09:40, 16 Январь 2009 | GMT +5
Свою антикризисную программу наша компания выработала два года назад - исполнительный директор Textiline Инна Апенко
АЛМАТЫ. 16 января. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Свою антикризисную программу наша компания выработала два года назад. В 2008 году были сделаны крупные инвестиции в модернизацию предприятия, в частности, в обновление оборудования. В 2009 году мы будем делать акцент на маркетинговые исследования рынка. Об этом корреспонденту Казинформа заявила исполнительный директор компании Textiline Инна Апенко.
- Как компании удается выживать в таком сложном сегменте экономики, как легкая промышленность, в условиях, когда весь мир ощущает прессинг всемирной фабрики - Китая?- Наша компания была основана в 1998 году Сергеем Апенко, который сделал свой выбор именно на производстве одежды. В советское время он работал коммерческим директором трикотажной фабрики им. Ф.Дзержинского и вложил много усилий в ее развитие. В период развала плановой экономики и этого огромного предприятия он делал все, чтобы оставить действующим хотя бы один его цех. Но фабрика закрылась, ее технологическое оборудование было распродано по цене металлолома. Можно констатировать, что сегодня предприятий такого масштаба в легкой промышленности страны нет до сих пор. Несмотря на все эти проблемы, он принял решение остаться именно в этом бизнесе. Так появилась «Textiline», где сначала работали всего три человека. Свою деятельность они начинали с различных вариантов. Сегодня наша компания - это крупнейшее предприятие по производству одежды в стране. В его структуре работают более 1000 человек. В Алматы находится головное предприятие, которое занимается разработкой дизайна, конструкторскими и технологическими процессами, осуществляет финансовое, маркетинговое управление. Все производственные мощности вынесены за пределы города. Это удешевляет не только производственный процесс, но и кадровый. В городе ощущается нехватка специалистов в нашей отрасли. К сожалению, сегодня профессия швеи и другие специальности, связанные с производством, не популярны среди молодежи. Наши производственные площадки находятся в Талгаре, Текели, Караганде, Риддере, Зыряновске. Это достаточно крупные фабрики. К примеру, предприятие в Талгаре - наиболее технологически укомплектовано, где имеется технология по автоматизированному раскрою, пять вышивальных машин, мощный печатный станок по трафаретной печати. Автоматизированный раскрой - едва ли не единственная подобная технология в стране, на других фабриках раскрой проводится на полуавтоматах. Оснащение производства новейшим оборудованием и внедрение современных технологий - одно из стратегических направлений компании. Наш девиз - быть на шаг впереди своих конкурентов и соответствовать международному уровню. Мы всегда мыслили глобально, никогда не ставили себе цель быть лучшими среди худших. Именно руководство нашей компании инициировало создание Ассоциации легкой промышленности, которая решает общие проблемы и задачи, актуальные для всей индустрии в целом. - Правительство страны приняло антикризисную программу, вышел Закон РК «О госзакупках», в рамках которого будет отдаваться предпочтение отечественным производителям. Насколько комфортно чувствует себя Ваш бизнес в нынешних условиях?- Проведена инвентаризация всей структуры затрат, оптимизация по персоналу. Но речь не идет о сокращении кадров. Мы работаем в той отрасли, где существует проблема квалифицированных работников, поэтому эти меры исключены. Руководство компании направляет немало средств на обучение и профессиональный рост своих сотрудников, т.