Транспортный перекос практически ликвидирован
"Сегодня мы участвуем в очень важном для нас историческом, социально-экономическом событии года. В один день мы открываем две железнодорожные магистрали, такого еще не было в нашей истории", - сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Напомним, что 22 августа 2014 года Елбасы дал старт началу эксплуатации двух магистралей: Жезказган - Бейнеу (Мангистауская область) и Аркалык (Костанайская область) - Шубарколь (Карагандинская область).
Работа этих дорог будет определять жизнь нескольких регионов, всей республики на долгие годы и десятилетия, - сказал Елбасы на церемонии запуска железнодорожных линий в Жезказгане.
Через два дня в интервью у подножия Улытау Президент, размышляя о сокровенном, напомнил, что в советское время все железнодорожные линии вели в сторону России. И практически не строились дороги, связывающие местные населенные пункты.
Действительно, совсем недавно, ряд регионов страны были связаны между собой по железным дорогам исключительно транзитом через РФ. Например, Уральск и Актобе с Костанаем, Семипалатинск и Павлодар. За годы независимости, такой транспортный перекос - как символ зависимости бывшей "окраины" от "центра" практически ликвидирован. Теперь мы с РФ - добрые соседи и деловые партнеры.
Открытие новых магистралей Гава государства сравнил по значимости с открытием здесь великим ученым Канышем Сатпаевым крупнейших залежей медных руд и основанием города Жезказгана. С тех пор минуло более 50 лет, за это время добыты миллионы тонн руды. И богатства недр истощились, что нашло отражение в развитии города, часть населения осталась без работы. Определенные трудности возникли и из-за тупикового местоположения Жезказгана в разметке железнодорожных магистралей.
Как отметил Нурсултан Назарбаев, когда экономика страны стала набирать обороты, у нас появилась возможность выделить свыше 500 миллиардов тенге на строительство железной дороги протяженностью 1 200 километров. "На словах это воспринимается как должное, а по сути – это достояние, которое может служить людям 50-100 лет, уверен Глава государства".
На самом деле это действительно прорывной проект. Несколько фактов о размахе стройки, длившейся с июня 2012 года до августа 2014 года. За это время проложено 1200 км главных путей, сооружено 46 мостов и путепроводов, смонтировано 570 водопропускных пунктов, проведено более 4200 км линий электроснабжения и других объектов производственной инфраструктуры. Технические операции будут осуществляться на 23 станциях и 33 разъездах. Инфраструктурные технологические связи базируются на передовых цифровых стандартах. Для эксплуатации новых линий создается свыше 3,5 тыс. рабочих мест. Таким образом, завершено формирование целостной структуры магистральных железнодорожных сетей.
Участок "Жезказган-Бейнеу" протяженностью 988 км - это выход к Каспию, и он позволит обеспечить перевозку до 26,2 млн тонн экспортных и 4 млн тонн транзитных грузов в год соответственно.
По мнению Лидера нации, социальная значимость этого события состоит в том, что железная дорога оживит экономику нескольких районов сразу четырех областей. "Люди смогут найти достойную работу, а со временем здесь возникнут новые поселки. Люди обживутся, степь будет заселяться", подчеркнул Елбасы.
К тому же, это благословенные места, земля обетованная для казахов. И новые дороги, связывающие запад и север страны с центром, символизируют стремление нашего народа к единению, сердцем которого и является Улытау - духовная столица страны.
Автор: Алия Темирова