

«Сама разработка Национальной системы квалификаций у нас была начата еще в 2012 году, после выхода статьи Президента «Социальная модернизация Казахстана. 20 шагов к обществу всеобщего труда», но все еще не завершена. Из-за отсутствия профессиональных стандартов не могут разрабатываться качественно образовательные программы, которые бы обеспечили необходимые для рынка труда компетенции, в соответствии с международной стандартной классификацией образования. Более того, нужны и институциональные процедуры признания сертификации, квалификации, так как согласно действующей системе подготовки кадров, на выходе из вуза мы присуждаем академическую степень - бакалавр, магистр, а не квалификацию», - заключила Д. Нурманбетова.

Сейчас читают