к. кадры - это немаловажный капитал. Кроме этого, сделан акцент на развитие бренда, на план развития продаж. Предприятие уже готовится к посткризисному этапу. Компания начала сотрудничество с московским агентством «Качалов и коллегия», которое входит в первую пятерку лучших маркетинговых фирм России. Стоит отметить, что участие в тендерах на получение госзаказов никогда не входило в одну из стратегий нашей компании, хотя все остальные предприятия отрасли существуют именно за счет них. Мы в этом отношении несколько уникальны. Компания активно работала с потребителями и с рынком корпоративных клиентов, в который входят нефтегазовый, горнодобывающий и другие секторы, а также в сфере пошива спортивной одежды. Мы разделяем мнение казахстанского бизнес-сообщества, что в тендерах отсутствуют прозрачность и объективность. К примеру, мы всегда гордимся своими преимуществами - наличием собственной дизайн-студии, производством качественной конкурентоспособной продукции на экспорт. Но в тендерах существуют другие критерии отбора. В 2006 году мы боролись за право изготовить одежду для сборной Казахстана на Олимпиаду в Турин. Подготовили потрясающую коллекцию, все были изумлены ее качеством и просто аплодировали нам. Она была основана на наших национальных истоках, с соответствующей цветовой гаммой, сделана со вкусом и любовью. Остальные компании демонстрировали купленные в магазинах спортивные костюмы, которые совершенно не ложились в единую коллекционную идею. Но мы не выиграли тендер. В конечном счете, костюмы были привезены через какую-то фирму из Китая. Такое прохладное отношение к отечественному производителю вызывает недоумение. Соревноваться за самую низкую цену ? это не стратегия нашей компании. Брэнд Textiline несет за собой качество, инновационность, высокие технологии ? а это не может быть дешевым. Исходя из этого, мы всегда старались дистанцироваться и не зависеть от рынка госзаказов и делать свои самостоятельные рыночные шаги. Кризис, безусловно, коснулся и нас, потому что наиболее сильно ему подверглись предприятия-недропользователи, которые сокращают объемы по закупке одежды, что создает дискомфорт и для нас. В этом году сократилась наша клиентская база, и мы намерены идти в сторону госзаказов. Возлагаем огромные надежды на Закон РК «О госзакупках» и аплодируем действиям Главы нашего государства. Правительство РК, наконец, обратило внимание на отечественных производителей и для них пытаются создать приемлемые условия для работы. Наша компания участвовала в выставке «Госзакупки-2009», организованной акиматом Алматы. Для предпринимателей были представлены основные статьи расходов госструктур. Увы, в организации этого важного мероприятия не обошлось без минусов. Но первые шаги навстречу бизнесу, работающему в реальном секторе экономики, уже сделаны. Были раскрыты какие-то статьи, озвучены суммы. В чем заключаются недостатки? Мы понимаем, что из городского бюджета выделяются определенные средства на закупку спецодежды для МЧС и других сфер. Услуга на изготовление одежды отсутствовала, потому что эти статьи разбиваются на общие услуги, и они целиком отдаются какой-либо компании. Считаем, что этот вопрос не совсем прозрачен. Тем не менее, это был всего лишь первый шаг, и мы с оптимизмом верим, что лучшее - впереди. По итогам этой выставки мы оставили свои комментарии в Ассоциации легкой промышленности РК. В конце января т.г. в акимат на подобную выставку планируется пригласить национальные компании. Это - серьезный пласт для приобретения заказов. Даже на уровне контактов это будет весьма полезно для бизнеса и серьезная мотивация в целом. Закон о госзакупках напрямую направлен на поддержку отечественных товаропроизводителей. Самое главное, чтобы теперь он хорошо реализовался в жизни. Очень часто политика Главы государства по поддержке отечественного бизнеса искажается чиновниками на местах на стадии реализации. В законе есть пункт о создании единого информационного сайта для отечественных производителей. Сайт уже работает, и информация на нем обновляется. В будущем планируется принимать и совершать закупки в режиме он-лайн. Безусловно, это будет реальной поддержкой бизнеса. Сегодня сбор документов для участия в тендере отнимает очень много времени и сил. - Насколько доступны сегодня кредиты для дальнейшего развития вашего бизнеса? - Наша компания - активный пользователь мер, которые предоставляет государство для поддержки бизнеса. В частности, в прошлом году с помощью программы БРК-лизинг через фонд «Казына» мы взяли кредит. Благодаря этим средствам были сделаны серьезные инвестиции в развитие производства - закуплен автоматизированный комплекс для раскроя, обновлено около 30% парка швейных машин, приобретено спецоборудование. Это достаточно дешевый кредитный ресурс по сравнению с тем, что предоставляют банки второго уровня. Опять же сам продукт очень привлекательный, но все сопутствующие ему шаги отняли у нас много сил и времени. Так, сбор документов и различные второстепенные процедуры отняли около полугода. Вот поэтому мы говорим, что хорошие инициативы сверху настолько тяжело поддерживаются снизу, что превращаются в «хождение по мукам». Наша компания, имеющая 10-летний опыт работы на рынке с кредитными организациями, предполагала оформить этот кредит максимум за один месяц. Теперь мы ясно представляем, какие огромные усилия приходится прилагать более мелким компаниям. Сегодня Правительство в рамках антикризисных мер вливает огромные финансовые средства в банки второго уровня. По сравнению с прошлым годом, когда кредиты просто не выдавались, ситуация улучшается. Но деньги не настолько дешевые, как заявляет Правительство. - Будет ли Ваша компания бороться за право шить форму для сборной Казахстана на Азиаду-2011? - Спортивная одежда - любимое направление нашей работы. У нас есть опыт пошива спортивной одежды для эстафеты Олимпийского факела, который проходил в Алматы, для празднования десятилетия Астаны. Огромные надежды мы возлагаем на Азиаду-2011. Надеюсь, что в рамках сегодняшней политики Правительства по поддержке отечественных производителей наша компания не будет в числе проигравших. И средства нашего государства не уйдут вновь в Китай. Сегодня в Казахстане пока нет других компаний, изготавливающих спортивную одежду на таком высоком уровне, как у нас. Уже начата работа над разработкой коллекции, мы владеем контактами организаторов и рассчитываем, что заказ останется внутри страны. Textiline - единственная в Казахстане компания, которая экспортирует свою продукцию в Швейцарию. Мы очень гордимся этим фактом. Швейцарская компания «Assos» является мировым лидером по производству специализированной одежды для велоспорта. Это абсолютно не банальная футболка, а высокотехнологичная экипировка, с эргономичными линиями и применением инновационных материалов. То есть, это - целая технология изготовления подобной одежды. Дистрибуция нашего швейцарского партнера представлена в 75 странах мира, поэтому мы можем заявлять, что во всех этих странах присутствует наша продукция. Она пока не изготавливается под брендом Textiline и с маркой Made in Kazahstan. Но когда партнеры презентовали эту коллекцию, они всегда указывали нашу страну. Мы чувствуем себя посланниками Казахстана, представляющими его в глобальных масштабах. - Таким образом, наша страна способна выпускать конкурентоспособную продукцию на этом сложном рынке?- Да. В первую очередь это связано с наличием кадровой базы, которая была создана в советское время. Мы дорожим этими специалистами, многие их них уже пенсионного возраста, но они продолжают работать в качестве консультантов. Это тот ресурс, который мы не хотели бы терять и стараемся их опыт передать молодому поколению сотрудников. Ведь получение столь серьезного заказа от швейцарского партнера основано на серьезной технологичной базе. Мы можем быть конкурентными, и это однозначно. Вряд ли мы будем конкурентны с Китаем по низкой стоимости товаров. Во-первых, уровень заработной платы в Казахстане выше, чем в Китае, Индии, Индонезии. К примеру, фирма «Assos» предпочла нас среди этих стран. Так, при изготовлении спортивной экипировки необходимы, прежде всего, высокое качество исполнения и лояльность самой компании. Мы разрабатываем изделия совместно, тратим ресурс на отработку массы образцов, создаем экспериментальные вещи. Безусловно, это не стратегия Китая, которая работает на широкий потребительский рынок. Сохранить свои лидирующие позиции нам помогает вера в то, что мы очень любим свою страну, мы верим в правительственные программы по поддержке бизнеса.- Спасибо за интервью.